Основные направления деятельности Ресурсного центра ЦРТДиЮ «Заельцовский»
В современных условиях особое значение приобретает необходимость использования потенциальных возможностей учреждения дополнительного образования в целях повышения эффективности образовательной деятельности, направленной на творческое развитие ребенка.
В рамках решения данной задачи в Центре развития творчества детей и юношества «Заельцовский» в 2005 году на базе библиотеки был создан Ресурсный центр. Его деятельность регламентирована Положением и заключается в организации доступа для педагогов нашего Центра к научно-методическим, материально-техническим, информационным ресурсам. Такая доступность позволяет значительно улучшить эффективность образовательного процесса.
Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависят решения многих образовательных проблем. Обеспеченность педагога своевременной методической и предметной информацией непосредственно влияет на эффективность его работы. В свою очередь методическая служба нуждается в четко выстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование, организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.
На сегодняшний день выделены четыре основных направления деятельности работы Ресурсного центра.
1. Организационно-консультативное направление – проведение консультативной и организационной поддержки педагогических работников в решении профессиональных задач.
2. Инновационно-экспериментальное направление – внедрение новых технологий, передового педагогического опыта и инноваций в области дополнительного образования детей в образовательный и управленческий процессы.
3. Обучающее направление – организация и проведение обучающих мероприятий для участников образовательного процесса и получение знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте.
4. Информационно-издательское направление – разработка, накопление, систематизация, хранение педагогической информации, выявление информационных потребностей, удовлетворение информационных запросов всех участников образовательного процесса.
Особое место в методической работе занимает организация методической помощи начинающему педагогу. В систему дополнительного образования приходит много людей, не имеющих базовой педагогической подготовки и опыта работы. В связи с этим особую систематическую помощь следует оказывать начинающему педагогу. Это индивидуальные беседы по вопросам организации учебно-воспитательного процесса, помощь в написании дополнительной образовательной программы.
Педагог дополнительного образования, разрабатывающий свою образовательную программу, должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения. Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения. Программа отражает обязательства, которые берет на себя педагог – внести конкретный вклад в обучение, воспитание и развитие обучающихся средствами своего учебного курса. На сегодняшний день в учреждении реализуется 53 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программы, из них 13 программ являются авторскими, 18 программ имеют рецензии. В Ресурсном центре собран банк дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в помощь педагогам. Все программы представлены в электронном и печатном вариантах, ведется классификатор образовательных программ, имеется методическое пособие с требованиями к содержанию и оформлению общеобразовательной программы дополнительного образования: «Образовательная программа дополнительного образования. Рекомендации к составлению».
В 2016 году методической службой было разработано Положение о разработке, утверждении и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Исходя из понимания того, что дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы должны соответствовать действующему Федеральному закону «Об образовании в РФ», мы пересмотрели и переформатировали в соответствии с требованиями законодательства все дополнительные образовательные программы нашего учреждения.
Ниже приведена таблица с примерным содержанием разделов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Материал изложен таким образом, что для разрешения возникших вопросов достаточно ознакомиться с соответствующим разделом.
I |
Пояснительная записка |
|||||||||||||||||||
1 |
Направленность программы |
В данном разделе пояснительной записки следуют указать направленность дополнительной общеобразовательной программы. |
||||||||||||||||||
2 |
Нормативные документы |
Законы РФ, постановления и распоряжения, локальные акты |
||||||||||||||||||
3 |
Актуальность |
Означает важность, существенность образовательной программы для настоящего времени. По сути, программа есть конкретное описание пути решения какой-либо проблемы. |
||||||||||||||||||
4 |
Концептуальные основы |
Перечень концептуальных и педагогических основных идей, на основе которых разрабатывается программа. |
||||||||||||||||||
5 |
Новизна |
Новизна программы – это признак, наличие которого дает право на использование понятия «впервые» при характеристике программы. Понятие «впервые» означает факт отсутствия подобных образовательных программ. |
||||||||||||||||||
6 |
Педагогическая целесообразность |
Педагогическая целесообразность программы заключается в аргументированном обосновании педагогом выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами) и организации образовательного процесса. |
||||||||||||||||||
7 |
Отличительные особенности программы от уже существующих программ |
В данном разделе следует провести сравнительный анализ образовательной программы с 2-мя подобными образовательными программами. В разделе требуется указать, на основе каких уже существующих программ (примерных, авторских) составлена данная программа. Далее идет конкретизация отличительных особенностей программы: ведущие идеи, на которых базируется программа; ключевые понятия, которыми оперирует автор; этапы реализации программы и др. |
||||||||||||||||||
8 |
Адресат программы |
В этом разделе кроме указания возраста должны быть указаны условия набора детей. |
||||||||||||||||||
9 |
Сроки освоения и объем Программы, режим занятий, формы организации деятельности |
Продолжительность образовательного процесса, этапы. Общее кол-во учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы. Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая. |
||||||||||||||||||
10 |
Формы и методы обучения |
Деятельность педагога и обучающегося по достижению конкретных образовательных задач |
||||||||||||||||||
II |
Цель и задачи программы |
|||||||||||||||||||
1 |
Общая цель и задачи программы |
Цель – это образ будущего результата реализации данной программы. Задачи– это ступени достижения цели. Если цель – это стратегия действий, то задача – тактика действия. Задачи должны быть: обучающие, развивающие, воспитательные. |
||||||||||||||||||
III |
Содержание программы по годам обучения |
|||||||||||||||||||
1 |
Задачи по годам обучения |
Задачи должны быть расписаны по годам, для каждого года приводится 3 вида задач: обучающие, развивающие, воспитательные. |
||||||||||||||||||
2 |
Планируемые результаты и формы их оценки по годам |
Планируемые результаты должны быть соотнесены с целью и задачами программы. Описание планируемых результатов и форм их оценки включает: -указание конкретных личностных, метапредметных и предметных результатов по итогам реализации программы; -указание методов отслеживания (диагностики) успешности овладения детьми содержанием программы.
|
||||||||||||||||||
3 |
Учебно-тематический план |
Представляется в виде таблицы на каждый год реализации программы: раздел, темы, количество часов (всего, теория, практика)
|
||||||||||||||||||
4 |
Содержание учебно-тематического плана |
Краткое описание тем (теория и практика) в том порядке, в котором оно представлено в учебно-тематическом плане. |
||||||||||||||||||
IV |
Методическое обеспечение программы |
|||||||||||||||||||
1 |
Условия реализации программы |
Требования к помещению. Площадки, оборудование, информационные ресурсы. |
||||||||||||||||||
2 |
Оценочные материалы |
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов |
||||||||||||||||||
3 |
Формы подведения итогов реализации программы |
Тестирование, концерт, контрольное задание, соревнование, олимпиада, викторина, отчетная выставка, зачет, экзамен др. |
||||||||||||||||||
4 |
Методические материалы |
Наглядные пособия, раздаточные материалы |
||||||||||||||||||
V |
Список литературы Перечень литературы, используемой педагогом. Перечень литературы, рекомендуемой для обучающегося. Список литературы оформляется в соответствии с библиографическими требованиями в алфавитном порядке по фамилиям авторов. |
|||||||||||||||||||
VI |
Приложения Подробные конспекты занятий, разработки игр, дидактические упражнения, сценарии различных мероприятий, проводимых в объединении. Рисунки, схемы, описание необходимых на занятиях физкультминуток и других здоровьесберегающих технологий, правил технической безопасности. |
Данные рекомендации призваны помочь педагогу осмыслить накопленный им опыт и грамотно изложить его в программе в соответствии с требованиями. Так же методической службой были разработаны рекомендации для педагогов по составлению рабочей программы в учреждении дополнительного образования, разработано Положение о написании рабочей программы. Данный документ носит рекомендательный характер. Порядок создания рабочей программы и её структура закреплены локальным актом учреждения.
Рабочая программа включают следующие структурные элементы:
1 |
Пояснительная записка: краткая характеристика программы |
1-2 абзаца из дополнительной общеобразовательной программы (новизна, актуальность, особенности содержания программного материала, формы реализации). |
||||||||||||||||||||
2 |
Цель программы |
Копируются из дополнительной общеобразовательной программы |
||||||||||||||||||||
3 |
Задачи конкретного года обучения |
Копируются из дополнительной общеобразовательной программы |
||||||||||||||||||||
4 |
Условия реализации программы (для конкретной группы обучающихся) |
Возраст детей, гендерные характеристики, творческие способности обучающихся (для второго и последующих лет обучения), режим занятий, база обучения. Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста – форма контроля результатов прописать общим предложением. |
||||||||||||||||||||
5 |
Ожидаемые результаты учебного года для каждого года обучения |
Копируются из дополнительной общеобразовательной программы |
||||||||||||||||||||
6 |
Учебно-методические материалы |
Перечень творческих заданий, тем проектов, исследований, сочинений, наблюдений, игр и т.д. на текущий учебный год |
||||||||||||||||||||
7 |
Календарно-тематический план на____год обучения
|
|
Уже на протяжении трех лет наши педагоги дополнительного образования осваивают онлайн систему педагогического мониторинга «Вместе за руку». В этой системе составляются списки детей по годам обучения, автоматически, на основе введенных педагогом учебно-тематических планов, производится календарно-тематическое планирование, которое используется при написании рабочих программ.
В этом учебном году в нашем учреждении дополнительного образования реализуется 350 рабочих программ.
В потоке информационного изобилия педагогу порой трудно обратить внимание на наиболее доступные, интересные и полезные конкурсы по направлению деятельности творческого объединения. Ресурсный центр обрабатывает поступающую информацию о конкурсах и других мероприятиях и адресно предоставляет её педагогам. Благодаря своевременной информации педагоги участвуют в региональных и Всероссийских конкурсах, становятся победителями и дипломантами.
Кроме этого, наши педагоги имеют возможность участвовать во внутриучрежденческом конкурсе педагогического мастерства «Призвание Плюс», который проводится у нас в ЦРТДиЮ каждый учебный год, для данного конкурса разработан сборник методических рекомендаций. Конкурс «Призвание Плюс» основан в 2006 году.
Номинации смотра-конкурса педагогического мастерства «Призвание «ПЛЮС»
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса |
|
Учебное занятие |
Проводится в структурных подразделениях ЦРТДиЮ. Время проведения открытого занятия 35-45 мин. в зависимости от возраста обучающихся. |
Мастер-класс |
Ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс |
Воспитательное мероприятие |
Проведение мероприятия, для обучающихся и/или родителей. Выбор формы и содержания мероприятия на усмотрение педагога. |
Визитная карточка |
Творческая самопрезентация участника конкурса. Регламент – 10 мин. Жюри оценивает визитную карточку на основе критерия – общее впечатление. Форма самопрезентации выбирается по усмотрению участника. |
Победители и участники смотра-конкурса педагогического мастерства «Призвание ПЛЮС» награждаются денежными сертификатами. В дальнейшем интересные работы могут быть рекомендованы для участия в районных, городских конкурсах. По итогам конкурса согласно поданным заявкам собираются материалы для сборника «Призвание Плюс», который выходит каждый год.
На сегодняшний день компьютер является необходимым рабочим инструментом педагога, поэтому в Ресурсном центре ЦРТДиЮ оборудовано рабочее место для педагога, оснащенное персональным компьютером и доступом в сеть Интернет.
Процесс накопления методических ресурсов складывается из личного опыта педагогов. В нашем Ресурсном центре представлено собрание педагогических проектов, которые неоднократно становились победителями Всероссийских и городских конкурсов и выигрывали гранты. Первые из этих проектов относятся еще к 2004 году.
Для педагогов Центра методистами разрабатываются семинары, педагогические практикумы, мастер-классы, консультации и другие формы методической работы с использованием различных форм обучения. Программа обучения педагогов строится на основе их запросов, приглашаются специалисты со стороны, а также используется потенциал наших опытных коллег.
С 2011 года методической службой ежегодно составляется программа модульного курса повышения педагогического уровня педагогов ЦРТДиЮ:
Содержание деятельности |
Сроки |
Организаторы и исполнители |
Примечание |
|
I блок. Предметно-методологическая компетентность |
||||
|
|
|
|
|
II блок. Психолого-педагогическая компетентность |
||||
|
|
|
|
|
III блок. Информационно-технологическая компетентность |
||||
|
|
|
|
|
IV блок. Здоровьесберегающая компетентность |
||||
|
|
|
|
|
V блок. Правовая компетентность |
||||
|
|
|
|
|
Творческая самореализация. Клуб неформального общения «Погода в доме» |
||||
|
|
|
|
|
VII блок. Темы для самообразовательной деятельности (в рамках реализации методической темы) |
||||
|
|
|
|
|
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления нового материала можно считать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных приложений. Подача информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации. С 2014 года в помощь педагогам на базе ЦРТДиЮ «Заельцовский» проводится обучение по программе «Базовый курс пользователя ПК», в рамках которого желающие могут повысить уровень владения компьютерными технологиями World, Excell, PowerPoint и др.
Важной перспективной задачей для нас является информационно-издательская деятельность: издание сборников, буклетов, проспектов, отражающих инновационную деятельность в системе дополнительного образования. У нас в учреждении с 2004 года издается силами Центра развития творчества детей и юношества информационно-методический журнал «Теория и практика в учреждении дополнительного образования детей», сокращенно – «УДОД». За учебный год выходит четыре тематических номера журнала «УДОД».
Цель создания собственного информационно-методического журнала состояла в том, чтобы дать возможность каждому педагогу высказаться на страницах журнала по любому волнующему вопросу, возможность общаться с коллегами, обмениваться с ними опытом. Информационно-методический журнал «УДОД» содержит методические разработки занятий, статьи по актуальным вопросам дополнительного образования, сценарии мероприятий, мастер-классов.
Хочется отметить тот факт, что уже несколько лет журнал распространяется в электронном виде: не только через индивидуальную рассылку педагогам на электронную почту, но и путем размещения статей на сайте Городского центра развития образования (gcro.nios.ru).
На презентации методических материалов в Экспоцентре в рамках выставки «УЧСИБ-2013» издание получило высокую оценку педагогов города и области. За весь период у нас вышло 56 номеров и более 400 статей педагогов дополнительного образования, методистов и руководителей структурных подразделений.
Как педагогам, так и методической службе необходимо совершенствовать то, что наработано, и находить новые подходы к своей профессиональной деятельности, постоянно поддерживать процесс профессионального и личностного роста и саморазвития. А это – залог успешной работы учреждения дополнительного образования в целом.
Количество просмотров: 6689 |
Добавить комментарий