Формирование невербальных навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является развитие коммуникативных умений у детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область – «Социально-коммуникативное развитие», которая определяет задачи, связанные с развитием общения дошкольника со сверстниками и взрослыми на основе эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности.
В рамках общепедагогических проблем встает проблема целенаправленной и эффективной подготовки детей к коммуникативной компетентности, формированию социального опыта общения со взрослыми, сверстниками, адекватному отношению к себе и, как следствие, успешному обучению в школе, а также на следующих ступенях образования.
Старший дошкольный возраст рассматривается как период интенсивного психического развития ребенка. Ребенок активно осваивает окружающий мир, и в процессе этого освоения формируются навыки общения со сверстниками детей дошкольного возраста с нарушением зрения. У данной категории детей восприятие действительности осуществляется через призму своего дефекта, что, безусловно, накладывает отпечаток на их взаимодействие с окружающими и, в частности, со сверстниками и взрослыми. Поэтому важно создать такие условия развития общения, при которых ребенок с нарушением зрения чувствовал бы себя комфортно, помочь ребенку освоить достаточно широкий круг отношений, необходимых для успешной социальной адаптации при подготовке к школе.
Развитие неречевых средств общения у ребенка с нормальным зрением происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Незрячие и слабовидящие дети лишены или ограничены в возможности овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию, а овладение речевыми средствами происходит со значительным отставанием от нормы.
Основной проблемой, с которой сталкивается ребёнок с нарушением зрения уже в раннем возрасте, является трудность установления взаимоотношений с окружающими взрослыми людьми, которым принадлежит ведущая роль в создании адекватных и развивающих условий коммуникативной деятельности детей, что является важнейшим фактором их нормального психического развития.
Полная или частичная утрата функций зрения ограничивает поступление количества ощущений, тем самым снижая полноту, точность и дифференцированность признаков внешнего облика человека, в той или иной степени сдерживает формирование целостного образа.
Нарушение межанализаторных связей, вызванное зрительным дефектом, влечёт за собой искажение и нарушение системы образов представлений, являющихся тем материалом, которым оперируют мышление, память, воображение, то есть те высшие психические функции, служащие основой построения и развития коммуникативной деятельности детей.
Дети с патологией зрения часто ограничены или лишены возможности овладевать невербальными средствами коммуникации, что затрудняет адаптацию таких детей, приводящую к изоляции их от своих зрячих сверстников. Дефицит общения приводит к развитию комплекса неполноценности.
У детей с нарушениями зрения наблюдаются особенности усвоения и использования неязыковых средств общения – мимики, жеста, интонации, являющихся неотъемлемым компонентом устной речи. Не воспринимая совсем или плохо воспринимая зрительно большое количество мимических движений и жестов, придающих одним и тем же высказываниям самые различные оттенки и значения, и не пользуясь в своей речи этими средствами, слепые и слабовидящие дети существенно обедняют свою речь, она становится маловыразительной. У этих детей наблюдается снижение внешнего проявления эмоций и ситуативных выразительных движений, что оказывает влияние на интонационное оформление речи, вызывая ее бедность и монотонность.
Эти недостатки в развитии указывают на необходимость специального обучения детей с тяжелыми нарушениями зрения неречевым и речевым средствам общения в сенситивный период, так как спонтанно овладеть средствами коммуникации они не могут.
Отсутствие специальной программы по обучению детей неречевым и речевым средствам общения с учетом особенностей развития познавательной деятельности ребенка, характера заболевания, обусловило необходимость разработки парциальной программы в рамках реализации вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений АООП МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», образовательная область по ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие – «Волшебные средства понимания».
Содержание программы построено в соответствии с ФГОС ДО и отражает основные направления приобщения дошкольников с нарушениями зрения к различным аспектам социальной культуры. Технологическое сопровождение реализации программы осуществлено в соответствии с принципами: последовательности и концентричности; системности; интегративности. Программа направлена на формирование коммуникативной компетентности, эмоционального интеллекта воспитанников посредством адекватного выражения собственных чувств, распознавания эмоциональных переживаний и состояний окружающих.
Перспективным направлением, учитывающим требования ФГОС ДО, стало формирование элементарных представлений об информативно-опознавательных признаках эмоций, социальной принадлежности человека с возможностью использования современных интерактивных технологий; развитие интереса к рассматриванию рельефно-графических, объемных книжных иллюстраций, использование медиа-технологий – просмотр мультфильмов с последующим обсуждением воспринятого, созданием собственных презентаций совместно с родителями воспитанников; расширение опыта эмоционального отношения к происходящему, эмоционально-моторного поведения посредством элементов психогимнастики и арт-терапии, привлечение родителей к активному участию в работе по данному направлению.
Развитие невербального общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в разнообразной деятельности: познавательно-исследовательской, игровой, двигательной, коммуникативной, во время восприятия художественной литературы, самостоятельной деятельности, театрализованной деятельности.
Игровые занятия и упражнения помогают ребёнку понять, что люди могут испытывать разные чувства: радость, грусть, злобу, страх. Находясь в обществе сверстников, ребёнку важно научиться устанавливать с ними дружеские отношения, а для этого педагог/воспитатель учит детей разбираться в причинах собственных поступков, находить способы примирения с друзьями.
В процессе данной деятельности воспитанники осознают:
– что значит для ребят дружба, кого они считают своими друзьями;
– что с помощью мимики можно установить контакт, подружиться друг с другом;
– что дружить гораздо приятнее, чем ссориться;
– что находить выход из конфликтных ситуаций помогают не только вербальные способы, но и жесты.
Большое внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется формированию целостного представления о себе: педагог побуждает детей «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
Организуемая совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребёнком своего места в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими. Ребёнок учится понимать, что принятие его другими зависит от его принятия других. Самопознание, адекватное отношение к себе рождает потребность в ценностном отношении к окружающим людям.
В дошкольном возрасте очень велика роль эмоциональных переживаний, которые ребёнок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Педагог создаёт условия для формирования у старшего дошкольника опыта нравственной деятельности.
В театрализованных играх гармонично и результативно развиваются все виды средств невербального общения. В упражнения и различные задания включаются элементы театрализации, реализуя тем самым возможность создания игровой ситуации, мотивации детей к активному взаимодействию друг с другом и со взрослыми. Эффективной работе по развитию невербального общения в театрализованной деятельности способствует профессиональный и компетентный педагогический коллектив, заинтересованные родители.
Особая роль отводится подготовительному этапу – совместной работы воспитателей, родителей, детей по накоплению, расширению и уточнению знаний – беседы, совместное чтение произведений, просмотры мультфильмов, продуктивная деятельность, подготовка атрибутов к постановке сказок и т.п.
При организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей. В группе ДОО создана среда, необходимая для построения педагогического процесса и целенаправленного формирования опыта самопознания в специально организованной совместно со взрослым деятельности, предоставлен материал для самостоятельной деятельности дошкольников, активных театрализованных игр, развлечений.
Особое внимание уделяется подбору наглядных пособий, необходимых для проведения занятий по коррекции и формированию неречевых средств общения, с учетом нарушенного зрения, показаний и рекомендаций врачей-офтальмологов.
Уголки групп наполнены следующим оборудованием и пособиями:
– зеркала (индивидуальные);
– маски, сказочная атрибутика;
– дидактические игры, направленные на развитие эмоционально-личностной сферы, отработку коммуникативных навыков, формирование нравственных категорий и ценностей;
– пособия для развития мелкой и крупной моторики, отработки графомоторных навыков, тексты упражнений пальчиковой гимнастики, психогимнастических этюдов;
– литературные произведения;
– аудио/музыкальные записи, записи голосов птиц, звуков природы, отражающие эмоциональную сторону жизни детей.
Большое внимание уделяется работе с родителями, которое заключается в тесном и продуктивном взаимодействии с ними, в повышении их психолого-педагогической и тифлопедагогической компетенций в области социально-коммуникативного развития.
Используются различные формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, семинары-практикумы; информационные стенды, ведется информация о проводимых мероприятиях на сайте ДОУ; созданы сетевые группы; активно используется форма совместных посещений культурно-массовых мероприятий – посещение театров, библиотек и т.д.
Содержание предлагаемых игр и упражнений программы повышает мотивацию, интерес к данной теме, активизирует зрительное внимание, память, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта воспитанников, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, ведет к полноценной социализации детей, повышает осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, обеспечивает всестороннее гармоническое развитие его личности, эмоциональный комфорт.
Практическая значимость проводимых мероприятий определяется разработкой подробных сценариев коррекционно-развивающей направленности, с учетом зрительных нарушений воспитанников, представленные в работе материалы могут быть использованы в педагогическом процессе дошкольных учреждений комбинированного и общеразвивающего типа как вариант инклюзивной практики.
Рекомендации специалистам сопровождения по формированию системы отношений ребёнка с ОВЗ к миру, к другим людям, к себе самому
Социально-коммуникативные навыки
Направления работы |
Виды трудностей |
Причины трудностей |
Содержание коррекционной работы |
Коммуникативная деятельность
|
|
мыслительных операций
|
Развитие навыков общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Взаимодействие со взрослыми: • Развивать коммуникативные и социальные навыки ребёнка. • Стимулировать ребёнка к общению на основе понимания речи и к собственно речевому общению ребёнка. • Активизировать коммуникативную сторону речи. • Развивать умение учитывать эмоциональное состояние и слушать другого человека при общении. • Обеспечить положительное самоощущение ребёнка. • Способствовать развитию социальных навыков (интерес и доброжелательное отношение к другим людям, учить решать конфликт самостоятельно с помощью речевого высказывания). • Помощь в усвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. |
Направления работы |
Виды трудностей |
Причины трудностей |
Содержание коррекционной работы |
Коммуникативная деятельность
|
Трудности во взаимодействии со сверстниками
Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками
Неумение находить способы разрешения конфликтов
Тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях |
Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации
Недостаточное развитие мыслительных операций
Не сформирована способность чувствовать и понимать себя и другого человека |
Взаимодействие с детьми: • Включать ребёнка в непосредственное игровое, предметно-практическое взаимодействие с другими детьми для преодоления речевого и неречевого негативизма. • Способствовать проявлению желания вступать в контакт с другими детьми, организовывать общение. • Формировать у ребёнка умение вступать в коммуникацию со сверстниками, умение слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на неё собственным откликом, адекватными эмоциями. • Развивать умение слушать сверстника, умение выходить из конфликтных ситуаций. • Уметь оказывать поддержку сверстникам при затруднениях, участвовать в совместных играх и занятиях с детьми. • Способствовать овладению элементарными знаниями норм и правил, которым необходимо следовать при общении со сверстниками. • Развивать умение выбирать роль в групповой игре |
Направления работы |
Виды трудностей |
Причины трудностей |
Содержание коррекционной работы |
Эмоциональное развитие |
Низкая самооценка (или ее отсутствие), неадекватное принятие своего «Я» (как положительных, так и отрицательных сторон своей личности) Развитие произвольной регуляции поведения |
Не сформировано целостное представление о себе, "образ Я" («Я» физическое, «Я» психическое) Тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях или отсутствие самокритичности |
• Научить различать настроение человека по мимике (грустный, весёлый, спокойный, сердитый, испуганный). • Учить передавать настроение с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, интонирования). • Помочь ребёнку осознать свои переживания, научиться вербализовать различные чувства людей. • Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание. • Обеспечить положительное самоощущение ребёнка. • Повышение самооценки ребёнка средствами игротерапии, сказкотерапии. • Учить соблюдать правила в играх: в подвижных и статических играх с несколькими правилами, при выполнении письменных заданий, а также при выполнении заданий с правилами, действующими последовательно. • Обучать работе по слуховой и зрительной инструкции. • Обучить приёмам саморегуляции (самостоятельности, целенаправленности собственных действий). • Развивать умения управлять своим дыханием |
Список литературы по эмоционально-коммуникативному развитию:
1. Григорьева Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. – 1998. – № 5. – С. 76-87.
2. Корнилова И. Г. Коррекция недостатков развития коммуникативных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации // Дефектология. – 1998. – №. 6. – С. 50-58.
3. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей/ под ред. Шипициной Л.М.: рекомендовано психолого – экспертным советом учебных изданий МОРФ в качестве учебного пособия. – Спб, 2005. – 128 с.
4. Шипицина Л.М., Воронова А.П., Защиринская О.В., Нилова Т.А. Основы коммуникации: Программа развития личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками – СПБ, 1995. – 195 с.
5. Социально-коммуникативное развитие. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Возраст: 6-7(8) лет / Дошкольное образование – М.: БАЛАСС, 2016. – 64 c.; (Образовательная система «Школа 2100»).
Количество просмотров: 7062 |
Добавить комментарий