Развитие ценностных ориентаций у старших подростков в условиях реализации отрядной программы
Происходящие в России социально-экономические преобразования привели к изменениям нравственного характера, смене ценностных парадигм, забвению культурных традиций, падению престижа знаний. Особенно ощутимы эти процессы в среде молодёжи: неустойчивая психика, подверженность постороннему влиянию, отсутствие истинных идеалов и веры в добро и справедливость нередко приводят к формированию негативных качеств личности. Не случайно в последние годы правительством Российской Федерации приняты основополагающие документы: Национальная доктрина образования Российской Федерации и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, в соответствии с которыми от системы образования требуется переосмысление целей и задач обучения и воспитания, выработка новых форм организации учебно-воспитательного процесса, модернизация существующих технологий, поиск инновационных форм работы с детьми.
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в такой период важно вовлечь ребят в общественную жизнь с целью воспитания у них гражданских качеств.
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определённой деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность её поведения настоящим и в то же время устремлённость в будущее.
Развитие личности в условиях природного и предметного мира происходит через межличностные отношения, в частности, для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для них становится важным:
1. Умение познакомиться с понравившимся человеком.
2. Свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы.
3. Ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, а может высказывать свои мысли и выражать чувства.
4. Подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим.
5. Подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской.
6. «Героем» подростка является активный, целеустремлённый, успешный человек.
7. Подросток склонен к мечтанию и фантазированию.
8. Группе подростков свойственно возникновение кодексов.
9. Подросткам свойственно обсуждение поведения взрослых, причём не в лицеприятной форме.
На основе созревания своего «Я» происходит пересмотр ценностных представлений и перенос функции образца с родителей на референтную группу, принятие ценностных представлений, культурных традиций. После протеста и мятежа молодые люди принимают многие ценности, свойственные их культурному окружению. По мере взросления и отказа от эгоцентризма моральные обязательства начинают выступать как взаимные, как согласование оценки других и самооценки, цели развития подростков начинают приобретать более оформленный и социальный характер.
Схему целей развития в подростковый период можно представить следующим образом:
· Общее эмоциональное созревание – от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности к конструктивным чувствам и уравновешенности; от субъективной к объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению.
· Кристаллизация интересов к другому полу – от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости.
· Социальное созревание – от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к согласию с ним.
· Освобождение от опеки родителей – от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы.
· Интеллектуальное созревание – от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.
· Выбор профессии – от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии.
· Проведение свободного времени – от интереса к индивидуальным играм, где можно показать силу, выносливость к интересу к коллективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым.
· Формирование жизненной философии – от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от стремления к удовольствиям и избеганию боли к поведению, основанному на чувстве долга.
Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).
Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.
Если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.
В условиях детского лагеря при работе с подростками мы должны учитывать всё изложенное выше. Программа лагеря, имея обширные цели и задачи, не способна на сто процентов удовлетворять психологические потребности всех возрастных категорий.
Поэтому на помощь приходят отрядные программы, которые разрабатывают вожатые для своих конкретных отрядов, опираясь на возрастные особенности своих детей.
Рассмотрим отрядную программу 2 отряда «СоюзДетФильм», целью которой является организация досуговой, развивающей деятельности, направленной на развитие ценностных ориентаций, духовно-нравственное и эстетическое воспитание.
Для реализации цели данной отрядной программы нами были поставлены следующие задачи:
1. Расширение кругозора и развитие личностных качеств ребенка через просмотр кинофильмов прошлых лет и настоящего нашей страны.
2. Формирование ВДК, как единой команды. Принятие принципов и традиций команды каждым подростком.
3. Демонстрация преимущества принципа сотрудничества перед соревновательным принципом.
4. Раскрытие разносторонних качеств личности.
5. Привитие понимания значимости и ответственности человека перед собой и окружающим миром.
Идея данной отрядной программы была рождена после просмотра некоторых художественных фильмов советского времени, где на фоне мастерской работы актеров прослеживалась идеи режиссера, связанные с общечеловеческими ценностями.
Кинематограф весьма существенно влияет на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентации личности. Это любопытным образом проявляется, например, в формировании материальных и социальных потребностей у больших групп людей и конкретных индивидов. Раньше этот процесс определялся, как правило, условиями жизни, и обычно потребности либо соответствовали имеющимся у людей возможностям для их реализации или ненамного их превышали. Теперь кино, видео, телевидение показывают самые различные нормы и стандарты жизни. В результате в массовом порядке формируются потребности, которые слабо или совсем не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Это ведёт как к позитивным последствиям (росту жизненной активности), так и к негативным (активность может, приобретать антисоциальный характер).
Идея отрядной программы. Мы снова и снова возвращаемся к прописным истинам, к непреложным человеческим ценностям посредством российского кино.
В начале смены каждый ребенок записывает те ценности, которые, как он считает, необходимы человеку. Записи скрываются в чёрном ящике. Затем представления о человеческих ценностях записываем в конце смены. Сравниваем. С первого дня мы оформляем отрядное место под съёмочную площадку, запасаемся информацией о развитии кинематографа, известных актёрах и режиссёрах, а также большим количеством фильмов.
В течение смены мы просматриваем фильм и делаем его анализ различными способами, тем самым показывая через игру экранных героев и задумки авторов общечеловеческие социальные ценности.
1. Погружение в программу. Интеллектуальная игра на тему «Зарождение и развитие кинематографа».
2. Дружба. Сказка «Буратино», фильм «Усатый нянь», «Офицеры», элементы «веревочного курса».
3. Семья. ОД «Моя семья», фильмы «Мать» (с Нонной Мордюковой), «Мачеха», «Отец».
4. Порядочность. Фильм «Чучело», «Кука», «Генералы песчаных карьеров».
5. Интернационализм. Фильм «12», ОД «Кельтское колесо».
6. Патриотизм. Фильмы «В бой идут одни старики», «А завтра была война», «А зори здесь тихие».
7. Медиана смены. Ролики «Интервью с Богом», «Жизнь за мечту», «7 минут», «13 фраз о жизни», «Моим друзьям посвящается», «Наша жизнь в лагере».
8. Мечты. Сказка «Золушка», «Гадкий утёнок», «Аврора».
9. Экология. «Я и окружающий мир», «Диалоги о животных».
10. Сопереживание. Выезд в детский дом. В подарок детям сказка «Сказочные приключения Тимура и его команды», поделки.
11. Любовь. «Костяника», «Алые паруса».
В конце смены мы снимаем свой собственный фильм «Я для себя и для других», который полностью придумывают сами ребята и который становится оценкой того, как реализовалась отрядная программа.
Ожидаемые результаты:
· Сформированный, сплочённый временный детский коллектив.
· Позитивное отношение к окружающему миру.
· Установление в коллективе отношений взаимопонимания, взаимопомощи и взаимовыручки.
· Понимание здоровья, как ценности социальной.
· Понимание важности и значимости общечеловеческих ценностей для каждого человека и для людей в целом.
Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребёнка, учить «умению чувствовать человека». Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведёт себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
Мы, реализуя отрядную программу, в течение смены наблюдаем, чтó детям не просто интересно и значимо, но и полезно, ведь именно с помощью этой программы дети могут посмотреть на себя и свои поступки со стороны, оценить себя и возможно пересмотреть свои принципы. Мы, вожатые, в свою очередь, вместе с ребятами живём в лагере по этой программе, также стараемся не просто быть примером для подражания, но и совершенствоваться, приобретая и открывая для себя и в себе много нового.
Количество просмотров: 7737 |
Добавить комментарий