Детский сад и новые возможности для познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха

 
 

Утешева Елена Викторовна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Детский сад и новые возможности для познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха

Несомненно, одной из важных задач воспитания и обучения в детском саду является всестороннее развитие личности ребёнка. Сегодняшний дошкольник – это завтрашний первоклассник. Это подразумевает, что к моменту выпуска из детского сада у ребёнка должно быть наличие комплекса различных навыков и умений, в котором должны присутствовать все основные элементы: физиологический, психологический и познавательный аспекты, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих.

Но не всё так просто, когда речь идёт про детей с нарушениями слуха. Сегодня многие дети с нарушениями слуха в основном имеют множественные нарушения развития. Это как раз тот случай, когда особенности формирования познавательных процессов у неслышащего ребёнка стимулируют педагогов к активному поиску дополнительных и альтернативных технологий обучения и развития таких детей. И таким путём идут педагоги нашего детского сада.

Сегодня оснащение предметно-развивающей среды детского сада даёт возможность создавать для ребенка с нарушениями слуха площадку для новых открытий, самостоятельного поиска ответа на многие вопросы. Развивая детскую любознательность, воображение, пытливость ума педагоги формируют на их основе устойчивые познавательные интересы, так необходимые ребёнку в недалеком школьном будущему.

Наш детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха МКОУ С(К)ШИ № 37 открылся в сентябре прошлого года и располагается в новом здании школы. Несмотря на то, что школа отметила 90-летний юбилей, детский сад открылся только в сентябре 2018 г. В детском саду на сегодняшний день работает 3 группы, количество детей 20 человек, но мы готовы расширится до 30 детей. Посещают детский сад как глухие дети, так и слабослышащие и дети после КИ.

Отличительной особенностью детского сада является оснащение современным компьютерным, интерактивным и развивающим оборудованием, которое позволяет создавать дополнительных условия для полноценного познавательного развития каждого ребёнка, формировать прочные базовые знания и способности к социализации в условиях современной жизни.

В арсенале у педагогов кроме стандартных компьютеров есть интерактивные доски, интерактивный пол, интерактивный программно-аппаратный комплект «Престиж» (сенсорная панель) и др.

Игровые задания сенсорной панели соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития воспитанников, учитывая специфику дошкольного возраста. Комплект состоит из 160 обучающих игр «Olodium», комплекс таких блоков, как «Окружающий мир», «Математика для дошкольников», «Правила дорожного движения», «Развитие речи» для детей от 3до 7 лет.

Применение интерактивной доски способствует качественному освоению программного материала, при этом улучшается уровень его понимания детьми. Можно моделировать различные проблемные ситуации и среды, это позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре.

Основное применение мультимедийных компонентов на основе компьютерных обучающих программ происходит на групповых и подгрупповых занятиях дефектолога. Задания продумываются таким образом, чтобы на предъявленную визуальную мультимедийную информацию ответ ребёнка был в устной форме, тем самым обогащая словарный запас и формируя навык устного высказывания. Вне занятий компьютерные приложения, например, на сенсорной панели, помогают воспитателям закреплять знания детей, полученные на занятиях.

Неизменным успехом у детей пользуется интерактивный пол, который позволяет в игровой форме получать как новые знания, так и закреплять полученные. На музыкальных занятиях активно применяются возможности интерактивного пола. Например, дети выполняют фонетическую и артикуляционную гимнастики, просматривают и прослушивают музыкальные произведения в исполнении оркестра, повторяют танцевальные движения и т.д.

Игровое оборудование – программируемый робот «Умная пчела» полюбился детям старшего возраста. Доступно, легко и увлекательно осуществляется познавательно-исследовательская деятельность с детьми посредством робота. Это оборудование очень просто в управлении и имеет дружелюбный дизайн, состоит из 6 роботов с подставкой для зарядки. С помощью данного устройства дети могут изучать основы программирования, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения). Работа с «Умной пчелой» учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственной связи и многое другое.  «Умная пчела» используется как в индивидуальной, так и групповой деятельности, как часть занятия и как самостоятельная игра. На начальном этапе освоения данного оборудования дети играют под руководством взрослого. Затем, когда дети освоят приёмы управления роботом, пробуют управлять самостоятельно.

Очень занимательным является занятие пескотерапией. Игры с песком являются естественной средой для дошколят. Взаимодействуя с песком, у детей совершенствуется тонкая координация движений и мелкая моторика рук, тактильная чувствительность, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления в целом, нормализации его психоэмоционального состояния, оказывая терапевтический эффект. Кроме того, во время рисования на песке развивается воображение, творческое начало каждого ребёнка.

Значимым видом детской деятельности является конструирование. У детей имеется широкий простор и возможности для детского конструирования при помощи LEGO Education «Мои первые механизмы». Данный набор позволяет удовлетворить естественное любопытство детей, желание работать руками, стремление познавать окружающий мир, свойства предметов и их взаимодействие в статике и динамике. В комплект входят детали, позволяющие создавать разнообразные модели. Ребенок знакомится с элементарными механизмами роботов, конструирует роботов различного назначения. Появляются дополнительные возможности для развития речи и памяти, т.к. ребенок должен называть и запоминать названия деталей. Многим ребятам, особенно мальчикам, очень нравятся данные занятия. Они учатся не только собирать конструкции по предложенному плану и схеме, но и придумывать своих роботов и механизмы.

Все описанное выше оборудование способствует решению задач ФГОС дошкольного образования, познавательному развитию воспитанников, развитию любознательности познавательной мотивации. Оснащение информационно-коммуникативными технологиями и современным развивающим оборудованием педагогического процесса в компенсирующем детском саду для детей с нарушениями слуха создаёт новые возможности для развития дошколят с нарушениями слуха. При этом сам педагог детского сада имеет возможность шагать в ногу со временем, обновляя и оптимизируя процесс воспитания и обучения детей.

Список литературы:

1. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 328 с.

2. Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. – М.: Владос, 2000. 128 с.

Количество просмотров: 12496  

Добавить комментарий

1. Знакомство дошкольников с природой Искитимского района
2. Метод проектов в рамках городского конкурса «Питание и здоровье»
3. Формирование основ нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
4. Психологическое сопровождение дошкольников как условие успешной адаптации к учебной деятельности
5. Познаем играя (реализация программы «Физика для малышей»)
6. Формирование у дошкольников системы ценностей в рамках взаимодействия участников образовательного процесса и социума
7. Детский сад и новые возможности для познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха
8. Акция «Сохраните первоцветы» как способ формирования экологической культуры дошкольников
9. Познавательно-речевое развитие дошкольников в ходе работы с разными видами календарей
10. Развитие коммуникативных умений младших дошкольников посредством игры
11. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в совместной деятельности с родителями
12. Развитие игровых умений младших дошкольников в адаптационный период
13. Использование социоигровых приемов в работе по развитию творческих способностей дошкольников
14. Сочетание традиционных и инновационных технологий в коррекционно-логопедической работе
15. Психологический подход по созданию эмоционально-благоприятной атмосферы в детском саду как необходимое условие успешного внедрения ФГОС
16. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
17. Конструктор «Куборо» как средство развития детей дошкольного возраста
18. Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет
19. Система работы с родителями по речевому развитию детей раннего возраста
1. От профессионального взаимодействия – к педагогическому мастерству: опыт творческой группы «Музей “Дороги Победы”» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Создание условий для адаптации в новой группе в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Пропедевтическая работа по формированию навыков всех видов моторики у дошкольников с ТНР при дизартрии Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Международный сетевой проект «Калейдоскоп культур России» как ресурс развития профессиональных компетенций педагогов ДОО в области патриотического воспитания дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Педагогическое сообщество «Погодная лаборатория» как средство развития профессиональной компетентности педагога в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Проект «Луговые травы Новосибирской области» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Читательский дневник дошкольника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
20. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025

Страницы