Мониторинг эффективности методической работы (из опыта Центра внешкольной работы «Галактика»)
Есть много вариантов мониторинга, которые используются в педагогической практике. Сегодня никого не удивишь сбором статистической и фактической информации, которые безусловно, важны. Можно проводить опросы, использовать коллективное анкетирование и индивидуальные беседы. Главное, чтобы на основе полученной информации можно было сделать определенные выводы, увидеть положительные и отрицательные моменты процесса, определить итоги и спрогнозировать перспективы.
Методическая работа, как обязательная составляющая образовательного процесса, тоже должна проходить процедуру мониторинга. С 2001 все педагогические работники нашего учреждения заполняют листы «Собеседования по итогам учебного года», где раздел «Методическая работа» является обязательным.
До настоящего времени методической службой Центра внешкольной работы «Галактика» планомерно с 2002-2003 года велись базы данных по основным направлениям методической деятельности, это:
– педагогические советы учреждения;
– семинары;
– занятия Школы профессионального роста;
– конкурсная деятельность;
– фестивально-конкурсная деятельность;
– выпуск методических сборников и пособий.
С 2010 года ведется мониторинг участия педагогического коллектива в фестивале-конкурсе педагогического мастерства «Звездные россыпи». С 2014 года начат сбор данных по обобщенной теме «Методический продукт». В 2017 году была создана база данных по публикациям педагогических и руководящих работников учреждения.
В 2017-2018 учебном году в системе мониторинга методической работы появилось еще два новых направления:
1. Методическая активность педагогических и руководящих работников Центра внешкольной работы «Галактика».
2. Мониторинг эффективности методической работы (Google Формы).
Эти инновации не были восприняты однозначно, однако первые результаты красноречиво говорят об эффективности этих методик. Методическая активность педагогических и руководящих работников Центра внешкольной работы «Галактика» представляла собой таблицу:
№ |
ФИО |
Педсовет ЦВР |
Семинары, конференции (город и выше) |
Звездные россыпи |
ШПР (посещение) |
Проф. конкурсы |
Публикации |
||
Сайт |
Галактический вестник |
ИО, педчтения и т.п. |
|||||||
|
|
++ |
+++ |
|
+ |
++ |
|
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В эту таблицу вносились фактические данные по основным направлениям методической работы, которые традиционно используются в учреждении.
Итоговые статистические данные заставили нас всех задуматься. С одной стороны, все понимают, что сегодня в формат работы педагога входят не только непосредственно учебные занятия с группой детей (или индивидуально). Презентация собственного педагогического опыта, развитие профессиональной компетентности – это составляющие методической работы, которая заложена в должностных инструкциях и профессиональном стандарте. При этом определенный процент педагогических работников либо проявляют «низкую методическую активность», либо вообще не ведет методическую работу.
Эти данные показали необходимость выяснения причин. В качестве инструмента мониторинга эффективности методической работы был использован опрос с использованием Google Формы. Большинство участников опроса указали свои фамилии, хоть это было и не обязательным требованием. Таким образом, дальнейшая помощь может быть оказана методической службой более адресно. В целом, уровень методической работы в Центре оценили на 9,5 баллов, уровень методической поддержки методистов Центра – на 8,4 балла, а уровень собственной методической работы в течение учебного года 38 респондентов оценили на 6,9, причем были как оценки в 10 баллов, так и 1 балл. Это показывает достаточно объективную картину. Мы понимаем, что есть проблемы у методической службы, но при этом критике подвергается и уровень своей собственной методической работы. Наиболее эффективной формой методической поддержки, по мнению участников опроса, по-прежнему являются индивидуальные консультации и Школа профессионального роста.
На вопрос «С какими трудностями вы сталкиваетесь в своей методической работе?» большинство опрошенных ответили «Недостаток (нехватка, отсутствие) времени, неумение его рационально использовать». Есть и те, кто не испытывает трудностей, и это радует! Особые сложности вызывает:
– поиск актуальных тем для разработки и формы для их воплощения;
– недостаточная сформированность умения анализировать и обобщать опыт работы, формулировать идею, составлять текст для выступления;
– самостоятельное написание и оформление методического продукта;
– методика работы с детьми ОВЗ: методы, приемы, здоровьесберегаюшие технологии.
Это все объективные трудности профессионального становления, с которыми можно и нужно работать. Среди актуальных тем для занятий Школы профессионального роста на 2018-2019 учебный год участниками опроса были предложены:
Методический продукт: разработка, оформление.
Работа с компьютерными программами CorelDRAW, с графическими редакторами, в видеоредакторе, техническими средствами обучения (интерактивная доска).
Работа с детьми с ОВЗ, одаренными детьми.
Работа с интерактивной доской, подготовка презентации с анимацией.
Копирайтинг, продвижение в соцсетях, тайм-менеджмент.
Психология детей, психология общения с родителями учащихся, психология эмоционального (профессионального) выгорания.
Построение профессиональной карьеры.
Современные тенденции в event-индустрии.
Тайм-менеджемент, smm как способ продвижения творческого объединения и набора детей.
Работа с детьми с ОВЗ: методы и приемы, современные подходы.
Педагогическое проектирование.
Главное, о чем говорили все участники опроса, это актуальность тематики Школы для всех педагогов. Но при этом мы не должны забывать, что актуальность определяется еще и уровнем профессиональных навыков, общей эрудицией, направлением деятельности и еще очень многими факторами. Поэтому перспективное планирование будет учитывать пожелания, но 100% совпадения запросов и предложений мы добиться не сможем, по крайней мере, в предстоящий год.
Фестиваль-конкурс профессионального мастерства «Звездные россыпи» в следующем году будет отмечать свой 10 юбилей. За эти годы он не раз доказал свою актуальность. А вариативность содержания – это уже не только результат коллективной мысли научно-методического совета, а еще и результат предложений педагогических работников и развития новых технологий! Новацией стал очный конкурс ораторского мастерства «Мое педагогическое кредо», заочный конкурс печатных статей с обобщением опыта работы из публикаций в журнале «Галактический вестник». Не остались без внимания педагогические события воспитательного характера, которые педагоги (и педагоги-организаторы) проводят для наших детей. Они вошли в конкурсную номинацию «Учебные занятия и досуговые мероприятия».
Анализируя предложения по модернизации существующих форм методической работы и актуальные предложения по внедрению новых, можно сделать ряд выводов. Во-первых, методическая работа была и остается неотъемлемой частью профессиональной деятельности всех педагогических работников. Во-вторых, необходимы постоянные обновления форм и методов методической поддержки, с учетом уровня профессиональной компетентности сотрудников. Но и такие традиционные формы методической работы, как педагогические советы и семинары можно постараться сделать интерактивными площадками для коллективного профессионального творчества. В-третьих, безусловным показателем результативности и качества методической работы является конечный методический продукт. И мы будем стремиться к тому, чтобы любой формат методического продукта, будь то комплексная программа уровня учреждения или технологическая карта отдельного занятия педагога, были созданы по всем требованиям дидактики.
Систематический, разноформатный и разноуровневый мониторинг показывает не только уровень эффективности методической работы в учреждении, но и задает определенные векторы дальнейшего развития.
Количество просмотров: 9895 |
Комментарии
Андрей Данилков опубликовано
Страницы
Добавить комментарий