Система работы с детскими вокальными коллективами

 
 

Смеян Альбина Анатольевна,

методист первой квалификационной категории

МБУДО «ЦВР «Пашинский» г. Новосибирска

 

Система работы с детскими вокальными коллективами

Уроки эстетического цикла были и остаются важной составляющей педагогического процесса, так как музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие учащихся: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление и интеллектуальное развитие, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Моя деятельность в развитии творческих способностей учащихся основывается на многолетнем систематизированном опыте работы с детскими вокальными коллективами. Накопленный опыт педагогической деятельности помогает мне обеспечивать высокое качество образовательного процесса как с дошкольниками, так и с детьми школьного возраста.

Особенность моей работы состоит в том, что в ходе образовательного процесса учащиеся получают развитие в нескольких направлениях: развитие вокальной техники, музыкально-ритмической пластики и освоение сценического мастерства, всё это позволяет осуществлять многопрофильную подготовку юных артистов.

Систематизируя опыт своей работы с детскими вокальными коллективами, я поняла, что наряду с обучением начальной музыкальной грамоте, развитием вокальных способностей, формированием навыков ансамблевого пения в программу детской вокальной студии необходимо ввести занятия по хореографии. Так как сегодня невозможно представить вокального исполнителя, не обладающего хореографическими навыками. Развитие музыкально-ритмических способностей помогает детям свободно и раскрепощенно держаться на сцене. Помимо этого, пластическое интонирование является очень важным компонентом в вокально-исполнительской деятельности при создании музыкального образа. Здесь очень важно использовать оправданные жесты и движения по тексту песни. Оттачивание возможных вариантов движений сценического образа, способствует яркому, убедительному, эмоциональному исполнению произведения. Выражение лица, мимика, владение собой, устранение волнения на сцене, так же работают на создание единого образа. Эстетичность, пластичность и сценическая культура – всё это необходимые составляющие вокально-исполнительской деятельности.

Формы организации образовательного процесса в детской вокальной студии «До-Ми-Солька» разные, они зависят от возрастной категории группы, от вида деятельности, тематики, сложности, способности усвоения материала каждым ребенком. Основной формой организации образовательного процесса в моём объединении является занятие. Занятие по своему содержанию может быть диагностическим, теоретическим, практическим. Форму организации учебного процесса чаще определяют цели и задачи. Занятия, как организационная форма обучения, дают возможность планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса и заинтересованного отношения учащихся к материалу и самому учебному процессу. Это воздействие достигается использованием высокохудожественного материала, самим ходом процесса обучения.

Содержание занятий, объединено в тематические блоки, и состоит из теоретической и практической частей. Чередование различных видов деятельности позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся. Особенно это важно при работе с дошкольниками.

Методика вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста аналогична методике, применяемой в вокальной педагогике при обучении взрослых. Существенное различие заключается в методах и приёмах работы. Вся дошкольная педагогика, в том числе и музыкальная, опирается на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет достигнуть хороших результатов в кротчайшие сроки. Поэтому игровой метод является ведущим в моей образовательной деятельности с дошкольниками. В процессе занятия теоретическую и практическую часть я постоянно меняю и комбинирую, в зависимости от изучаемой темы. В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся, я стараюсь сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий, дидактических материалов, аудио, видеоинформации.

Несмотря на выше перечисленные условия, любое занятие имеет свою чёткую структуру:

1. Организационный момент включает в себя музыкальное приветствие, которое помогает настроиться на работу и создать положительное настроение у детей.

– «Привет! Привет, я всем говорю! Привет! Привет, я песни люблю!»,

– Песенка-приветствие: «Кто в домике живёт?»,

– «Настроение» и т.д.

2. Подготовительный этап к вокальной работе включает в себя использование вокальных упражнений, направленных на развитие вокально-исполнительских способностей учащихся, а именно:

Развитие певческой установки предполагает использование упражнений, в содержании которых даётся чёткая установка правильной осанки:

«Мы проверим спинку, спиночку – тростинку»;

«А мы детки маленькие, у нас спинки пряменькие» и т.д.

Дыхание – один из основных факторов голосообразования. Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают дыхательные упражнения без звука.

Упражнение на продолжительность и равномерность выдоха: «Вдох и выдох», «Ладошки», «Кошечка», «Ушки». Упражнение на развитие силы дыхательных мышц: «Синьор помидор», «Силачи» и т.д.

Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают и звуковые упражнения под музыку. Я подхожу к данным упражнениям творчески и стараюсь постоянно сочинять различные упражнения, понятные для детей с содержательным текстом, отражающим чёткие требования к исполнительскому мастерству.

«Мягким сделать вдох старайся,

Вдыхай носом, а не ртом.

Да смотри не отвлекайся,

Сделал вздох- замри потом.»

«Надуваем дети шарик, он становится большой,

Вдруг шар лопнул, воздух вышел, ш-ш-ш-ш-ш

Стал он тонкий и худой…»

«Вот иду я вверх» (с показом рукой) штрихом нон легато, легато, стаккато.

И таких упражнений масса, отличаются они сложностью мелодии, ритмическим рисунком и диапазоном. Важно отметить, что, используя данные попевки, одновременно с развитием дыхания у детей идёт развитие звуковысотного, ритмического слуха и рабочего диапазона. Данные упражнения всегда доставляют детям радость, так как я стараюсь подбирать забавные стихи, вызывающие положительные эмоции. Учитывая, что дети дошкольного и младшего школьного возраста любят игровые моменты, подбираю упражнения таким образом, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или элемент игры, что всегда заинтересовывает детей. Дети очень любят самостоятельно придумывать свои варианты мелодий и исполнять их эмоционально и выразительно, применяя различные способы пения – legato, staccato, non legato. Например, в упражнении: «Мама зовёт»:

1 ученик: «Оля, иди домой»

2 ученик: «Не хочу»

«Ёжик»

1 ученик: «Что за шар, не разберёшь?»

2 ученик: «Это я, колючий ёж»

В зависимости от года обучения и возраста учащихся, вокальные упражнения постепенно усложняются, способствуя дальнейшему развитию музыкальных способностей. Например, музыкально-дидактическая игра «Часы» развивает у детей уже не только ритмический слух, но и способствует развитию гармонического слуха, так как исполнение её требует интонирования тонического трезвучия по голосам.

Можно долго перечислять всё разнообразие вокальных упражнений, нацеленных на развитие атаки звука, звукообразования, звуковедения, развития ладового чувства, развитие артикуляции и дикции, на расширение диапазона. Варианты вокальных упражнений постоянно варьируются, я их использую, исходя из задач, которые продумываю для работы над каждым конкретным произведением.

3. Исполнительская деятельность. Это основная часть занятия, где во время работы над репертуаром идёт работа не только над чистотой интонирования мелодии, её звуковедения, но и над фразировкой и выразительностью её исполнения. Помимо этого, исполнительская деятельность во время занятия включает в себя работу с микрофоном и пластическое интонирование, способствующее созданию выразительного образа.

На всех этапах занятия может присутствовать как теоретическая, так и практическая часть. Практическая часть занятия обеспечивает развитие и совершенствование специальных вокальных навыков, создание условий для развития музыкальной пластики, координации и общей музыкальности учащихся, что в комплексе способствует развитию художественного вкуса и повышению мотивации к творческой деятельности. Но не менее важна и теоретическая часть занятия, включающая в себя знакомство с нотной грамотой, работу с текстом, изучение индивидуального стиля исполнителя. Также в теоретическую часть включаются основы сценического мастерства. Большое значение для успешной работы с маленькими вокалистами имеет анализ музыкального произведения. Это общая характеристика содержания произведения. Разбор текста и музыки в доступной учащимся форме, сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и её строению. Анализ средств выразительности: темп, размер, характерность ритма, динамические оттенки.

На любом занятии я стараюсь находить время для организации игры – имитации или игры-драматизации, инсценирования песен, музыкально-дидактических игр. Все это предполагает использование вокального материала, а значит, помогает мне решать поставленные задачи. В процессе инсценирования сказок, песен, стихотворений, каждый ребенок имеет возможность выбрать роль и самостоятельно использовать средства импровизации: мимику, интонацию, пантомиму и вокальные навыки.

В конце каждого занятия подвожу итоги, отмечая активность отдельных детей и обобщая проделанную работу.

Занятия в вокальной студии органично сочетают в себе учебный процесс с концертной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения имеет исполнительскую практику, то есть возможность выступить перед зрительской аудиторией. С каждым выходом на сцену учащиеся получают дополнительный творческий стимул к дальнейшему развитию и приобретают необходимый опыт исполнительского мастерства. Скоординированная деятельность всех направлений в студии (вокал, музыкально-ритмические движения, сценическое мастерство) направлена на реализацию творческого потенциала учащихся в области музыкальной культуры и вокального творчества.

Погружение ребенка в различные виды творческой деятельности – необходимое условие его полноценного развития. Причем это развитие происходит в комфортной для него обстановке: отсутствие школьных отметок, свобода выбора видов деятельности и возможность проявить и реализовать свои способности.

Изучение методической литературы показало, что достаточно много материала по методике работы с вокально-хоровым коллективом, где рассматриваются в основном типы голосов и их особенности, вокально-хоровые навыки, которые развиваются в процессе пения. Однако недостаточно внимания уделяется вопросу о том, что вокально-хоровой коллектив составляют не голоса, а их обладатели – живые, мыслящие и чувствующие люди, вступающие в творческие взаимоотношения, как друг с другом, так и с руководителем коллектива. Это очень важно понимать и учитывать в процессе развития и воспитания детского коллектива. Ведь качество исполнения вокального произведения во многом зависит не только от уровня вокальной подготовки исполнителей, но и от того, как они относятся друг к другу и к своему руководителю. Кроме этого, успех развития коллектива зависит от того, какова творческая и нравственная атмосфера в нём, насколько сходны эстетические потребности, интересы, устремления всех участников педагогического процесса. Поэтому главной задачей меня, как руководителя, в процессе воспитания объединить весь коллектив в единое русло творческих устремлений. Иными словами, установление с детьми творческого и делового контакта.

Моя педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Одной из важнейших характеристик является творческий характер педагогической деятельности. Это обусловлено тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

За годы работы в творческом коллективе я неоднократно убеждалась, что эффективность воздействия любых педагогических и коммуникативных приемов зависит от авторитета руководителя. Если руководитель пользуется уважением, доверием, а еще лучше – любовью участников своего объединения, он вызывает у них интерес к работе и творчеству. От уровня взаимодействия педагога с детьми зависит творческая атмосфера репетиций, степень эмоционального воздействия на детей, что в свою очередь оказывает эффективное влияние на их воспитание и развитие.

Среди факторов, способствующих установлению контакта между педагогом и учащимися, считаю творческий облик педагога, его музыкальный и педагогический авторитет, природную одаренность и артистизм, практический опыт и педагогические способности. В своей работе в качества средства педагогического общения с коллективом использую показ голосом, в сопровождении на инструменте. Помимо этого, постоянно подключаю и невербальные средства общения – жест, мимика, интонация. Яркий, эмоциональный исполнительский показ произведения вызывает интерес у детей, желание работать над произведением. Поэтому при первом знакомстве с произведением я всегда стараюсь показ-иллюстрацию проводить в наиболее убедительной форме, с точки зрения раскрытия художественной стороны произведения.

В ходе работы над произведением между мной и детьми складывается речевой стиль общения. Я стараюсь с детьми шутить, быть в меру веселой, так как это имеет большое значение для установления доброжелательной атмосферы и снятия напряжения. Считаю очень важным компонентом, в общении с детьми, речевую выразительность – нахождение нужной интонации, восприятие которой обычно опережает восприятие смысла. В работе над репертуаром стараюсь быть предельно искренней в своих высказываниях и последовательной в своих действиях, так как по речевой интонации легко можно определить, насколько педагог доволен или огорчен, искренен или фальшив. Стараюсь, чтобы речь была ясная, достаточно краткая, образная и эмоциональная.

Мне как руководителю очень важно хорошо знать каждого участника своего коллектива, видеть и «прочитывать» его эмоциональное состояние, уровень заинтересованности и сосредоточенности, отношения к разучиваемому произведению. В своей работе с вокальным коллективом я очень внимательно и уважительно отношусь ко всем учащимся, оценивая общую атмосферу репетиции и выбирая оптимальный вариант воздействия. Считаю, что одним из условий профессиональной работы педагога является овладение педагогической технологией – искусством прикосновения к личности. Очень важно уметь чутко и тонко варьировать воздействие на учащихся. Цель этого воздействия – помочь раскрыть творческий потенциал у детей, создать условия для их самореализации и развития гражданской позиции. Социальная психология признает, что наряду с коммуникативными способностями педагогов-музыкантов существуют врожденные качества, такие как дар, талант, обаяние. Существует даже термин «факцинация», переводимый как «завораживание», чем стараюсь привлекать детей в работе над репертуаром.

Проблема отбора репертуара для меня как руководителя вокального коллектива заслуживает повышенного внимания. От качества, художественного уровня и социально-педагогического потенциала исполняемых произведений зависит во многом эффективность занятий, творческий рост коллектива. Поэтому основной моей задачей является организация работы по созданию интересного и полноценного репертуара.

Подбор репертуара – дело непростое, хотя, конечно, выработаны критерии и принципы его оценки. Одним из критериев при подборе репертуара является его реальность, соответствие репертуара исполнительским и художественным возможностям коллектива. Произведения для вокального коллектива подбираю такие, чтобы они были интересны участникам и не должны представлять, особенно на первом этапе, больших технических и художественных трудностей. Такой репертуар способствует быстрому совершенствованию мастерства участников, развитию и закреплению вокально-хоровых навыков, развивает у исполнителей интерес к творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовный мир, внутреннюю культуру, развивает эстетические вкусы.

В свою очередь концертный репертуар наряду с требованиями, которым он должен отвечать и как учебный, он обладает еще и целым рядом качеств. С его помощью решаются широкие художественно-исполнительские и социально-педагогические задачи. Именно яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способны вызвать эмоциональный отклик и воздействовать на эстетическую сторону души.

Воспитательные возможности любого музыкального произведения, как бы ни были велики его художественные достоинства, окажутся нереализованными, если у учащихся не воспитана эмоциональная отзывчивость на красоту воспринимаемой и исполняемой музыки.

Поэтому при выборе репертуара, я учитываю:

– развивающий и воспитывающий характер словесно-музыкального материала;

– доступность содержания, понятность образов, соответствие жизненному опыту и возрасту детей;

– посильность вокально-интонационного материала - степень сложности должна соответствовать уровню подготовленности учащихся;

– яркость и рельефность музыкальных образов, мелодичность (мелодия как интеграция художественного, образного, интонационного);

– гуманистический характер произведения, утверждение позитивного жизненного начала;

– отражение чувства радости, юмора, сострадания, доброты, красоты, любви, ответственности, дружбы.

Естественно, что каждое репертуарное произведение не может включать все перечисленные параметры, но репертуар в целом, должен им отвечать. Это одно из важных отличий успешности моего коллектива.

При работе с детьми над репертуаром, стараюсь регулярно затрагивать и обсуждать проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, и соотносить свои взгляды с нормами общественной морали. Моя работа над вокально-хоровыми навыками не является чисто технической, а связана с работой над художественным образом произведения. Я, как педагог, добиваюсь более полного усвоения тех нравственных ценностей, которые содержатся в идейном контексте музыкального произведения.

Как и в любом деле, в вокальной деятельности существуют определенные устоявшиеся формы и этапы работы. Музыка, однако, часто вносит свои коррективы в привычные схемы. Мною разработан алгоритм по разучиванию репертуара, в котором отражены этапы педагогического процесса, методы и приёмы, используемые мною в решении поставленных задач. Наполнение этапов работы принципиально вариативно, их содержание и эмоциональное наполнение определяется талантом и степенью подготовленности учащихся. Все эти этапы условны, потому, что они неотделимы друг от друга и создают единое целое. Сам процесс освоения музыкального произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских и вокально-технических трудностей.

Мне бы хотелось отдельно подчеркнуть значимость и огромное воспитательное значение использования произведений военно-патриотической тематики в своей работе. С 2007 года мной реализуется проект «Патриотическое воспитание детей через репертуар вокального искусства», участниками которого является старшая вокальная группа «АС-Соль», где основная стратегия в достижении поставленной цели – это воспитание детей через репертуар вокальных произведений, что является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Данный проект был представлен в 2011 году на региональном конкурсе творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» в рамках ITE «Сибирская Ярмарка» и был удостоен Диплома II степени.

При всём многообразии репертуара вокальной студии «До-Ми-Солька», в копилке старшей вокальной группы присутствуют следующие вокальные произведения: «Птицы белые» С. Ранда, «Обелиск» муз. Р. Зоновой сл. С. Изместьевой; «Закаты алые» сл. Н.Осошник, муз В. Осошника; «Сто святых церквей», муз. В. Морозова, сл. С. Красикова, «День без выстрела» Д.Тухманов; «Сто святых церквей», муз. В. Морозова, сл. С. Красикова, «Колокольный звон» В. Шемтюк; «За всё спасибо, милый друг» из к/ф «Мы из будущего», «Защитники Отечества» музыка И. и Н. Нужины, слова Е. Шакирьянова, В. Ковтун, «Служить России» И. Резник, Э. Ханок «Журавли» муз. Я. Френкель, сл. Р. Гамзатов; «Плачет белая берёза» муз. Олега Елисеенкова сл. Александра Летчилова; «С чего начинается Родина» муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского; «Поклонимся великим тем годам» муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова.

Когда в работе с детьми используется такой репертуар, то наряду с развитием вокальных способностей у них происходит формирование верности традициям нашего славного прошлого, гражданской зрелости. Данными произведениями, как правило, мой коллектив открывает торжественные мероприятия, придавая им особую торжественность, отражая духовно-нравственную, тематическую направленность.

Результат последовательной и систематической работы с учащимися отражается на открытых занятиях, в концертной деятельности, участии в конкурсах и фестивалях.

В моём объединении ведется активная работа не только с учащимися, но и с их родителями. Я стараюсь регулярно знакомить родителей со всеми сторонами музыкальной жизни детей через открытые уроки, родительские собрания, индивидуальные беседы.

Активное участие родителей в жизни коллектива заметно улучшает качество организации учебной работы, проведения концертных и других мероприятий, так как создаются условия для координации усилий семьи и образовательного учреждения в развитии творческой способностей учащихся.

Родители, проявляющие активность в процессе учебной и концертной деятельности, чувствуют определённую ответственность за коллектив и личную заинтересованность в результатах его развития. Взаимодействие между членами коллектива и их семьями, а также личная заинтересованность родителей мотивирует меня, как руководителя, и моих учащихся на большие перспективы в дальнейшем развитии.

В системе дополнительного образования наиболее заметна роль педагога, показателями его профессиональной успешности являются регулярная посещаемость занятий детьми, наполняемость групп, высокие результаты внутренней и внешней диагностики, напрямую зависящие от профессионализма наставника.

Сегодня вокальный ансамбль «До-Ми-Солька» – это детская вокальная студия, в которой занимаются дети в возрасте от 4-х до 17 лет по написанной мною дополнительной, общеобразовательной программе детской вокальной студии «До-Ми-Солька».

В составе детской вокальной студии на сегодняшний момент три возрастные группы:

младшая вокальная группа «Ре-Фа-Ляльки» - возраст учащихся 4-6 лет;

средняя вокальная группа «До-Ми-Солька» - возраст учащихся 7-8 лет;

старшая вокальная группа «АС-Соль» - возраст учащихся 14-17 лет.

В стремлении постоянно работать над повышением профессионального мастерства заключается моё искреннее желание успешно справляться с самыми сложными задачами по организации педагогической деятельности в детской вокальной студии «До-Ми-Солька». Реализация этого стремления требует от меня настойчивости и последовательности: узнавать, размышлять, анализировать, внедрять, – всё это этапы сложного, но интересного пути, позволяющего расти и совершенствоваться, добиваясь новых высот профессионального развития.

Количество просмотров: 12969  

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль психолого-педагогического сопровождения обучающихся в системе дополнительного образования
2. «Родители, давайте жить дружно!»: проект по работе с родителями педагога дополнительного образования
3. Особенности оздоровительной гимнастики в школе раннего развития
4. Организация работы по патриотическому воспитанию в учреждении дополнительного образования детей
5. Проект детско-родительского клуба «Семейная игротека» как ресурс оптимизации детско-родительских отношений
6. Тенденции развития инклюзивного образования в Центре развития ребёнка «Филипок»
7. Система работы с детскими вокальными коллективами
8. Развивающая среда как условие успешной социализации детей дошкольного возраста
9. Мастер-классы: учеба и игра!
10. Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса на занятиях в классе специального фортепиано
11. Программное обеспечение образовательного процесса как условие эффективной деятельности учреждения дополнительного образования
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы