Формирование коммуникативной культуры студентов педагогического колледжа в процессе изучения английского языка

 
 

Мисбахова Анна Евгеньевна,

преподаватель английского языка

ГАПОУ НСО Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко

 

Формирование коммуникативной культуры студентов педагогического колледжа в процессе изучения английского языка

Процессы духовно-нравственного обновления общества заставляют по-новому подойти к проблеме формирования коммуникативной культуры у молодежи. Деятельность современного человека невозможно представить без общения с другими людьми. Высокий уровень профессионализма в любой отрасли включает в себя знание иностранного языка, общение невозможно без взаимоотношения с другими людьми. Сложный и многогранный процесс общения исследуется различными науками: философией, психологией, педагогикой, социологией, этнографией, лингвистикой, культурологией. Понятие коммуникативной культуры и общения представлено в различных словарях.

Коммуникативная культура – совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств. Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя.

В современном научно-педагогическом информационном поле представлены различные подходы к трактовке данного понятия: методологический (Бондаревская Е.В., Кузьмина Н.В., Сластенин В.А., Щукина Г.И и др.), мировоззренческий (Бодалев А.А., Ломов Б.Ф. и др.), психологический (Ананьев Б.Г, Андреева Г. М., Зимняя И. А., Котова И. Б., Леонтьев А. А., Рогов Е.И., Шерковин Ю.А. и др.), социологический (Дридзе Т.М., Самыгин С.И., Реан А.А., Руденский Е.В. и др.), лингвистический (Головин Б.Н., Кохтерев Н.Н., Михальская А.К. и др.), искусствоведческий (Ершов П.М., Мурашов А.А. и др.), адаптивный (Ащепков В.Т., Якушева Г.М. и др.), духовный (Солженицын А.И., Соколов Э.В. и др.), что объяснимо взаимопроникновением научных знаний из одной области в другую.

Иностранный язык, посредством которого формируется коммуникативная культура, является общественно-историческим продуктом, в котором находит отражение история народа, система социальных отношений, традиций, а также и культура в целом.

На занятиях со студентами-педагогами по английскому языку мною особое внимание уделяется имитирующему общению. Имитирующее реальное общение заключается в том, что студенты воспроизводят готовые акты речи, т.е. они не выражают собственные мысли, а сообщают чужие. В учебном процессе этот тип общения необходим, поскольку он готовит к свободному общению, давая образцы реализации наиболее распространенных коммуникативных намерений в речевых актах.

Имитирующее общение также знакомит будущих педагогов с социально-культурным аспектом коммуникации, т.е. с речевым и неречевым поведением носителей языка в определенных коммуникативных ситуациях.

Обучающиеся знакомятся с языковыми средствами, закрепленными за определенными речевыми актами.

Таким образом, именно этот тип общения закладывает основы коммуникативной культуры студентов. Цель данного типа двоякая: приобретение опыта (формирование умений и навыков) повседневного общения и получение необходимых страноведческих и культурологических знаний, на основе которых усваиваются нормы и формируется коммуникативная культура общающихся.

Таким образом, содержание работы преподавателя в рамках имитирующего общения заключается в следующем.

1. Восприятие и воспроизведение определенного акта общения, изображенного в кинофильме, прослушанного в записи или представленного преподавателем.

2. Подстановки и составление диалогов по аналогии, реализующих тот же речевой акт.

Формы и методы коммуникативной культуры

Устная коммуникация

Письменная коммуникация

Различные виды и типы пересказа, все формы учебного диалога, ролевые и деловые игры, дебаты

Сочинения и изложения разных жанров, отзывы, телекоммуникационные тексты, сообщения в СМИ, участие в творческих конкурсах и проектах

Метод дискуссий (обсуждения) среди них является наиболее универсальным: научиться мыслить, генерировать собственные идеи, правильно ставить вопросы обсуждения, уметь их формулировать, можно только участвуя в формировании новых знаний и разрешении проблем. Коммуникативная и проектная методики являются на данный момент наиболее гармоничными и актуальными с точки зрения современной методики.

Вышеперечисленные приемы усиления коммуникативной направленности образовательного процесса обеспечивают воссоздание в учебных условиях тех ситуаций, которые актуальны для будущего иноязычного общения студентов. Так же они будут способствовать усилению коммуникативной направленности, учить объективно оценивать себя и других, повышать деловой статус будущего профессионала в обществе.

Литература.

1. Колкер Я.М. Речевые способности: как их формировать? // Иностр.яз. в шк. – 2000. - №4. – с:30-33,54.

2. Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам//Иностр.яз.в шк. – 2000. – №4. – с.9-15.

Количество просмотров: 9660  

Добавить комментарий

1. Система оценивания результатов обучения как объект управления качеством образования в лицее на примере профессионального объединения учителей естественных наук
2. Проектно-исследовательская деятельность в малокомплектной школе
3. Повышение качества образовательного процесса через самообразование учителя
4. Современные подходы к управлению качеством образовательного процесса: межличностные отношения в познавательной и учебной деятельности как условие успешной реализации ФГОС
5. Правовое воспитание в современном обществе
6. Trendy English Conference: участие в конференциях как средство повышения качества образовательного процесса
7. Систематическое применение текстов художественной литературы на уроках истории
8. Проблемное обучение на уроках химии
9. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогического колледжа в процессе изучения английского языка
10. Интегративный подход как средство формирования УУД у обучающихся с ОВЗ
11. О том, как тема «История местного самоуправления в Новосибирской области» стала основой для контекстных заданий
12. Создание условий для успешного обучения детей с задержкой психического развития в рамках требований ФГОС НОО
1. Читательская грамотность – ключ к формированию функциональной грамотности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Интерактивные методы обучения истории: применение и эффективность ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Повышение качества образования: эффективные практики на уроках литературы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Формирование основ естественно-научной грамотности обучающихся начальной школы в процессе проведения экскурсий на уроках окружающего мира ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Театральная деятельность как мотив к изучению иностранного языка и снятию языковых барьеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Флорбол: путь к здоровью, дружбе и победам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества обучения английскому языку средствами аутентичных видеоматериалов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Тестовая технология – эффективный способ контроля знаний ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Стратегии и алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ по английскому языку ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы у обучающихся 5-11 классов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Повышение качества образования в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Физическая подготовка обучающихся как подготовка к профессиональной деятельности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы