Развитие коммуникативных УУД в начальном математическом образовании

 
 

Гумирова Алла Вениаминовна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ «Экономический лицей» г. Новосибирска

 

Развитие коммуникативных УУД в начальном математическом образовании

Настоящая система школьного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, которая нуждается в понимании и уважении ее интересов и прав. Идея создания оптимальных условий развития личности младшего школьника, формирование его активности выдвигается при этом на первый план. В начальной школе образование является базой или фундаментом всего последующего обучения.

Предметом пристального внимания педагогов, психологов давно является процесс формирования универсальных учебных действий. Действия любого направления должны быть осмысленными.

Важные четыре блока можно выделить в составе основных универсальных учебных действий, это – регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные универсальные действия.

Умение эффективно сотрудничать, готовность вести диалог и умение поддерживать в нем друг друга, искать решение, в настоящее время все это означает умение учиться. Вот здесь хотелось более подробно остановиться на коммуникативных действиях. Почему? Да именно потому, что умение общаться или, правильная коммуникация, дает право на неограниченные возможности сотрудничества учеников. Это умение формирует потребность слушать и слышать друг друга, понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, контролировать действия друг друга и уметь договариваться. При этом грамотно вести диалог с учителем и обучающимися, грамотно пояснять ход своих мыслей, отстаивать свою точку зрения…

На данном этапе развития нашей страны одним из приоритетных направлений являются инженерные профессии. А чтобы быть инженером нужны отличные знания по многим дисциплинам, но основную роль играет именно математика. Ведь математика является основой всех точных наук. Этот процесс зарождается именно в начальной школе.

Основной организационной формой учебной работы детей в школе, конечно же, является урок. Знакомство с математическим языком, формирование речевых умений происходит в ходе изучения математики. На этих уроках дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий; формулировать вопросы и давать развернутые ответы в ходе выполнения задания. Ребята учатся строить свои доказательства верности или неверности выполненного действия и обосновывать этапы решения учебной задачи. Дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Именно поэтому развитие коммуникативных УУД играет особую роль при изучении математики.

В курсе математики развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное сотрудничество, являются необходимым условием для развития коммуникативных умений. Для более успешного развития устной научной речи можно использовать задания, где есть такие слова: «Докажи», «Поясни», «Обоснуй свой ответ», «Прокомментируй» и все задания, обозначенные вопросительным знаком.

А к системе заданий, нацеленных на развитие комплекса умений и организацию общения учеников в парной или групповой работе, относятся задания, которые позволяют: составить задание партнеру; сделать рецензию на работу товарища; в группе составить кроссворд или ребус, а также задания, позволяющие работать над контекстными и текстовыми задачами с применением методом мозгового штурма.

В основе развития коммуникативных умений лежит постоянное использование на уроках трёх видов диалога. А также, в процессе развития коммуникативных УУД очень важно обращать внимание на следующее: давать обучающимся время на обдумывание своих ответов и уметь анализировать ответы своих товарищей; учить детей высказывать свои мысли. Во время ответа на вопрос ученику нужно задавать наводящие вопросы, если тот плохо владеет знаниями по данной теме. А также давать возможность ребенку самому задавать уточняющие вопросы по учебному материалу (например, Что? Кто? Почему? Зачем? Откуда?), переспрашивать и уточнять.

Очень важно давать возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, и особенно тогда, когда их мнения расходятся. Автору высказывания нужно задавать уточняющие вопросы, если оно было выражено непонятно для других учеников. При этом, в ходе общения, необходимо создавать атмосферу доброжелательности и уважения.

В нашем постоянно меняющемся новом мире современным и признанным методом обучения и воспитания в школьной системе образования являются дидактические игры. Данный аспект обладает образовательной, развивающей и воспитательной функциями и является резервом повышения эффективности формирования вычислительных умений и навыков. Например, «Математическое домино», «Математическая эстафета», «Математические карты», «Математическое лото», «Кто быстрее?» и др. А может быть новое, это хорошо забытое старое?

Анализируя все требования к современному уроку в рамках нового стандарта образования, я могу отметить, что на уроке учащимся будет интересно тогда, когда они сами окажутся в действующей роли учителя или ученика-оппонента. При этом, самим обучающимся необходимо будет продумывать подачу материала урока, ставить цели и задачи. В результате каждый из учеников получает заслуженно высокую оценку. Конечно же, это высший пилотаж, к которому стремится каждый современный учитель.

Я работаю учителем начальных классов 17 лет и наблюдаю каждые четыре года существенные изменения в снижении уровня готовности к школьному обучению у детей. Проблемы регуляции поведения, которые испытывает современный ребенок при поступлении в первый класс, выходят на первый план в качестве основного фактора, снижающего успешность обучения. Помимо этого, быть готовым к школьному обучению означает овладеть определенными мыслительными операциями: уметь рассуждать, выделять общие признаки, видеть сходное и отличное, делать выводы. Уровнем произвольности поведения, при котором ребенок способен работать по образцу, и который является одним из показателей готовности к школьному обучению, владеет треть учеников моего класса. В классе есть дети, которые с удовольствием идут в школу, но не в состоянии выполнять требования учителя, даже при многократном повторении; есть дети, у которых хорошо идет формирование вычислительных навыков, а навыки чтения замедлены… Но особенно заметен низкий уровень владения многими детьми навыков свободного владения словом, умения донести до собеседника важную информацию и на основе этого приступить к действию. Коммуникативные навыки, формируемые в дошкольном детстве через игровое поведение, остаются несформированными, что затрудняет взаимодействие детей на новом возрастном этапе.

На фоне вышеперечисленных факторов становится актуальным применение в процессе обучения технологий, способствующих формированию коммуникативных УУД в рамках материала учебных предметов.

Урок математики в школе является одним из основных предметов. На нем ребята учатся не только счету и решению задач. На уроке математики обучающиеся учатся думать, строить свои умозаключения, развивают логику, внимательность, память, словарный запас, наращивают свой интеллектуальный потенциал.

Первая четверть 1 класса подходила к концу, и для меня было необходимо понимать, насколько правильно ребята умеют воспринимать информацию на уроке математики, перерабатывать ее, слушать учителя и собеседника, общаться на предметном языке. И я решила провести урок-диагностику, используя математические задания. Данную диагностику я проводила по методике Г.А. Цукерман «Рукавички». Цель данной методики состоит в том, чтобы выявить уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. В данном случае оценивались коммуникативные действия.

Я рассказала ребятам историю про девочку, которая вынуждена была много работать на улице холодной зимой. И, чтобы хоть как-то скрасить ее тяжелый труд, ребята должны были создать для нее рукавички, украсить узором. Данный узор содержал комплекс заданий по математике. Работа проводилась в группах. Диагностика показала, что из 15 пар ребят смогли полностью выполнить работу только 8 пар. Одна пара совсем не смогла договориться между собой, и работа была не выполнена. Умение договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать – все это существенно отстает у детей 1 класса начала года. Проблема существует и во взаимопомощи по ходу выполнения заданий. Ребята по-прежнему не стремятся помогать друг другу. Каждый в данной ситуации хочет проявить только себя. Из-за этого при украшении рукавичек сходство частичное: отдельные признаки совпадают, заметны и существенные различия.

Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности имеет средний уровень. Многие ребята боятся отступать от первоначального замысла. Если ребята находят лишь небольшие отклонения от первоначального замысла, то начинают нервничать, ссориться и даже отказываться работать дальше в паре. При этом украшают рукавичку своим придуманным узором. Данная диагностика показывает и тот факт, что дети благоприятно воспринимают задания, предложенные в новой форме. Им нравится работать в паре, нравится уже готовый получившийся продукт. Поэтому эмоциональное отношение к совместной деятельности имеет большее количество баллов.

Данная диагностика позволяет выделить группу ребят, у которых уже присутствуют коммуникационные навыки и есть желание вступать в контакт с окружающим миром, отстаивать свою точку зрения. Ребята придерживаются известных норм и правил при общении с окружающими. Эти дети уже умеют организовать общение сами, заинтересовать собеседника и гасить конфликтные ситуации. Они владеют диалогической и монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Обобщая изложенный материал своей деятельности по формированию коммуникативных УУД на уроке математики, я хочу выделить следующие важные параметры, которые смогла отследить в процессе работы.

– Мониторинг сформированности УУД, проводимый мной ранее с другим выпуском достаточно формально, приобрел личностную значимость. Я увидела, как реально меняется уровень сформированности коммуникативных навыков у конкретного ребенка после применения как методики «Рукавички», так и на ее основе других техник.

– О сформированности класса как коллектива говорить ещё рано, но реакции группирования, более дружеские, внимательные отношения к одноклассникам наблюдаю не только я, как учитель, но и родители. Дети стали свободнее общаться между собой, в классе легче находят пару для выполнения работы. Уровень качества многих совместных работ оставляет желать лучшего, но главное – у детей есть желание сотрудничать. Такой позитивный настрой способствует не только формированию коммуникативных навыков, но и общеучебных.

Я удовлетворена результатами использования этой методики и планирую в дальнейшем продолжить знакомиться с новыми методами изучения коммуникативных УУД.

Не только на уроках происходит процесс развития коммуникативных навыков. Наша основная образовательная программа начального образования, в соответствии с ФГОС НОО, может осуществляться образовательным учреждением и через внеурочную деятельность. Целью курса «Занимательная математика», которая входит в одно из направлений внеурочной деятельности – «Общеинтеллектуальное» и которую я веду в своем классе уже несколько лет, является создание грамотной и инициативной личности, которая владеет системой математических знаний и умений, культурных и нравственных принципов, которые готовят её к активной деятельности в образовании и формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.

Использование в обучении приемов и методов становится всё более значимым в образовательном процессе. Эти приемы и методы дают возможность самостоятельно добывать новые знания, выдвигать гипотезы, делать выводы. Проектная деятельность становится все более актуальной. Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности для школьников младших классов основной школы являются проектные задачи. Вся ценность проектной задачи заключается в том, что она ориентирует учеников, не на простое изучение определенной темы, а на создание образовательного продукта.

В данной технологии задачей учеников является получение нового «продукта» и решение данной проблемы. Здесь учитель не занимается обучением, а лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его организацией. Он контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Ребята работают с дополнительными источниками информации; вступают в коммуникацию друг с другом, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, находят компромиссные решения конфликта. При решении проектных задач формируются УУД: целеполагание, планирование, моделирование, рефлексия, коммуникация.

Такая форма работы способствует активной жизненной позиции; развивает командный дух; взаимоуважение; повышает мотивацию; делает знания более прочными; способствует развитию творчества и коммуникабельности.

После ознакомления с технологией решения проектных задач, я решила провести её в рамках внеурочной деятельности на занятиях факультативного курса. Так как основной целью проектных задач в 1-2 классах является формирование разных способов сотрудничества, и на таких уроках учитель получает возможность наблюдать за способами работы, как отдельных учащихся, так и отдельной группы, то встроенное наблюдение является при этом основным методом.

В 1-ом классе мною была проведена проектная задача «Путешествие на планету Математикус». Участвовали все дети класса. Для меня было важно пронаблюдать, как будут вести себя дети в нестандартной ситуации; оценить насколько сформированы основные ключевые компетентности при работе в группах.

В процессе работы, наблюдая за детьми, замечаешь, как нелегко достаются знания: обучающиеся шумят, ссорятся, мирятся, некоторые в командах дети на первых порах безучастны, довольствуются ролью «наблюдателя», но вдруг, в какой-то момент, погружаются в работу. Опыт делового общения развит плохо. Прообраз получаемого «продукта» усложняется . Некоторые, как казалось, сильные дети, например, роли капитана в группе не выдерживали. Многие ребята, обладая знаниями по предметам, с трудом организовывали работу в своей группе. Кто-то из ребят наоборот, быстро хватался за работу, и также быстро к ней охладевал. Расслабляться ребятам было некогда, так как они были охвачены одной целью – самостоятельно создать свой продукт.

  Что же удалось увидеть после проведенного мною урока? Я увидела то, что ребята все же смогли преодолеть трудности самостоятельной работы, стали относиться более терпимо друг к другу. Они стали уважать мнение своих товарищей и более аргументированно отстаивать свое мнение. Значит, решение проектных задач позволяет вывести личность ребенка на более высокий уровень усвоения программного содержания и работает на перспективу развития самого коллектива. В этой ситуации каждый из обучающихся своими разумными действиями создает сам себе и своему партнеру психологически благоприятные условия для повседневной работы.

Не бояться говорить, научиться говорить грамотно, уметь отстаивать свою точку зрения, а в дальнейшем, во взрослой жизни, выступать в большой аудитории, доказывая важность своего инженерного проекта или прорыва в области нанотехнологии… Это ли не мечта каждого из нас?!

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.и др. Как проектировать универсальные__ учебные действия в начальной школе. – М., Просвещение, 2013г.-151 стр.

3.Смолеусова Т.В.Проекты по математике как методическая инновация //Начальная школа. 2013.- № 8.-С. 56-58

4. Смолеусова Т.В., Еселевич О.И. Возможности инновационного урока для формирования коммуникативных универсальных учебных действий //Сибирский учитель – 2014 – №1 – 8с.

Количество просмотров: 7961  

Добавить комментарий

Target Image
1. Личностно-ориентированное обучение на уроках географии
2. А вы умеете задавать вопросы?
3. Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе
4. Формирование УУД у школьников с нарушением слуха на уроках русского языка и литературы
5. Формирование универсальных учебных действий через работу с книгой в рамках литературного клуба для младших школьников
6. Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся в работе муниципальной детской библиотеки
7. Подготовка детей к участию в творческих конкурсах различного уровня
8. Формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся с нарушениями слуха через использование диалога в образовательных квестах
9. Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке биологии
10. Формирование УУД на уроках физической культуры
11. Развитие коммуникативных УУД в начальном математическом образовании
12. Проектная деятельность как средство формирования УУД в начальной школе
13. Развитие коммуникативных УУД обучающихся с проблемами слуха как средство социальной адаптации в обществе
14. Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики
15. Открытая книга природы: из опыта проведения конкурса
16. Некоторые подходы к подготовке итогового индивидуального проекта учащимися на уровне основного общего образования в условиях МБОУ гимназии № 9
17. Эффективность учебного процесса в условиях реализации ФГОС. Интегрированный урок в начальной школе
18. Использование конструктора ТИКО на уроках и во внеурочной деятельности
19. Планирование урока английского языка «Письмо/электронное письмо другу» в 8-м классе с точки зрения развития универсальных учебных действий
20. Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся на примере урока английского языка в 5 классе

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы