Формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся с нарушениями слуха через использование диалога в образовательных квестах

 
 

Дунина Варвара Александровна,

учитель-логопед

ГБОУ школа № 4 Василеостровского района Санкт-Петербурга

 
 
 

Фортунатова Диляра Усеиновна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МКОУ С(К) ОШ № 53 г. Новосибирска

 

Формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся с нарушениями слуха через использование диалога в образовательных квестах

В сурдопедагогике, вопросы коммуникации детей являлись основополагающими с момента её становления как науки. Известно, что по уровню речевого развития обучающиеся, имеющие нарушения слуха, отстают от слышащих сверстников. Несовершенство умений и навыков, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью учащихся с нарушениями слуха, обусловленной вторичными отклонениями. Крайне редко дети с нарушением слуха являются инициаторами общения, особенно если существует необходимость во взаимодействии при совместной деятельности с учителем или сверстниками с помощью речи. Из индивидуальных бесед с обучающимися, сделали вывод, что многие не чувствуют потребности в устной речи, так как стесняются использовать её в жизни в силу характерных особенностей звукопроизношения, а также с трудностями, возникающими при оформлении своего высказывания. Обучающиеся испытывают затруднения в понимании смысла реплик, высказанных собеседником в форме краткого сообщения или встречного вопроса, отмечается бедность лексики, неточное и неправильное употребление слов, нарушения в построении предложений, характерным является преобладание одних и тех же заученных вопросов и ответов и употребление неполных предложений.

Учебные навыки общения в рамках только школьных занятий не позволяют в полной мере овладеть коммуникативными навыками естественного общения, межличностных отношений, нравственно-этических норм и личностного развития. Так формируются лишь речевые действия, но не сама речевая деятельность. Данную работу можно считать только вспомогательным средством на пути к реальному общению и  развитию коммуникативной компетенции. Необходимо создание мотивационной базы, говорящий должен "иметь мысль" и ощущать потребность в передачи своей мысли.

В таких условиях возникает необходимость создания дополнительного образовательного пространства, направленного на развитие коммуникативных способностей, на расширение творческого потенциала, формирование навыков группового сотрудничества, и приобретение социального опыта у обучающихся с нарушениями слуха. Одной из таких современных технологий, является квест-технология.

Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающиеся должны овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-  отвечать на вопросы кратко и развернуто;

- составлять вопросы устно и письменно;

- понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании;

- отвечать на поставленный вопрос полным ответом.

- ставить вопрос к имени существительному;

- составлять предложения по картинке;

- составлять рассказ по серии картинок;

- восстанавливать деформированные предложения.

- употреблять в речи предлоги.

- составлять предложения из заданных слов;

- отвечать на вопросы по тексту и по картинке;

- соотносить слово с его графической схемой;

- развивать навыки согласования слов в словосочетаниях;

- применять аналитико-синтетический метод, работа над труднопроизносимыми словами.

 

Коммуникативные:

- работать парами, бригадами, описывать в устной  форме свои действия;

 - договариваться и плодотворно взаимодействовать друг с другом;

Регулятивные:

- увеличить словарный запас пассивного и активного словаря, актуализировать его на уроках и в жизни;

- развитие мышление, память, эмоционально-волевую сферу.

Познавательные:

- соотносить картинки с предложениями;

- составлять предложения;

-дополнять предложения словами;

-упорядочивать последовательность картинок;

-рассматривать картинки и дополнять предложения;

- составлять предложения по схемам;

-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия;

-понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем;

-группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-воспроизводить услышанное;

-работать  над базовым словарем.

- развить личностные качества характера: уверенность, общительность, жизнерадостность, позитивное отношение к себе и близким;

- создать условия для успешной социализации и интеграции школьников с нарушениями слуха.

 

Обучающиеся с нарушениями слуха, которые прошли через образовательные квесты, в полной мере овладели планируемыми универсальными учебными действиями, продемонстрировали высокий уровень развития диалогической речи, коммуникативной самостоятельности, они решали различные проблемные ситуации, выражали своё отношение к событию, привлекали внимание собеседника к тому или иному факту, вели беседу об увиденном.

Работа по организации и проведению образовательных квестов будет осуществляться постоянно, так как воспитание школьников, обладающих коммуникативной и информационной компетентностью всегда будет оставаться актуальной задачей современного образования.

Мы убеждены, что участие в квест-игре – это хорошая ступень на пути личностного роста для обучающихся с нарушениями слуха.

Количество просмотров: 6514  

Добавить комментарий

Target Image
1. Личностно-ориентированное обучение на уроках географии
2. А вы умеете задавать вопросы?
3. Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе
4. Формирование УУД у школьников с нарушением слуха на уроках русского языка и литературы
5. Формирование универсальных учебных действий через работу с книгой в рамках литературного клуба для младших школьников
6. Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся в работе муниципальной детской библиотеки
7. Подготовка детей к участию в творческих конкурсах различного уровня
8. Формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся с нарушениями слуха через использование диалога в образовательных квестах
9. Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке биологии
10. Формирование УУД на уроках физической культуры
11. Развитие коммуникативных УУД в начальном математическом образовании
12. Проектная деятельность как средство формирования УУД в начальной школе
13. Развитие коммуникативных УУД обучающихся с проблемами слуха как средство социальной адаптации в обществе
14. Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики
15. Открытая книга природы: из опыта проведения конкурса
16. Некоторые подходы к подготовке итогового индивидуального проекта учащимися на уровне основного общего образования в условиях МБОУ гимназии № 9
17. Эффективность учебного процесса в условиях реализации ФГОС. Интегрированный урок в начальной школе
18. Использование конструктора ТИКО на уроках и во внеурочной деятельности
19. Планирование урока английского языка «Письмо/электронное письмо другу» в 8-м классе с точки зрения развития универсальных учебных действий
20. Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся на примере урока английского языка в 5 классе

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы