Проект детско-родительского клуба «Семейная игротека» как ресурс оптимизации детско-родительских отношений

 
 

Леонтьева Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУ ДО ДДТ «Кировский» г. Новосибирска

 

Проект детско-родительского клуба «Семейная игротека» как ресурс оптимизации детско-родительских отношений

Дошкольное объединение Центр развития ребёнка «Филипок» работает на базе Дома детского творчества «Кировский» уже более 20 лет. К нам приходят дети, которые не посещают детский сад по разным причинам. В большей части это дети с особыми потребностями развития, здоровья, социальной адаптации.

Семьи, приходя к нам, часто просят педагогов помочь не только в психологическом и педагогическом аспекте воспитания детей, но и в выборе развивающих игр, пособий, книг для детского чтения. Педагоги дополнительного образования, которые работают с нашими воспитанниками, накопили большой опыт традиционных консультаций, тематических мастер-классов для родителей, в ходе многолетнего наблюдения за родителями дошколят, заметили тенденцию снижения родительской компетенций. Данные педагогического наблюдения были подтверждены результатами анкетирования.

В результате анализа анкет были выявлены следующие моменты:

– 72% детей проводят свободное время у телевизора или монитора компьютера за просмотром мультфильмов;

– 31% родителей затруднились назвать более двух настольных игр, в которые можно играть вместе с детьми.

– 17% опрошенных родителей не знают, какими развивающими играми можно заполнить свободное время детей.

– В то же время, 86% семей выразили готовность участвовать в клубных формах совместной деятельности.

Осознание противоречия между необходимостью содержательного взаимодействия родителей с детьми и отсутствием у большинства родителей опыта организации такого взаимодействия, привела к идее создания на базе ЦРР «Филипок» детско-родительского клуба «Семейная игротека».

Все детско-родительские объединения по интересам, семейные клубы и сообщества призваны обучать родителей методам и приёмам взаимодействия с детьми и создавать условия для свободного выбора детьми видов совместной с родителями деятельности. В данной ситуации педагогам важно было найти такие формы воспитательной работы, которые сочетали бы в себе лучшие достижения педагогики совместной деятельности  и соответствовали бы возрастным и психологическим особенностям детей и родителей.

Новизна нашего проекта заключается в особых правилах: каждый педагог приносит развивающую игру в копилку «Семейной игротеки», которая не используется на занятиях, и пишет аннотацию к игре. Так пополнялась «копилка игротеки», на её основе педагогами центра разработаны методические рекомендации по использованию различных типов игр в соответствии с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями детей.

Что такое семейная игротека? Это возможность при помощи игр показать родителям и детям новые способы совместного взаимодействия. Даже самые простые игры вырабатывают умение действовать по заданным правилам, терпеливо ждать своей очереди, внимательно считать свои очки, достойно проигрывать. А более сложные игры учат выделять и называть признаки предметов, учитывать сразу несколько свойств, быстро сравнивать образы, оценивать на глаз количество и форму. Педагогические игры дают много шансов побыть и победителем, и проигравшим, и это тоже важный опыт. Ребёнок видит, как реагирует на проигрыш другой человек, берёт на вооружение успешные стратегии других игроков, учится радоваться успехам других.

А что могут получить от подобных игр родители? С одной стороны, это возможность содержательно провести время вместе со своими детьми и, окунаясь в игру, «вернуться в детство». С другой стороны, это приятная компания и полезный опыт для многих семей. Ведь игры – это взаимодействие с детьми на равных, поскольку во многих играх дети схватывают идею быстрее взрослых. А родителям очень важно бывает увидеть, что их ребёнок отлично соображает, обладает хорошей памятью, вниманием и реакцией! Родителям необходимо видеть успехи детей, чтобы поддержать их, помочь им сформировать правильное представление о своих способностях.

Таким образом, семейная игротека под руководством компетентных педагогов может принести радость и пользу, как детям, так и родителям.

Цель - создание условий для деятельности детско-родительского клуба, как площадки приобретения опыта совместной игровой досуговой деятельности  родителей и детей дошкольного возраста.

Организационные задачи:

1. Разработать Положение и создать на базе МБУДО ДДТ «Кировский» общественную структуру - детско-родительский клуб.

2. Организовать картотеку аннотированных игр и наполнение «копилки» развивающих игр.

3. Привлечь к систематической работе «Семейной игротеки» большинство родителей дошкольников, посещающих ЦРР «Филипок».

Педагогические задачи:

1. Познакомить родителей с приёмами и формами организации содержательного игрового досуга детей.

2. Через игровую деятельность способствовать закреплению, конкретизации и расширению представлений дошкольников о мире.

3. Способствовать созданию позитивной установки на совместную деятельность педагогов, родителей и детей.

Проект рассчитан на 1,5 года. Его реализация проходила в три этапа.

1 этап – подготовительный. Анкетирование родителей, анализ проблем и противоречий. Поиск информации по теме. Разработка концептуальной идеи, оформление проекта.

2 этап – основной. Открытие «Семейной игротеки». Проведение основных мероприятий по плану проекта.

3 этап – заключительный. Итоговая диагностика, разработка перспективного плана дальнейшей работы детско-родительского клуба.

Принципы и правила работы:

Принцип амплификации (увеличения воздействия) заключается в содействии обогащению жизнедеятельности детей и наполнению ведущего типа деятельности дошкольников разнообразными развивающими играми.

Принцип включённости родителей означает не только их активное участие в проведении игровых занятий, но и в принятии решений по всем вопросам жизнедеятельности детско-родительского клуба.

Принцип взаимного уважения и равноправия всех членов клуба

По содержанию и направленности все развивающие игры, предлагаемые семьями в «копилку» игротеки разделены на четыре блока: прикладные, словесно-логические, настольные и подвижные игры.

С помощью игр прикладного блока детям и родителям предлагалось создавать творческие продукты (инженерно-конструкторские или дизайнерские) своими руками с помощью подручных материалов или элементов конструкторов, мозаик, кубиков и пр.

В блоке словесно-логических игр семейные команды соперничали друг с другом в умении объяснять слова, придумывать слова на заданный слог или букву, в способности идти от общего к частному.

Блок настольных игр помог детям и взрослым проявить свою ловкость, быстроту реакции, память, стратегическое мышление, коммуникативные способности.

Блок подвижных игр - это хороводы, игры на знакомство и коммуникацию, игры с мячом, лабиринты и многое другое.

Чтобы «Игротека» получилась, необходимо:

– Квалифицированные педагоги. Все педагоги, работающие с дошкольниками и младшими школьниками в ЦРР, имеют специальное среднее и высшее образование, аттестованы на первую и высшую квалификационные категории.

– Для решения организационных задач проекта ЦРР обладает необходимым оборудованием и помещениями. Игровой зал представляет собой большое благоустроенное пространство, где одновременно размещаются несколько столов и стульев для проведения игр в трёх блоках, на ковровом покрытии можно играть в подвижные игры. Игровой зал оснащён современной аудиоаппаратурой.

– ЦРР «Филипок» располагает библиотечкой методической литературы, в том числе по игровой деятельности дошкольников. Каждый педагог имеет в наличии разработки, достаточное количество наглядных и дидактических пособий, раздаточного и игрового материала.

Все результаты проекта можно разделить на две группы: результаты – творческие продукты и результаты – педагогические результаты.

1 группа результатов. Это тематические разработки, викторины, информационные буклеты, статьи, видеофильмы и фотоальбомы и пр., созданные в результате совместной деятельности детей и взрослых в рамках работы клуба «Семейной игротеки». В эту же группу входят и документы, сопутствующие деятельности клуба: Положение о детско-родительском клубе «Семейная игротека», календарный план работы, отчёты руководителей секций, сводный отчёт по проекту.

2 группа – педагогические результаты трёх уровней. Уровень знаний – расширение кругозора участников проекта, стремление детей и подростков к приобретению систематизированных знаний. Уровень отношений – положительная динамика социально-коммуникативных навыков обучающихся, их проектных, исследовательских умений.

Уровень приобретения жизненного опыта – навыки самостоятельного анализа и синтеза личных возможностей, обучение способам и приёмам проведения содержательного игрового досуга.

Вопросы

Подготовительный этап

Заключительный этап

Часто ли вы играете с ребёнком дома?

28%

53%

В какие игры вы играете с ребёнком?

31%

56%

Любите ли наблюдать, как играет ваш ребёнок?

37%

54%

Можно ли, на ваш взгляд, наблюдая игру ребёнка, увидеть в его поведении положительные и отрицательные качества?

42%

60%

Намерены ли Вы с ребёнком посещать «Семейную игротеку»?

66%

86%

Оправдались ли Ваши ожидания?

(на заключительном этапе)

-

93%

Источники информации

1. http://janemouse.livejournal.com/

2. URL: http://nataliigromaster.blogspot.com/2013/04/blog-post_2.html

3. URL: http://www.familyland.ru/igroteka/

4. URL: http//slon-dobr.ru

5. URL: http://www.nosh14.sheledu.ru/index.php/kabinet-uchitelya-fizicheskoj-kultury/221-semejnaya-igroteka

6. Игры для начинающих мам/Женя Кац. – М.: Самокат,2013.

7. Зайцев Н.А. Орнамент. Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: НОУДО «Методики Зайцева», 2009.

8. Зайцев Н.А. Платоновы тела. Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: НОУДО «Методики Зайцева», 2008.

9. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1989.

10. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. СПб., «Детство-Пресс».

11. Данилова Л. Новый взгляд на игры Никитиных. СПб., Издательский дом «Нева».

12. Развивающая игра «Уникуб». Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: ООО «КОРВЕТ», 2009.

13. Развивающая игра «Сложи узор». Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: ООО «КОРВЕТ», 2009.

14. Развивающая игра «Счётные палочки Х. Кюизенера». Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: ООО «КОРВЕТ», 2009.

15. Развивающая игра «Сложи узор». Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: ООО «КОРВЕТ», 2009.

16. Развивающая игра «Блоки Дьенеша». Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: ООО «КОРВЕТ», 2009.

Количество просмотров: 10608  

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль психолого-педагогического сопровождения обучающихся в системе дополнительного образования
2. «Родители, давайте жить дружно!»: проект по работе с родителями педагога дополнительного образования
3. Особенности оздоровительной гимнастики в школе раннего развития
4. Организация работы по патриотическому воспитанию в учреждении дополнительного образования детей
5. Проект детско-родительского клуба «Семейная игротека» как ресурс оптимизации детско-родительских отношений
6. Тенденции развития инклюзивного образования в Центре развития ребёнка «Филипок»
7. Система работы с детскими вокальными коллективами
8. Развивающая среда как условие успешной социализации детей дошкольного возраста
9. Мастер-классы: учеба и игра!
10. Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса на занятиях в классе специального фортепиано
11. Программное обеспечение образовательного процесса как условие эффективной деятельности учреждения дополнительного образования
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы