Использование технологии критического мышления в работе психолога с педагогами на примере семинара-практикума «Лицей – территория конструктивного педагогического взаимодействия»

 
 

Соколова Татьяна Анатольевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 200» г. Новосибирска

 

Использование технологии критического мышления в работе психолога с педагогами на примере семинара-практикума «Лицей – территория конструктивного педагогического взаимодействия»

Самой известной и традиционной формой работы психолога с педагогами являются семинары, тренинги, педагогические консилиумы. Семинары, по традиции, проводимые один раз в четверти, иногда превращаются в довольно скучную лекцию. Но при желании, к любой традиции можно подойти с новаторскими идеями. Некоторое время мы находились в поиске приемов и методов, которые позволили бы воспринимать психологическую работу с педагогами не как обременительный процесс, а как жизненно необходимое явление. Перебрав достаточно большое количество методов, остановились на технологии развития критического мышления.

Основная идея технологии критического мышления заключается в создании атмосферы взаимодействия, при которой все активно работают, сознательно размышляют над проблемой, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения. При этом формируется умение не только осмысленно работать с информацией, анализировать ее, критически оценивать, но и осмысливать ее и применять [2].

Рассмотрим использование приемов критического мышления на примере семинара-практикума, проведенного нами в лицее по теме: «Лицей – территория конструктивного педагогического взаимодействия».

Цель: Способствовать формированию у членов педагогического коллектива представления о конструктивном педагогическом взаимодействии в лицее как важнейшем условии эффективности образовательного процесса.

Задачи:

1) Создание атмосферы сотрудничества, осознание многообразия проявления личности каждого педагога в групповом взаимодействии.

2) Рассмотрение понятия конструктивное педагогическое взаимодействие, его уровней и типов.

2) Формулирование особенностей конструктивного педагогического взаимодействия с точки зрения различных субъективных позиций.

3) Интеграция усилий педагогического коллектива лицея по рассмотрению причин дискомфортного взаимодействия в лицее.

4) Определение путей и способов решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия в лицее.

5) Выработка коллективного единого мнения в отношении определения свода правил конструктивного педагогического взаимодействия в лицее.

8) Выработка адекватного отношения к трудностям, возникающим в профессиональной деятельности.

6) Осмысление, обобщение полученной информации, выработка у каждого педагога собственного отношения к рассматриваемой проблеме и проведенному мероприятию.

Ожидаемый результат:

Сплочение и улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе.

Мотивирование педагогов на совместную конструктивную деятельность.

Развитие навыков социальной компетентности.

Целостное осмысление и обобщение информации по проблеме конструктивного взаимодействия в лицее.

Профилактика неконструктивных форм взаимоотношений в лицее.

Формирование конструктивных стилей взаимодействия педагога с коллегами, родителями, обучающимися, администрацией.

Стабилизация душевной гармонии, активизация личностных ресурсов.

Активизация позитивного мышление учителей.

Выработка у каждого педагога собственного отношения к рассматриваемой проблеме.

Форма работы: смешанная – групповая с элементами индивидуальной, с элементами приемов критического мышления, использование мини-лекции.

Категория участников: педагогический коллектив.

Продолжительность: 60-90 минут

Материалы и оборудование:

Маркерная доска, ватманы для записи информации

Интерактивная доска

Маркеры, фломастеры, ручки, цветные карандаши

Бумага А4

Кнопки, скотч, ножницы, клей

План проведения семинара-практикума по теме «Лицей – территория конструктивного педагогического взаимодействия».

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Вступительная беседа. Приветствие участников, знакомство с темой семинара, озвучивание его целей.

II. СТАДИЯ ВЫЗОВА.

II.1. Теоретическая часть

Рассмотрение понятия педагогическое взаимодействие, знакомство с его уровнями, типами и особенностями проявления в коллективе. (5-7 минут)

II.2. Просмотр мотивационного мультфильма «Длинные ложки» (3 минуты)

Цель: Показать важность конструктивного педагогического взаимодействия для личностного развития каждого учителя, формирование адекватного отношения к трудностям, возникающим в профессиональной деятельности.

II.3. Просмотр видео презентации «Один день из жизни учителя» (3 минуты)

Цель: Снижение эмоционального напряжения, мотивация на конструктивное взаимодействие в группах.

II.4. Практическая часть.

«Цветные карамельки» (5-7 минут)

Цель: Раскрепощение участников, активизация познавательной деятельности, разделение на группы

II.5. «История группы». (5-7минут)

Цель: Установление доброжелательного настроя, пробуждение интереса, мотивирование родителей на взаимодействие.

III. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

III.1. «Модель Лицея» (5-7 минут)

Цель: актуализация имеющихся знаний   включение педагогов в работу, осмысление и обобщение информации по теме конструктивное взаимодействия в лицее, с точки зрения различных субъектов педагогического процесса.

III.2. «Булыжники проблем» (5-7 минут)

Цель: Развитие способности к аналитической и оценочной работе с причинами дискомфортного взаимодействия в лицее, вербализация негативных и моментов своей педагогической деятельности, формированию социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за свое решение.

III.3. «Правила лицея» (7-10 минут)

Цель: Формирование целостного осмысление, обобщение полученной информации, определение конструктивных стилей взаимодействия педагога с коллегами, родителями, обучающимися, администрацией.

IV. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.

IV. 1. Подведение итогов.  (5-7 минут)

IV. 2.Проведение рефлексии по итогам педагогического совета. (5минут)

Рефлексия «Чемодан, Корзина и мясорубка».

Цель: Подведение итогов, анализ опыта, полученного во время педагогического совета.

Ход семинара-практикума:

I. Организационный момент.

Педагогам прежде чем зайти в кабинет предлагается выбрать из корзинки конфетку любого цвета.

II.1.Теоретическая часть.

«Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимодействия между учениками и коллегами, результатов образования не будет». Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности школьного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. Актуальность конструктивного педагогического взаимодействия обусловлена необходимостью создания психологически комфортной образовательной среды с учетом опосредованного воздействия субъектов друг на друга. Именно оно порождает их взаимную обусловленность и выступает интегрирующим фактором педагогического процесса, способствующим появлению личностных новообразований у каждого из его субъектов.

Школа хороша, если в ней хорошо каждому. Учебно-воспитательный процесс следует представлять себе как сложную систему педагогического взаимодействия учителей, учеников родителей и администрации. Педагогическое взаимодействие как составная часть труда учителя является «главным инструментом этого труда».

В педагогической практике конструктивное взаимодействие является важнейшим фактором профессионального успеха. «Высокая техника педагогического взаимодействия – не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства» (Скаткин М. И., 2000, с. 6). Именно поэтому обучение и отработка навыков конструктивного взаимодействия со всеми субъектами профессиональной деятельности становятся первоочередной задачей педагога, стремящегося к эффективной профессиональной деятельности.

Невозможно быть профессионалом своего дела работая в коллективе только на самого себя. Это хорошо показано в мотивационном фильме «Длинные ложки», который мы сейчас с вами посмотрим.

II.2. Просмотр мотивационного мультфильма «Длинные ложки».

Цель: Показать важность конструктивного педагогического взаимодействия для личностного развития каждого, формирование адекватного отношения к трудностям, возникающим в профессиональной деятельности.

Обсуждение: Работая рядом друг с другом, но против друг друга, когда каждый – только за себя самого и против других, мы не получим конструктивного взаимодействия, наши действия будут ограниченными и малоэффективными. В то же время, предполагая готовность вступать в конструктивные взаимоотношения с другими, наши возможности профессионального развития намного повышаются. Работая в тандеме, ориентируясь на совместный результат, а не свой собственный, уважая и помогая другим коллегам, тем самым мы повышаем возможности лицея в достижении более высоких показателей и безболезненного преодоления всевозможных профессиональные трудностей.

Вспомним эпиграф нашего семинара:«Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимодействия между учениками и коллегами, результатов образования не будет».

Будет наш коллектив «бессмысленным, разрозненным» или наш коллектив будет «счастливым и перспективным», зависит только от нас самих, все исходит из того, какие стратегии профессиональных взаимоотношений в своей деятельности при возникновении различных проблем мы применяем. Устройство всех коллективов одинаковое, разница только внутри каждого работника.

Взаимодействие участников педагогического процесса – это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного развития лицея и его эффективность определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.

От процесса взаимодействия и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит данный процесс на работе.

Так, продуктивное взаимодействие приносит удовлетворенность, приводит к откровенности, искренности, открытости.

Непродуктивное – сопровождается отрицательными эмоциями: страха, тревожного ожидания, паники, приводит к недоверию, скрытности, враждебности.

Способность грамотно взаимодействовать с коллегами по работе, администрацией, вести конструктивные разговоры с родителями обучающихся, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием предопределяет будущий успех не только в профессиональной деятельности педагога, но и в деятельности всего лицея в целом.

При этом ведущая роль во взаимодействии все-таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Педагог должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Учитель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет.

Завершить нашу теоретическую часть нам бы хотелось просмотром видеоролика, в котором хорошо отражена сложность и непревзойдённость профессии учитель.

II.3. Просмотр видеопрезентации «Один день из жизни учителя» (3 минуты).

Цель: Снижение эмоционального напряжения, мотивация на конструктивное взаимодействие в группах.

II.4. Практическая часть:

Психолог. Анализируя итоги прошлого учебного года, перед нами высветилась проблема низкой удовлетворенности членов педагогического коллектива уровнем психологического комфорта в лицее. Поэтому нами и было запланировано сегодняшнее мероприятие с целью выявления причин, мешающих плодотворному и конструктивному взаимодействию в нашем лицее, определения путей создания в лицее территории комфортного конструктивного взаимодействия.

Деление педагогов на группы.

II.4. «Цветные карамельки» (5-7 минут) (слайд10)

Цель: Раскрепощение участников, активизация познавательной деятельности, разделение на группы.

Для того чтобы мы продолжили с вами нашу работу, необходимо разделиться по группам. При входе в кабинет, в начале семинара, вы выбрали конфету определенного цвета. Сейчас вы разделитесь следующим образом: кто взял конфетку с красной этикеткой сядут за первый стол, кто взял с синей – за второй, кто с желтой – за третий и кто с зеленой – за четвертый.

II.5. «История группы». Этот прием на этапе вызова сможет активизировать, заинтересовать, мотивировать на дальнейшую работу.

Цель: Установление доброжелательного настроя, пробуждение интереса, мотивирование педагогов на взаимодействие.

Психолог: Чтобы работа была более плодотворной, нам необходимо познакомиться друг с другом поближе. Для установления доброжелательного настроя, активизации нашей деятельности участникам каждой группы в течение 5 минут необходимо придумать название своей группе, узнать друг о друге интересные факты, которые их объединяют, и в течение нескольких минут презентовать «Историю своей группы», используя реальные данные.

Как нам известно, за время своего трудового дня педагог взаимодействует с учащимися, родителями, коллегами и администрацией. Наш лицей мы схематически представили в виде здания. В нем вы видите основу – 4 кирпичика – это 4 субъекта педагогического процесса, без которых не может осуществляться эффективная деятельность нашей организации. Чтобы наш лицей стал территорией конструктивного педагогического взаимодействия, нам необходимо достроить его. Что, на ваш взгляд, в нем не хватает. Правильно, окон. У каждой группы, на столе лежит лист, со схематически нарисованными окнами. Чтобы они были функциональными и «внесли» в наш лицей свет и тепло, вам необходимо сформулировать и записать в них свои мысли и предположения о том, каким на ваш взгляд, должен быть лицей, где царит атмосфера взаимопонимания и уважения. Каждая группа будет описывать свои мысли, исходя из позиции одного из участников взаимодействия. Для этого по одному представителю от группы необходимо выйти и вытянуть жетончик с названием того субъекта, с точки зрения которого они будут рассуждать.

Педагоги подходят и вытягивают жетоны с названиями определенного субъекта педагогического взаимодействия

1. УЧИТЕЛЬ.

2. УЧЕНИК.

3. РОДИТЕЛЬ.

4. АДМИНИСТРАЦИЯ.

III.1. «Модель Лицея» (5-7 минут)

Цель: актуализация имеющихся знаний включение педагогов в работу, осмысление и обобщение информации по теме конструктивное взаимодействия в лицее, с точки зрения различных субъектов педагогического процесса.

Педагогам необходимо сформулировать и записать на символических окнах свое понимание определения «Лицей – территория комфортного педагогического взаимодействия», согласно точки зрения того субъекта педагогической деятельности, который им достался (то есть с позиции ученика, учителя, родителей, администрации). Затем каждая группа в течении 5-7 минут представляет свою модель комфортного взаимодействия в лицее исходя из 4 различных позиций. Через три минуты проводится презентация групповых мнений, после чего листы прикрепляются на символическое здание лицея. Психолог, подводя итог, выделяет наиболее часто встречающиеся мнения.

Психолог: Здание нашего лицея уже приобрело определенный вид. Но в любом школьном учреждении имеются свои проблемы. В нашем случае это «булыжники дискомфорта», загораживающие территорию нашего лицея. Вам необходимо разобрать эти каменные завалы, путем анализа причин, мешающих нашему лицею конструктивно развиваться.

III.2. «Булыжники проблем» (5-7 минут).

Цель: Развитие способности к аналитической и оценочной работе с причинами дискомфортного взаимодействия в лицее, вербализация негативных моментов своей педагогической деятельности, формирование социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за свое решение. Группы разбирают символические “камни”, на которых им предлагается записать ответ на вопрос: “В чем, на ваш взгляд, кроется причина дискомфортных взаимоотношений в нашем лицее? Группы работают в течение 7 минут и презентуют свои «камни трудностей», складывая их в символическую машину для вывоза мусора.

III.3. «Правила лицея» (7-10 минут).

Цель: Формирование целостного осмысление, обобщение полученной информации, определение конструктивных стилей взаимодействия педагога с коллегами, родителями, обучающимися, администрацией.

Психолог: Мы с вами впустили свет в наше здание, разобрали каменные завалы. Что еще не хватает нашему лицею, чтобы он стал территорией комфортного педагогического взаимодействия. Правильно, людей: а именно субъектов этого взаимодействия. Сейчас в каждой группе на столах лежат символические изображения человечков. Вам необходимо на фигурках записать предлагаемые способы улучшения качества взаимоотношений в лицее, разделив их на три части:

1) на ногах фигурки, вы записываете, какие школьные традиции уже имеются в лицее;

2) на руках фигурки, то, что делается в лицее по избеганию деструктивных взаимодействий сейчас;

3) на голове человечка мысли, о том, что еще можно сделать для улучшения атмосферы в нашем лицее.

Каждая группа, выступая, анализирует и комментирует свои решения. Психолог оформляет эти предложения в правила профессиональной деятельности педагога, “работающего в “лицее комфортного взаимодействия”.

IV.1. Подведение итогов.

IV.2. Проведение рефлексии по итогам семинара-практикума (5 минут).

Рефлексия «Мясорубка, корзина, чемодан». Цель: Подведение итогов, анализ опыта, полученного во время педагогического совета.

Уважаемые коллеги, завершая наш семинар, нам бы хотелось получить от вас обратную связь. Посмотрите на доску, перед вами изображение трех предметов: корзины, мясорубки и чемодана. Возьмите стокеры, которые находятся у вас на столах и прикрепите его на тот предмет, который наиболее точно выражает ваше текущее состояние в отношении полученной информации. Если полученная информация вам была интересна, важна и пригодится в дальнейшем – прикрепите стикер к изображению чемодана, если полученную информацию вы еще до конца не уяснили и будете еще обдумывать и перерабатывать – прикрепите стикер к изображению мясорубки и если полученная информация вам была неинтересна и не важна и вы мысленно ее просто «выбросите в корзину» – прикрепите стикер к изображению «корзины».

Качественные критерии оценки достижения планируемых результатов:

Показателем достижения планируемых результатов можно считать качество работы педагогов в течение семинара: при определении ключевых проблем построения конструктивного взаимодействия в лицее, анализе и определении стратегий их разрешения. Важным результатом семинара-практикума выступает также рефлексия, с помощь приема «Мясорубка, корзина, чемодан», наиболее точно отражающая состояние участников в отношении полученной информации.

Все педагоги посчитали, что информация им пригодится в будущем, ни один не выбросил ее в «мусорную корзину» и только трое учителей высказали мнение, что им необходимо время для осмысления и переработки новых знаний.

Литература:

1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ О.И Бабич – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., Информационно-издательский дом «Филин», 1996 г.

3. Самоукина Н.А. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. М., «ИТОН», 1997 г.

4. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник. / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 543 c.

5. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2002.

6. Рычкова В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога/ В.В. Рычкова – Чита: ЧИПКРО, 2005. – 75 с.

7. http://www.kokpb.com/2011-07-12-13-01-00/74-skazka

Количество просмотров: 5159  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формы и приемы организации событийности на уроке литературы
2. Урок обществознания в 9 классе по теме «Трудовое право»
3. Методические подходы к построению учебного занятия по теме «Основные классы неорганических соединений»
4. Сатирические журналы в контексте века Просвещения в России
5. Инновационный подход к уроку физической культуры на примере занятия с продукцией Hasbro Nerf
6. Использование технологии критического мышления в работе психолога с педагогами на примере семинара-практикума «Лицей – территория конструктивного педагогического взаимодействия»
7. Внеклассное занятие по профилактике наркозависимости «Сделай свой выбор!»
8. Методическая разработка «Новый взгляд на игровые сюжеты, или методы профилактической работы в деятельности педагога-психолога»
9. Урок математики во 2 классе по программе «Школа России»
10. Животные Новосибирского зоопарка
11. Сценарий «Фестиваль игр народов мира»
12. Педагогический проект «Новосибирск – моя малая Родина»
13. Внеклассное занятие для учащихся 6-8 классов «КОСМО-КВЕСТ», посвященное Дню космонавтики
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы