Родительское собрание «Путешествие по стране «Семья»

 
 

Шураева Елена Владимировна,

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 163 г. Новосибирска

 

Родительское собрание «Путешествие по стране «Семья»

Цели занятия: формирование у родителей ощущения, что патриотическое воспитание происходит через воспитание любви к семье, совместно с родителями осмыслить основные нравственные ценности, провести тренинг нравственного к людям и адекватной оценки себя и других.

Оборудование и наглядность:

зал оформляется рисунками детей «Моя семья»;

на стене лозунг «Кто не может взять лаской, тот не может взять и строгостью» (А.П. Чехов);

подбор педагогической литературы по проблемам воспитания ребенка;

памятки для родителей.

Продолжительность: 1–1,5 часа.

Количество человек в группе: 12–15.

Подготовительная работа:

1. Изготовить вместе с детьми приглашения на родительское собрание в виде аппликаций клубничек, в которых текст:

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас на очередную встречу в Родительском клубе «Семь Я». Тема собрания «Путешествие в страну «Семья» состоится (дата, время).

Предлагаем:

круглый стол вопросов и ответов;

просмотр мультимедийных презентаций: «Чтобы ребенок рос психологически здоровым, вы должны запомнить несколько правил построения общения», «10 ошибок в воспитании детей».

обмен опытом в вопросах воспитания детей.

2. Подготовить памятки для родителей «Искусство общения с ребенком. 10 золотых правил» (по материалам книг Ю.Б. Гиппенрейтер).

3. Напечатать пословицы на карточках:

Учи жену без детей, а детей без людей.

Одними ласками ребенка не воспитаешь.

Самая лучшая наследственность – воспитанность.

Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься.

Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

Не та мать, что родит, а та, что сердцем наградит.

Ход собрания

Звучит 1-й куплет песни «Родительский дом» (сл. М. Рябинин, муз. В. Шаинский).

1. Вводная (5-7 мин)

Слово педагога-психолога: «Уважаемые родители! Добрый день! Мы рады Вас видеть! Продолжаем работу в родительском клубе «Семь Я». Отключитесь от всех проблем, оставьте их за дверью. Внутренне улыбнитесь сначала себе, а затем всем присутствующим. Молодцы! Я вновь рада видеть вас, ваши глаза и улыбки! Пусть слова и музыка известной песни настроят нас на улыбку.

Коллективная игра с целью активизации внимания «Закончи фразу» (дается ключевая фраза «Семья – это…».

2. Теоретическая часть (30-35 мин)

Уважаемые родители! Воспитание – очень сложное и ответственное дело.

У меня такой вопрос: Знаете ли вы своего ребенка? «Конечно!» – ответят почти все родители. Вот как сказала польский педагог Галина Филиппчук: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, купаем и укладываем спать, учим их делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у их постели во время болезни. Может ли кто-нибудь знать ребенка лучше его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?».

Для более плодотворного общения между педагогами и родителями, мы регулярно собираемся с вами на родительские собрания. Рассказываем вам о ваших детях, делимся с вами своими радостями и переживаниями и хотим взаимности: чтобы вы делились с нами своими проблемами, а также шли к нам со своими вопросами, которые мы поможем вам разрешить.

Давайте объединим наши усилия в воспитании подрастающего поколения. И отправимся сегодня на поезде в «Страну Психология», где узнаем, как правильно общаться с детьми в семье, чему их нужно научить в первую очередь, узнаем, умеете ли вы использовать правильно методы поощрения и наказания.

Уважаемые родители, сегодня наши педагоги будут вашими консультантами в вопросах воспитания, собеседниками и партнёрами в играх и практических заданиях. Поскольку форма нашей встречи больше носит информационно-просветительский характер, мы, учитывая сложность восприятия педагогической информации, приготовили несколько презентаций. 

1. Итак, первая станция – станция «Принципов общения». 

«Чтобы вам научиться правильно общаться со своим ребёнком, вы должны запомнить несколько правил построения общения». (На фоне музыки презентация «Письмо-обращение детей разных времен и народов к своим родителям»)

Письмо-обращение детей разных времен и народов к своим родителям

Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.

Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.

Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это все, что имеет значение. С большой готовностью я восприму ваше руководство мной.

Не будьте непоследовательны. Это сбивает меня с толку и заставляет «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.

Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».

Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.

Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я – «центр Вселенной».

Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.

Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.

Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.

Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, — это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.

Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам все объяснить, но на это надо время.

Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.

Не забудьте, что я развиваюсь, а значит, экспериментирую. Таким образом, я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.

Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.

Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.

Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.

Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже очень хочу быть вашим лучшим другом.

Ведущий: Мы с Вами ознакомились с принципами, помня которые, вы научитесь правильно общаться со своим ребёнком.

2. Упражнение "Семейные заповеди". А теперь предоставим слово родителям.

Родители составляют небольшой список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи. Каждый зачитывает этот список. Данное упражнение позволяет сравнить свои представления о семейной жизни, воспитании с представлениями других.

3. Слово-эстафета (передается по кругу мяч, взяв который каждый участник продолжает предложение, начатое ведущим)

Воспитатель начинает предложение и передаёт эстафету любому родителю, который его продолжает. Упражнение дает возможность поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.

«Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать… »

«Моя любовь к ребёнку заключается… »

«Когда моему ребёнку посторонние люди делают замечания…

«Если я вижу, что моего ребёнка «лупит» сверстник…

«Когда ребёнок выводит меня из себя, я -… »

«Для меня общение с ребенком – это… »

«Когда мой ребёнок плохо ведёт себя за столом… »

«Разговор с ребенком о его плохом поступке я начинаю… »

«Я очень быстро прощаю своего ребёнка, потому что… »

«Если ребенок провинился… »

«Муж несправедливо наказал ребёнка, я -… »

«У нас в семье «наказание-

«У нас в семье поощрение –

Музыкальная пауза

4. Уважаемые родители, следующая станция «Педагогические ситуации» (рассмотрение ситуаций, как примеров для использования в практике общения с детьми).

Ситуация 1

Люба не хочет ложиться спать раньше всех. С мамой говорить бесполезно: она на страже режима.

– Мам, я не хочу спать…

– Даже не начинай, – обрывает дочь мать.

Папа тоже за порядок, но в отдельных случаях он допускает отклонения: особенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа – страстный болельщик, и дочь знает, что он посочувствует тому, кто хочет разделить с ним компанию. И дочь пользуется этим.

Дочь смотрим отцу в глаза и вкрадчиво говорит:

– Пап, разрешишь вместе с тобой посмотреть? (Пауза)

– Ну, папулечка–а-а, – тянет дочь, - можно?

Девочка уверена, что папа ещё помолчит немного, а потом скажет:

– Так и быть, разрешаю в виде исключения!

Дочь знает, что такие исключения вполне узаконены. Вот и сегодня всё повторяется в точности, как было до сих пор: папа молчит, затем говорит:

– Так и быть, разрешаю в виде исключения!

Дочь остаётся смотреть телевизор. Она знает, что на следующей неделе, когда будут передавать футбол, всё будет как сегодня.

Вопросы для родителей:

Чем можно объяснить, что некоторые дети ведут себя по-разному с каждым из членов семьи?

От кого это зависит – от ребёнка или от взрослых?

Правильно ли поступает отец. (Родители комментируют).

Вывод: Одним из важных условий воспитания является согласованность требований взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребёнка выглядел, как строгий воспитатель, а другой – как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из них. С трудом добивается послушания тот, кто больше уступает ребёнку.

Ситуация 2

Вероника (6 лет) с интересом рисует, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и «немедленно собираться гулять».

– Мамочка, ну ещё чуть-чуть…

– Мамочка, ещё минуточку…

Ей непременно хочется закончить начатое дело.

Возмущённая неповиновением, мать… отбирает фломастеры, одевает, «шлёпает» дочь и отправляет её на прогулку.

– До чего же упряма! – сердито произносит мама.

Вопросы для родителей:

Упрямство ли это?

Правильно ли поступила мама Вероники?

Как маме следовало реагировать на поведение девочки? (Родители комментируют).

Вывод: Настойчивость нередко принимают за упрямство. И то и другое сходно по своему выражению в поведении ребёнка. Но их путать нельзя, ибо упрямство – отрицательное проявление поведения ребёнка. Стремление достичь задуманной цели – хорошая черта, и родители должны стараться укреплять её, а не разрушать.

Ситуация 3

Галя нехотя ест апельсин. Когда остаётся две дольки, папа предлагает:

– Не ешь, если не хочешь. Лучше отдай бабушке, пусть она доест.

– А-а-а, ишь ты какая… Я лучше сама съем!

 И девочка ест. Давится, морщится, но ест, лишь бы не дать другому.

– Ну вот и хорошо, что сама съела. Умница! – хвалит мама дочь.

Вопросы для родителей:

Правильно ли поступила мать, называя дочь умницей?

Какие качества мать закрепляет у ребёнка?

Вывод: В данном случае мать невольно воспитывает у дочери жадность: хвалит её за то, что она ест через силу, лишь бы не поделиться с другими. От жадности берут начало многие человеческие пороки: эгоизм, равнодушие.

Презентацию мне хотелось бы закончить следующими строками из стихотворения «17 раз обнять, поцеловать раз 10»

17 раз обнять, поцеловать раз 10

Лишь так счастливей стать сумеют наши дети.

Целуйте их всегда, ласкайте, купайте,

Коль в доме нищета, игрушки покупайте.

Пусть он растет не так, о будущем мечтайте.

Любви хоть на пятак ребенку отпускай     те.

Досаде вопреки ребенка обнимайте,

И в нежность как в силки его вы заключайте.

Иначе дьявол злой его уловит в сети,

Любовь, добро, покой – о них мечтают дети.

А нам все недосуг, и гонит нас забота,

Чтоб все как у подруг- наряды и работа.

Чтоб все как у друзей-и интерьер, и дача.

Не видим слез детей, когда ночами плачут.

Пока мы свой карман для них же набиваем,

Их гладит наркоман, а мы о том не знаем.

Целует их маньяк, любви им не хватает.

Они не просто так, как птицы улетают,

И нам их не догнать, они парят в нирване.

Ах, если б это знать смогли мы все заранее

17 раз обнять, поцеловать раз 10,

Лишь так счастливей стать сумеют наши дети!

5. Заключительная часть

Упражнение: «В лучах родительского солнца»

Цели: анализ форм проявления любви, отработка навыков проявления безусловной любви. Работа в группах.

Инструкция ведущего: Нарисуйте круг… напишите в нем свое имя… теперь от этого символа (вас, как солнышка) нарисуйте поочередно лучики… подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка?» (Например, «Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами», «Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него», «Я добрая»). Обсудите ваши достоинства в группе, сравните, найдите общее…

Далее участникам предлагается нарисовать общее солнышко и написать на его лучах по пять качеств от каждой группы. Повторов не должно быть.

Решение родительского собрания

Родителям предлагается:

– посмотреть, насколько им удается принимать своих детей. Для этого в течение дня (а лучше двух-трех дней) подсчитать, сколько раз они обратились к ребенку с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой), а сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой);

– ввести в привычку обнимать ребенка не менее четырех раз в день;

– принять участие в «часе семейных увлечений»;

– оформить и вести дневник наблюдений за детьми, интересных находок и идей в решении трудных ситуаций;

– обсудить вопросы подготовки к следующему собранию и мероприятию.

Входят дети, вручают родителям конверты с памятками «Искусство общения с ребенком. 10 золотых правил» (по материалам книг Ю.Б. Гиппенрейтер).

6. Итог встречи. Рефлексия «Ёлочка пожеланий» (родители вешают снежинки на ёлочку, в которых – анализ и отзывы о мероприятии).

Используемая литература

1. Метенова Н.М., Метенова Е.Е. Родительские собрания. Часть 2, 2016. – 64 с.

2. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. Москва, 2003. – 318 с.

Количество просмотров: 11493  

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы