Формы и приемы организации событийности на уроке литературы

 
 

Фищукова Маргарита Федоровна,

учитель литературы высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Формы и приемы организации событийности на уроке литературы

Современному учителю необходимо не только понимать новые требования, которые рекомендованы для работы по новым стандартам образования, а успешно их реализовывать в своей педагогической деятельности. ФГОС так определяют результаты литературного образования: «…воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров…».

Материалы публикации представляют имеющийся у автора опыт организации учебного занятия как коммуникативного события: условия его возникновения и проявления. На примере конкретного урока в 8 классе даны разработанные, апробированные и систематизированные технологические приёмы организации учебного занятия подобного типа.

Представляемый урок проводился как первый урок при изучении повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в 8 классе.

1. Учитель объявляет тему урока «Гоголь как повод поговорить о …». Спрашивает:

– Чего ждете от урока с таким названием?

Будем говорить о Гоголе, произведениях Гоголя, об истории, о чем-то интересном, – так отвечают ученики.

– Попробуйте дать свой вариант продолжения темы урока.

Гоголь как повод поговорить о Гоголе – это один из вариантов завершения фразы.

Учитель: Начнем говорить… Бывало ли у вас так: идете вы по незнакомому городу без экскурсовода и вдруг перед вами памятник или мемориальная доска, и вы понимаете, в честь кого они (доска или памятник) установлены?

Ученики затрудняются назвать примеры таких жизненных ситуаций, а один ученик говорит, что в Барнауле видел памятник Толстому (для справки, в Барнауле нет памятника Толстому).

Учитель делится своим личным опытом: Несколько лет назад в Риме, идя по старой улице, я вдруг наткнулась на мемориальную доску и прочитала знакомое имя «Николай Гоголь». Помню свою радость, подобную той, когда неожиданно встречаешь на улице хорошего знакомого или родственника.

Кстати, это не единственное памятное место в Риме, которое связано с именем Гоголя. В Римском парке-музее «Вилла Боргезе» в 2002 г. установлен памятник Николаю Васильевичу Гоголю работы скульптора Зураба Церетели

Рассказ учителя сопровождается демонстрацией двух фото.

Учитель: Как думаете, почему Гоголя помнят в Италии?

Ученица говорит, что успела прочитать на фото мемориальной доски информацию о том, что в Риме Гоголь не только жил, но и работал над главной книгой своей жизни.

2. Учитель: Переместимся из Рима в Новосибирск. Предлагаю посмотреть видеосюжет, снятый учениками класса.

В сюжете (он длится около минуты) «корреспондент» стоит на пересечении улицы Красный проспект и улицы Гоголя. Рассказывает об улице, о том, когда поставлен бюст Гоголя в Новосибирске и в связи с чем.

На уроке не сработали колонки, был очень слабый звук, и учитель предложил ученику-«корреспонденту» повторить текст своего репортажа. Ученик не растерялся, и текст прозвучал именно так, как он был записан на видео. Текст заканчивался фразой: «Гоголь в нашем городе не был и по понятным причинам быть не мог».

Учитель предлагает ученикам поделиться своими впечатлениями от этого видеосюжета, а также просит повторить последнюю фразу Максима и объяснить, что он имел в виду.

3. Учитель говорит: В сюжете прозвучали названия произведений Гоголя. Какие? Выполните задание: из списка произведений выберите те, автором которых Гоголь не является.

На слайде представлены произведения.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

«Сорочинская ярмарка»

«Майская ночь»

«Миргород»

«Шинель»

«Бежин луг»

«Ревизор»

«Мертвые души»

«Тарас Бульба»

«Капитанская дочка»

4. Учитель: Мы начинаем читать героическую повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». К уроку вы перечитали 1 главу.

Напишите:

1. Что узнал(а) из 1 главы повести?

2. Что удивило при чтении 1 главы повести?

3. Почему было трудно читать 1 главу повести?

Учитель организует обсуждение первых впечатлений от повести.

5. Учитель: Будем преодолевать много трудностей по ходу чтения. Нас ждет много интересного. Рассмотрите репродукцию известной картины и ответьте на вопросы с помощью слов «да» или «нет».

1. Эта картина называется «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану».

2. Картина хранится в Третьяковской галерее.

3. Эту картина кисти И.Е. Репина.

4. «Запорожские казаки пишут…» – это иллюстрация к повести «Тарас Бульба».

6. Учитель предлагает переместиться в Санкт-Петербург и побывать на экскурсии по одной картине: «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану». После экскурсии проводится самопроверка, для этого учитель вновь читает вопросы, и ученики проверяют свои работы.

7. Учитель: Большая часть событий повести «Тарас Бульба» происходит в Запорожской Сечи, а герои повести-казаки. Что можете сказать о значении этих слов? Прочитаем фрагмент статьи учебника, стр. 242-243 и уточним значения этих слов (учебник литературы для 8 класса под редакцией Т.Ф. Курдюмовой).

8. Учитель предлагает решить учебную задачу (текст транслируется на слайде):

Петя и Коля поспорили. Коля утверждал, что слово к…зак надо писать через «а», и ссылался на статью учебника, где на стр. 243 написано «казак». Петя же утверждал, что слово надо писать через «о» – «козак», ссылаясь при этом на текст повести Гоголя. Кто, по-вашему, прав?

Казак

др.-русск. козáкъ;

укр. козáк;

польск. kozak;

лит. Kazokas.

9. Перед выполнением клоуз-теста учитель сообщает, что Гоголь постоянно редактировал повесть, дописывал новые эпизоды, в том числе, когда жил за границей. Известно, что Гоголь 9 раз переписывал от руки текст повести.

Клоуз-тест (демонстрируется на слайде)

Э, э, э! что же это вы, хлопцы, так притихли? -- сказал наконец Бульба, очнувшись от своей задумчивости. -- Как будто какие-нибудь чернецы! Ну, разом все думки к нечистому! Берите в зубы…, да закурим, да пришпорим коней, да… (поедем, полетим, поскачем) так, чтобы и птица не угналась за нами!

После предложения вставить слово «трубка», обсуждаем авторское диалектное слово «люлька». И очень интересно ученики объясняли выбор слова «полетим», видя его обоснованность в ближнем контексте цитаты.

По заданию учителя дети находят украинское слово «хлопцы», подбирают синонимы и пробуют ими заменить авторский вариант. Убеждаются, что текст при этом теряет сочность и авторскую манеру. Интересный разговор получился о словах «чернецы» и «думки».

Урок, данный в парадигме коммуникативной дидактики, учит детей наблюдать, фиксировать, отбирать, интерпретировать как информацию, так и речевую ситуацию, способам вариативного речевого поведения, умению использовать имеющиеся знания для порождения и толкования нового, ориентироваться в межпредметных контекстах, способности понимать участников диалога, принимать правомерность разных смыслов.

(Из отзыва на урок учителя МАОУ «Лицей № 9» Колмаковой Т.В.)

Количество просмотров: 6225  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формы и приемы организации событийности на уроке литературы
2. Урок обществознания в 9 классе по теме «Трудовое право»
3. Методические подходы к построению учебного занятия по теме «Основные классы неорганических соединений»
4. Сатирические журналы в контексте века Просвещения в России
5. Инновационный подход к уроку физической культуры на примере занятия с продукцией Hasbro Nerf
6. Использование технологии критического мышления в работе психолога с педагогами на примере семинара-практикума «Лицей – территория конструктивного педагогического взаимодействия»
7. Внеклассное занятие по профилактике наркозависимости «Сделай свой выбор!»
8. Методическая разработка «Новый взгляд на игровые сюжеты, или методы профилактической работы в деятельности педагога-психолога»
9. Урок математики во 2 классе по программе «Школа России»
10. Животные Новосибирского зоопарка
11. Сценарий «Фестиваль игр народов мира»
12. Педагогический проект «Новосибирск – моя малая Родина»
13. Внеклассное занятие для учащихся 6-8 классов «КОСМО-КВЕСТ», посвященное Дню космонавтики
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы