Роль психолого-педагогического сопровождения обучающихся в системе дополнительного образования

 
 

Палкина Ксения Ивановна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ № 218 г. Новосибирска

 

Роль психолого-педагогического сопровождения обучающихся в системе дополнительного образования

(из опыта работы МБУДО «ЦВР «Пашинский»)

Однажды для моего сына, которому четыре года, стало открытием, что все люди рано или поздно стареют. И он спросил меня: «И папа тоже постареет?» Я ответила, что, конечно, папа тоже постареет. Тогда сын, немного подумав, ответил: «Надо его предупредить!»

Конечно предупредить старение мы не можем, а вот заняться психолого-педагогической профилактикой в своих учреждениях мы просто обязаны.

Центр внешкольной работы «Пашинский» уникален тем, что является единственным крупным учреждением дополнительного образования на территории Пашино. Центр территориально удален и обособлен от центра города и других районов. И в связи с этим, на все наше учреждение, с его шестью структурными подразделениями, негласно уже в целом возложена развивающая, воспитывающая и профилактическая миссия и на педагогов, которые занимаются образовательным процессом, и на родителей 4.083 детей.

Дети развивают свои метапредметные компетенции в 6 различных направлениях: от творческих до спортивных. А с появлением в штате педагогов-психологов, наряду с профилактикой безнадзорности и правонарушений, выстроилась система мер по психолого-педагогической профилактике.

В настоящее время мы внедряем в своем учреждении основные модули психологического сопровождения, которые между собой взаимосвязаны. Это «Психологическое сопровождение педагогов», «Психологическое сопровождение родителей», «Психологическое сопровождение обучающихся» и «Психологическое сопровождение образовательных программ».

Все указанные субъекты сопровождения, так или иначе, проходят по основным направлениям:

  1. Диагностика (индивидуальная и групповая).
  2. Профилактика.
  3. Психологическое просвещение и образование.
  4. Консультирование (индивидуальное и групповое).
  5. Развивающая работа и психотерапевтическая работа (индивидуальная и групповая).

Модель деятельности психолого-педагогического отдела позволяет нам осуществлять работу со всеми участниками образовательного процесса через проекты, программы и мероприятия.   

     

Также надо отметить, что психолого-педагогический отдел тесно сотрудничает с научными консультантами, поддерживает связь со всеми школами поселка Пашино, библиотеками, детскими садами, инспекцией по делам несовершеннолетних и другими учреждениями. Все это помогает нам осуществлять профилактические меры более качественно. Так, например, научные консультанты помогают проводить экспертизы образовательных и воспитательных программ, оценивать их содержание с учетом возрастных особенностей детей, психологическую безопасность, учет работы с детьми с особыми потребностями.

С целью повышения качества коммуникативной культуры педагогов и для обмена опытом к нам приезжают с семинарами специалисты из Областного центра социальной помощи семье и детям «Радуга». Последний раз мы встречались в мае по теме «Экология общения: техники эффективного взаимодействия».

С целью повышения своего профессионального роста, а также профилактики эмоционального выгорания самих педагогов-психологов традиционно организуются стажерские площадки профессионального сообщества учреждений дополнительного образования города Новосибирска. Почти каждый месяц мы встречаемся в своих Домах и Центрах творчества и делимся своими успехами и наработками. Так, например, 15 июня 2017 года мы встречали гостей в своем Центре внешкольной работы и говорили о «Позитивной фототерапии».

Так что же мы понимаем под термином «психолого-педагогическая профилактика»? Для себя мы определили, что это вид деятельности педагога-психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей и взрослых.

В своей деятельности мы придерживаемся содержания профессионального стандарта педагога-психолога. Содержание стандарта помогает структурировать нашу работу в данном направлении. Это следующие позиции:  

  • Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся.
  • Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды; по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям.
  • Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения.
  • Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения.
  • Проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде.
  • Теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива.
  • Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе.
  • Превентивные методы работы с обучающимися «группы риска».

Так, например, работа в Центре «Пашинский» с административным аппаратом и начальниками структурных подразделений в данном направлении включает в себя: информирование о деятельности психологического сопровождения образовательного процесса в учреждении, совместное решение вопросов по оптимизации психологического обеспечения, участие в разработке планов работы Центра и реализация программы по профилактике профессионального выгорания.

В работе с педагогическим коллективом нашей целью в направлении «психолого-педагогическая профилактика» является: повышение уровня психологической культуры и профилактика эмоционального выгорания. А также просвещение педагогов дополнительного образования по взаимодействию с отдельными категориями обучающихся («трудные дети», «группа риска», агрессивные, конфликтные, гиперактивные, дети с ЗПР, с ОВЗ, одаренные дети и т.д.).

В сопровождении аттестующихся педагогов важная роль отводится консультативной работе по психологическому обоснованию образовательного процесса, подтверждению результативности деятельности. А также по профилактике стресса, снятию тревожности.

В работе с начальниками отделов и методистами предпочтение отдается рефлексивным семинарам-практикумам, которые позволяют сочетать теоретическую подготовку с умениями применять знания на практике, а также профилактику эмоционального выгорания.

Так, например, за последние три года нам удалось реализовать:

  • Программу по профилактике эмоционального выгорания для начальников отделов Центра (на совещаниях).
  • Для педагогов Центра (ресурсные тренинговые занятия с элементами игровой терапии, драматерапии, песочной терапии, релаксационные часы).
  • Неделю психологии и спорта.
  • Технику «Коллаж мечты».
  • Недельную игру «Тайный друг».
  • Индивидуальные консультации.
  • Сопровождение педагогических советов (проведение невербальных техник «Обратная связь», анкетирования, игр).
  • Семинары-практикумы («Педагогическая успешность:
    взлёты и падения», нестандартных педагогических советов «ЖЗЛ. Жизнь замечательный людей в ЦВР «Пашинский»).
  • Кинотренинг «Всегда говори ДА!».
  • Арт-терапевтические занятия и семинары для педагогов: «Сердце мое не камень», «Я – женщина», «Тайм-менеджмент», «Релаксация как метод борьбы со стрессом».
  • Посещение психологом открытых занятий педагогов.
  • Участие в профессиональном проекте Центра «Педагогические старты» и многое другое.

В перспективе хотим разработать программу «Психологическое здоровье руководителей», а также программу для педагогов по профилактике стресса.

Таким образом, указанная профилактическая работа способствует снятию эмоционального напряжения, повышению психолого-педагогической компетентности педагогов и администрации; усиливается продуктивное взаимодействие; формируется активная позиция, групповой и индивидуальной сплоченности и мотивации; достигается как целевая самореализация, самовыражение, так и общие цели, что, в конечном итоге, обусловливается личностными достижениями и достижениями воспитанников.

Работу педагога-психолога с родителями мы рассматриваем как важнейший аспект своей деятельности, направленный на сохранение психологического здоровья семьи и повышение родительской компетенции в вопросах развития и воспитания ребенка. Приоритетными для себя мы выделили следующие направления:

  • Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
  • Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
  • Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
  • Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
  • Использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
  • Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований.
  • Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке 6-летних детей к школе, старшеклассников к семейной жизни.
  • Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, и др.).
  • Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

В настоящее время разрабатываются новые модели, проекты и программы по взаимоотношению семьи и образовательного учреждения.

За последнее время нам удалось реализовать несколько программ, направленных на профилактику развития кризисных состояний у детей, укрепление детско-родительских отношений и формирование педагогической ответственности. Это такие программы, например, как: «Родительский лекторий», «Школа для родителей», «Учимся, играя», программа профилактики правонарушений несовершеннолетних «Дети будущего», совместный проект родителей и 6-летних детей «В школу с радостью!», направленный на профилактику школьной тревожности и успешной психологической адаптации.

В течение учебного года регулярно организуются групповые и индивидуальные консультации, круглые столы и тренинги для родителей («Игровая школа. Чем занять ребёнка летом?», «Телевизор в жизни семьи. Эстетика западных мультфильмов» и др.).

Через посещение родительских собраний проводится диагностика детско-родительских отношений («Поощрения и наказания», «Авторитет родителей» и др.), изучение и анализ потребностей в образовательных услугах; издаются и распространяются информационные буклеты по различной актуальной тематике («Домашнее насилие», «Интересы ребенка в семье», «Детская агрессия», «Как выбрать секцию для ребенка» и др.), ежемесячно обновляются стенды «Уголок психолога» («Четыре шага от избавления от драчливости», «Принципы общения с конфликтными детьми», «Типичные ошибки семейного воспитания», «Ложь. Её истоки. Почему дети лгут?», «Как помочь ребенку приобрести уверенность в себе», «Здоровый образ жизни на примере родителей», «О вреде курения» и другие темы).

По запросу педагогов, имеющих потребность в помощи педагога-психолога с целью привлечения внимания, формирования позитивного отношения к посещению занятий детьми, развития коммуникативных навыков, проводятся индивидуальные встречи, родительские собрания, совместные занятия (родители с детьми), где преимущественно в игровой форме, с элементами арт-терапии отрабатываются навыки позитивного общения и активного слушания.

Также прижилась такая форма психопрофилактики, как показ видеороликов и фотографий про детей во время ожидания родителей (пока ребенок на занятиях). В перспективе планируется запустить сюжеты из передачи «Няня спешит на помощь», где будет демонстрироваться различные стили воспитания детей, их положительное и отрицательное влияние на развитие личности и атмосферу в семье. Программу «В школу с радостью!» мы намерены продолжить и хотим проводить ее в других своих подразделениях, потому как имеем позитивный отклик и потребность в получении подобных знаний родителями и детьми. А существующие сайт Центра и группа «ВКонтакте» – «Пашинский педагог-психолог», позволяет организовать дистанционное общение с детьми, родителями и педагогами по вопросам профилактики трудностей социального поведения и адаптации.

В дальнейшем мы хотим продолжить работу по обобщению, аккумулированию и распространению своего опыта. А также укрепить и расширить связи с другими образовательными учреждениями в плане реализации совместных проектов и программ.

Остановимся подробнее на работе с обучающимися. Программу «Дети будущего» направлена на профилактику правонарушений несовершеннолетних. Это комплексная программа для всех субъектов образовательного процесса. Для осуществления работы психологов в программе отводится немалая часть ее содержания. Для реализации данных мероприятий мы сотрудничаем с классными руководителями, психологами, социальными педагогами школ поселка, отделением психолого-педагогической помощи семье и детям (выявление «группы риска», вовлечение детей и подростков в учебный и воспитательный процесс, организация досуговых мероприятий и летней занятости). На основе выявленных данных, а также запроса учителей, педагогов и родителей проводится профилактическая и коррекционная работа с данными воспитанниками.

За прошедший период было проведено большое количество классных часов, бесед с родителями. Классные часы проводились в МБОУ СОШ № 34 в начальном, среднем звене по таким темам как: «Мои обиды», «Правда-неправда», «Мои эмоции», «Значимые люди» и др. 

В нашем психолого-педагогическом отделе созданы условия для занятий в технике арт-терапия.

Так, например, в нашем структурном подразделении «Парус» оборудован кабинет для занятий «песочной терапией». Там имеется большая и малая песочницы с необходимым игровым материалом для проведения подобных занятий. После проведения регулярных занятий отметилась хоть и небольшая, но значительная динамика развития у детей.

Также в спортивных подразделениях по запросу педагогов с целью профилактики дезадаптации проводятся с детьми в начале года тренинги знакомства, командообразования, лидерства, сплочение (актуально при формировании коллектива), в течение года актуален тренинг психорегуляции эмоциональных состояний. При необходимости проводятся индивидуальные беседы с детьми «группы риска». В некоторых случаях нас просят педагоги о психологической помощи. В этом году планируется еще создать программу по психологическому сопровождению детей с особыми потребностями в объединении «Оздоровительная гимнастика».

Психологическое сопровождение воспитанников в нашем Центре «Пашинский» с целью профилактики различных аддикций осуществляется через многочисленные формы, приемы и методы, которые благотворно влияют на развитие каждого ребенка. Мы понимаем, что охватить профилактической работой такое количество детей, как у нас в Центре, одновременно, невозможно. Поэтому мы с научными руководителями выбрали стратегию психологического сопровождения образовательных программ, которое заключается в психологической экспертизе.

То есть все программы педагогов проходят оценку соответствия образовательной среды поставленным развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, а также оценку психологической компетентности педагога. Целью психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растет, обучается и воспитывается, ребенок; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность; защита «пространства детства» от деструктивного воспитательного и психологического влияния.

Другими словами, мы смотрим, на сколько эффективно поставлена цель в образовательной программе, как и через что она достигается, какие методы, приемы воздействия на ребенка применяет педагог. Как он отслеживает результаты, на сколько они эффективны и безопасны и соответствуют возрасту. Есть ли в программе блок психолого-педагогического обоснования. И если нет, то мы помогаем педагогу его составить. Надо заметить, что работа эта не из легких, кропотливая, но, необходимая и эффективная.

Перспективными направлениями и формами психолого-педагогической профилактики для себя считаем:

  • Работу над повышением качественного содержания программного обеспечения педагогов дополнительного образования.
  • Повышение качества реализации и создание актуальных проектов и программ по сохранению и укреплению психического здоровья обучающихся и взрослых (повышение стрессоустойчивости/жизнестойкости, профилактика суицида, аддиктивного поведения, моббинга, интернет-зависимости, профилактика эмоционально-волевого истощения (при подготовке к соревнованиям, конкурсам и т.д.)).
  • Сопровождение программ по воспитательной работе.
  • Укрепление внешних связей с образовательными учреждениями в плане сотрудничества по обобщению и распространению опыта, преемственности в данном направлении.
  • Создание профессионального психологического объединения на территории поселка Пашино.

Все это позволит нам объединить усилия, задать единый вектор для масштабной психологической профилактики на всех образовательных уровнях ребенка (детский сад – школа – учреждение дополнительного образования). 

Количество просмотров: 13019  

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль психолого-педагогического сопровождения обучающихся в системе дополнительного образования
2. «Родители, давайте жить дружно!»: проект по работе с родителями педагога дополнительного образования
3. Особенности оздоровительной гимнастики в школе раннего развития
4. Организация работы по патриотическому воспитанию в учреждении дополнительного образования детей
5. Проект детско-родительского клуба «Семейная игротека» как ресурс оптимизации детско-родительских отношений
6. Тенденции развития инклюзивного образования в Центре развития ребёнка «Филипок»
7. Система работы с детскими вокальными коллективами
8. Развивающая среда как условие успешной социализации детей дошкольного возраста
9. Мастер-классы: учеба и игра!
10. Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса на занятиях в классе специального фортепиано
11. Программное обеспечение образовательного процесса как условие эффективной деятельности учреждения дополнительного образования
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы