Тенденции развития инклюзивного образования в Центре развития ребёнка «Филипок»

 
 

Тимофеева Елена Геннадьевна,

педагог дополнительного образования
МБУДО ДДТ «Кировский» г. Новосибирска

 

Тенденции развития инклюзивного образования в Центре развития ребёнка «Филипок»

Для того чтобы было легко жить с каждым человеком,

думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним.

Л. Н. Толстой

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включённость». Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая людей с ограничениями в здоровье) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного образования, в институте. И если, говоря об инклюзии в школе и детском саду, можно долго спорить и рассуждать о плюсах и минусах данного процесса, то дополнительное образование является его благоприятной средой и, я бы даже сказала, жизненно важной «таблеткой» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы здоровья рождают проблемы психологического характера: различные комплексы, неуверенность в собственных силах, тревожность, особую эмоциональную чувствительность и ранимость и, наоборот, агрессию и обиду на весь белый свет. Зачастую таким детям очень сложно и невозможно быть успешными в школе, в общении со сверстниками.

И здесь на помощь им приходит дополнительное образование – волшебная страна, в которой любят, ждут и примут всех детей! В этой стране каждый ребёнок может быть не просто успешным, а самым лучшим, самым нужным и это очень важно для детей с ОВЗ. Это даёт им возможность самоутверждения, помогает поверить в себя, в собственные силы, создаёт условия для компенсации своей несостоятельности в какой-либо другой деятельности.

В учреждении дополнительного образования ДДТ «Кировский» работает ЦРР «Филипок». Центр развития «Филипок» осуществляет свою деятельность с 1991 года. Наш центр посещают дети с 3 до 7 лет. Наполняемость групп 10-12 человек. Согласно нормам СанПин для дошкольников, продолжительность занятий составляет от 20 до 30 минут, в зависимости от возраста детей. Наряду со здоровыми детьми наш центр посещают и дети с ОВЗ. За последние десять лет моей деятельности в данном учреждении мы работали с детьми с детским церебральным параличом, задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, общим недоразвитием речи, тяжёлым недоразвитием речи, а также с детьми, имеющими расстройствами эмоционального спектра (тревожные, агрессивные дети). Например, в 2014-2015 учебном году у нас было 5 детей с особыми образовательными потребностями, а в 2015-2016 году уже 8 таких детей.

Целью нашей работы является создание благоприятной социальной среды для развития дошкольников в соответствии с возрастными, индивидуальными и физическими возможностями.

Педагоги ЦРР «Филипок», работающие с такими детьми:

– имеют специальное дошкольное образование, т.е. знают теории развития детей и владеют разнообразными методами обучения и воспитания. Опыт работы у наших педагогов более 10 лет. На базе нашего центра нет ставок узких специалистов, но наш ПДО имеет специальное образование логопеда и педагога-психолога. Таким образом, мы имеем возможность:

– проводить психолого-педагогический мониторинг развития всех детей центра, корректировку детско-родительских отношений (консультации, разрабатывать рекомендации), обсуждать и подбирать специальные психолого-педагогические приёмы работы с такими детьми (зачастую каждый день мы обсуждаем поведение особо сложных детей, подбираем методы и приёмы работы, вырабатываем единый стиль поведения с трудными воспитанниками);

– создавать условия для развития положительной самооценки детей;

– создавать для детей условия безопасности (для детей с ОВЗ очень важны организация четкого ритма распорядка дня; создание и исполнение ритуалов группы);

– использовать свои знания для установления взаимоотношения с детьми и их семьями, учитывая потребности и потенциальные возможности каждого ребенка и его родителей (привлекаем родителей для участия в мероприятиях центра «Игротека», квесты, фольклорные праздники, утренники);

– поддерживать позитивное взаимодействие с родителями;

– способствовать тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок и т.д.;

– демонстрировать и формировать позитивные способы общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов.

Какие же условия создают педагоги ЦРР «Филлипок» для успешной социализации и адаптации таких детей?

1. День открытых дверей. Его мы проводим в начале года. Он проходит в виде открытых занятия для детей и родителей. В этот день двери кабинетов открыты настежь. Родители могут посещать все занятия вместе с ребёнком, познакомиться со стилем общения педагога, увидеть наши кабинеты, различные методические пособия, после занятия задать педагогу возникшие вопросы, и самая главная цель таких занятий – снизить страх и тревожность, которые возникают у ребёнка и родителей в период адаптации.

2. Для детей младшего дошкольного возраста (3-4 г.) с особыми психолого-педагогическими потребностями созданы группы, которые дети посещают вместе с родителями. Иногда для таких детей корректируются наши программы: чаще всего изменения вносятся в их содержательную часть, это зависит от особенностей развития и возможностей детей. Мы можем добавить или уменьшить количество подвижных игр, чаще делать физминутки или, наоборот, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предлагать больше спокойных игр, заданий для развития мелкой моторики. От этого общее количество часов не меняется, а изменяется содержательная часть занятий.

Это малочисленные группы. Такую группу посещает 6 детей и соответственно 6 родителей. Педагог имеет возможность уделить больше времени и внимания каждому ребёнку. Педагогическая гибкость и личностно-ориентированный подход является фундаментом, на котором строится вся работа с детьми с ОВЗ. Например, на занятии по теме «Осень» дети выбирают только жёлтые листочки и несут их к дереву, а Ярослав, с диагнозом ДЦП, выбирает жёлтые кнопочки мозаики и украшает ими своё мозаичное дерево.

Родителям нравятся такие занятия, образовательная среда для ребёнка становится более доступной, снижается тревожность, агрессия, рядом с мамой ребёнок чувствует себя комфортно и уверенно. По ходу занятия мамы могут задавать вопросы, выяснять цель и задачи различных игр и заданий. Например, такую группу посещал Миша. Его диагноз ЗПР, мальчик неусидчив, гиперактивен, имеются расстройства эмоционального спектра, плаксив, агрессивен, быстро утомляется. С мамой ребёнок чувствовал себя более комфортно, ему проще было сосредоточиться, удерживать внимание на какой-либо деятельности, добиваться своего результата. В любой момент мама с ребёнком могла выйти, успокоить его, переключить внимание и вновь продолжить занятие.

Ярослав, его диагноз ДЦП, интеллект сохранный, передвигается с трудом, только начинает ходить. Ребёнок очень эмоциональный, чувствительный, внимание неустойчивое. Из-за нарушения моторно-двигательного аппарата и ориентировки в пространстве, у таких детей страхи и тревожность априори. Как ему быть на занятии без мамы? Мама, конечно, была рядом, помогала ему сосредоточиться, включиться в работу, двигаться и выполнять задания. Также такую группу посещал Кирилл, мальчик с очень тяжёлым диагнозом ихтиоз. Ему было очень сложно двигаться, малейшее неосторожное движение или прикосновение причиняло ребёнку боль. И снова рядом была мама, оберегала его, придавала уверенность и помогала справиться с поставленными нами учебными задачами.

3. Для детей старшего дошкольного возраста в нашем центре проводятся дополнительные занятия. Например, индивидуальные занятия по развитию речи, который ведёт логопед.

Факультатив «Почитай-ка» развивает интеллект, помогает детям подготовиться к школе. «Мастерилки» развивают мелкую моторику, усидчивость, внимание детей.

Театральная студия «Капелька» помогает детям раскрепоститься, понять свою ценность, значимость, ведь здесь найдётся роль и место для каждого ребёнка. Основная часть детей, посещающих данные факультативы, это дети с ОВЗ. Для них эти занятия имеют определённую коррекционно-развивающую ценность.

4. Несколько лет уже в нашем центре работает проект «Семейная игротека». «Игротека» направлена на обогащение совместной деятельности родителей и детей. В рамках проекта педагоги проводят совместные игровые занятия для детей и их родителей. На таких занятиях родителям предлагаются полезные, развивающие игры, приносящие пользу и формирующие доверительные, доброжелательные межличностные отношения.

Родителям детей с особыми образовательными потребностями педагоги предлагают игры, дают рекомендации, которые будут полезны и необходимы именно их ребёнку.

Все эти мероприятия способствуют:

– созданию условий для благоприятного взаимодействия детей в группе;

– установлению открытых, доверительных отношений в системе «педагоги –дети –родители»;

– соблюдению единых требований к ребенку.

Результатом своей деятельности мы считаем:

– сохранность контингента – дети остаются с нами в течение года, а иногда и весь период дошкольного детства, несмотря на то, что в нашем районе существует ряд других развивающих учреждений и центров помощи семье;

– большая часть наших выпускников с ОВЗ поступают в общеобразовательные школы. Как отмечают родители, у детей легче происходит процесс социализации и адаптации в новом коллективе;

– в нашем центре нет медицинского работника, чтобы отследить уровень физического состояния ребёнка с ОВЗ, но ухудшения здоровья мы не наблюдаем.

В завершение хочется отметить, что в рамках инклюзии работу педагогов обязательно должны сопровождать узкие специалисты. В образовательных учреждениях нужны ставки медика, психолога, дефектолога. Учителя и педагоги должны регулярно проходить учёбу, посещать курсы по коррекционной педагогике и психологии. Тогда наша работа станет более эффективной и продуктивной.

Литература

1. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа»//Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». (Москва 14-16 ноября 2010 года): Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. М. – МГППУ, 2010. 266 с.

2. Инклюзивное образование в Европе и России: опыт, проблемы и перспективы: материалы и доклады конференции. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. – 224 с.

3. Левитская А.А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России //Социальная педагогика. – 2009. – №1. – С. 4-7.

4. МалофеевН.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. -2008. - №.1. – С.71-78.

Количество просмотров: 6748  

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль психолого-педагогического сопровождения обучающихся в системе дополнительного образования
2. «Родители, давайте жить дружно!»: проект по работе с родителями педагога дополнительного образования
3. Особенности оздоровительной гимнастики в школе раннего развития
4. Организация работы по патриотическому воспитанию в учреждении дополнительного образования детей
5. Проект детско-родительского клуба «Семейная игротека» как ресурс оптимизации детско-родительских отношений
6. Тенденции развития инклюзивного образования в Центре развития ребёнка «Филипок»
7. Система работы с детскими вокальными коллективами
8. Развивающая среда как условие успешной социализации детей дошкольного возраста
9. Мастер-классы: учеба и игра!
10. Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса на занятиях в классе специального фортепиано
11. Программное обеспечение образовательного процесса как условие эффективной деятельности учреждения дополнительного образования
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы