Познавательно-речевое развитие дошкольников в ходе работы с разными видами календарей

 
 

Тедеева Любовь Алексеевна,

воспитатель МКДОУ д/с № 7 г. Новосибирска

 

Познавательно-речевое развитие дошкольников в ходе работы с разными видами календарей

Современный подход к образованию дошкольников требует от воспитателя такой организации деятельности детей, при которой соблюдается принцип интеграции в решении задач образовательных областей; обучение связано непосредственно с опытом ребёнка, актуализацией его знаний, представлений; в образовательном процессе используется форма совместной деятельности, которая осуществляется как в процессе НОД, так и в ходе режимных моментов.

В практике мы используем универсальную форму, удовлетворяющую перечисленным выше требованиям – работу с календарями: календарём численником, линейным календарём и календарём погоды. Такие календари размещены в развивающей среде группового сбора.

Работу в календаре численнике начинаем с детьми 3-4 лет уже в сентябре. Учитывая, что малыши воспринимают всё яркое, необычное, весёлое и радостное вносим букет из осенних листьев. При этом легко устроить сюрприз: букет внести в красивой коробке или накрыть салфеткой.

Для включения детей в общее обсуждение мы задаём примерно такие вопросы: «Что это? Какого цвета листочки? Почему они уже не зелёные, как это было летом? Подойдём к окну, посмотрим на деревья, какого цвета листочки вы видите? Как вы думаете, почему листочки на деревьях стали разноцветными?»

Зная, что мышление 3-х леток наглядно-действенное, не забываем малышам дать что-то в руки! Предлагаем взять осенние листья, разложенные на столах. Дети называют цвет листочка, а чтобы успел каждый, организуем деятельность в двух подгруппах, используем помощь младшего воспитателя. Можно предложить детям поменяться листочками и снова назвать их цвет.

Обращаем внимание детей на изображение двух деревьев на больших листах и на грустного зайчика, сидящего рядом на ковре. Зайчик сообщил воспитателю, что хотел бы изобразить осеннее и летнее дерево, но не знает, как это сделать.

Воспитатель спрашивает детей:

– Как мы можем помочь Зайчику, если у нас есть листочки зелёные, жёлтые, красные?!

Вместе с малышами выкладываем на одном дереве зелёные листочки, на другом – расцвеченные осенью. Объясняем Зайке, где летнее дерево, а где осеннее. Зайка смеётся, он рад, мы тоже смеёмся. А у Зайки новая загадка для нас: «Найти на сюжетной картинке летнее дерево и дерево осеннее», дети выбирают и размещают в календаре.

Обращаем внимание детей на картинку с простыми, яркими и чёткими сюжетами времён года. Показываем Зайчику, как повернуть стрелку на время года «Осень», где изображены деревья, кустарники с разноцветными листьями.

Деятельность продолжаем на прогулке, рассматривая деревья, траву, организуя игры с листьями.

Разучиваем четверостишье:

Утром мы во двор идём,

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят и шуршат, шуршат, шуршат.

Обязательно находим сухие листочки, чтобы походить, потопаться, услышать, как они шуршат!

В ходе следующей деятельности с календарём природы мы будем использовать впечатления, полученные на прогулке. А эти и другие строки стихов многократно повторим в различной деятельности, в том числе в ходе работы с календарём.

Далее обсуждаем темы: одежды детей осенью, сбор овощей в огороде, состояние погоды. Всё это близко, знакомо малышам – сюжеты из их жизни. Дети рады поговорить и поделиться своим опытом. Например, для совместной деятельности с детьми по теме «Одежда осенью» предлагаем родителям принести фотографии с двумя сюжетами, на одном – ребёнок летом, одет легко, на другом – он в осенней одежде. Утром рассматриваем фотографии, называем предметы одежды, рассуждаем, почему одежда изменилась?

Даём задание малышам выбрать среди картинок или фотографий те, на которых изображены дети в осенней одежде. Картинки дети размещают в кармашках календаря, рядом с изображением осеннего дерева. Чтобы малыши вновь поупражнялись в повороте стрелки календаря на осенний сюжет повторяем хором: «Стрелка, стрелка, побеги, нам осень покажи!», а кто-то из детей (лучше, если это будет «непоседа») поворачивает стрелку. Если он ошибётся, не спешим поправить, пусть это заметят и исправят сами дети.

Постепенно вводим счёт предметов. Например, просим детей закрыть глаза и выкладываем на столе три красивых осенних листочка (это могут быть овощи, фрукты, всякий раз новые объекты для счёта).

– Кто хочет посчитать?

Желающих много! Можно посчитать хором, потом по одному. Снова просим закрыть глаза и добавляем два листочка.

– Что изменилось? А сколько теперь листочков?

Оказывается, многие малыши считают до пяти! Хвалим их и радуемся тому, что наши дети такие «умняши».

Недельки через две, работая с календарём, спрашиваем:

– Как вы думаете, сколько сегодня в группу пришло детей?

Кто-то молчит, а кто-то берётся считать: один, два, три, четыре пять, … восемь, двенадцть… Это трудно… Зона ближайшего развития.

Обращаемся к детям:

– Каждый день нам очень важно знать, сколько деток пришло в группу, чтобы на прогулке никого не потерять! Давайте сосчитаем: сначала – мальчиков, потом – девочек!

Один ребёнок подходит к каждому мальчику, указывает на него, а все хором с воспитателем считают. Насчитали: двенадцать мальчиков и тринадцать девочек. Воспитатель записывает крупно на листе бумаги:

девочек – 13, мальчиков – 12, а всего нас 25.

Кто-то скажет: «Рано!». А у нас в каждом наборе малышей были дети 3-х летки, умеющие читать и считать!

Так, в ходе работы с календарём природы, играя, мы решаем одновременно задачи познавательного, речевого социально-коммуникативного, художественно-эстетического, физического развития малышей.

В следующей возрастной группе совместная деятельность с детьми в календаре численнике становится ещё интересней и содержательней.

Мы учимся отмечать время года, месяц, день недели, число. И вновь, опираясь на знания, опыт детей, мы работаем в зоне их ближайшего развития.

В начале года дети по желанию, а позже ребёнок-дежурный по календарю выбирает карточку, где крупно напечатано название времени года «Осень», название осеннего месяца «Сентябрь», вставляет карточки в кармашки календаря. Поворотом стрелки показывает название осеннего месяца – сентябрь.

Другой ребёнок выбирает день недели. Для этого он раскладывает карточки перед всеми на ковре, проговаривая надписи вслух: «Понедельник, вторник, среда…» Если ребёнку трудно, ему помогает взрослый или «продвинутый» сверстник, можем проговаривать название дней недели и раскладывать их по порядку все вместе.

Сегодня – среда, а ребёнок выбрал карточку, где напечатано слово «понедельник», по договорённости, он показывает карточку всем. Дети говорят:

– Это понедельник, ищи карточку «среда», в начале «с».

Ребёнок выбирает и показывает карточку с надписью «суббота»:

– Нет это «суббота», а нужно «среда».

Карточка найдена, мы предлагаем показать её всем, провести пальчиком и назвать: «Среда».

Также, используя карточки чисел, помогаем детям отыскать дату сегодняшнего дня. Причём для выбора детям выкладываем не все числа месяца, а только 5-6. Например, 5 сентября ребёнок выбирает из чисел: 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Когда всё отмечено, дети по желанию, а позже – дежурные по календарю природы, озвучивают календарь, показывая указкой то, что выставили: «Сегодня 5 сентября, день недели – среда, время года – осень».

В ходе такой совместной деятельности мы стараемся занимать позицию поддерживающего, создающего условия успешности детей. Для чего готовим большое количество привлекательного, разнообразного развивающего материала, а в ходе деятельности удивляемся, радуемся, а порой, восторгаемся успешными действиями детей.

Чтобы дать возможность детям действовать самостоятельно или сообща, исключить «позицию учителя», часто садимся не перед детьми, а вместе с детьми – в круг.

При ознакомлении детей с днями недели активно используем шуточные стихи, например:

В понедельник – апельсин,

А во вторник – мандарин,

В среду – варенье,

В четверг – печенье,

В пятницу – виноград,

В субботу – шоколад,

В воскресенье – всё подряд!

Эти стихи мы подобрали сами вместе с детьми, а потом ещё изготовили круг-диаграмму с рисунками и стрелкой. Таким образом, есть варианты: хочешь – ищи название дня недели на карточке, а хочешь – поворачивай стрелку в игре «Сладкая неделька».

Мы заметили, что детям интересны и другие календари численники, например, настенные – офисные. Каждому хочется перевести красный квадратик, но мы ввели правило: «Передвигающий красный квадратик – озвучивает календарь». В этом году решили внести и обрывной календарь – численник, помогающий детям понять последовательную смену чисел, дней недели и т.д. Стараемся процесс заполнения календарей превратить в игру.

Дети 4-5 лет уже уверенно могут пересчитать количество мальчиков, девочек, общее количество детей, найти и выставить на календаре соответствующие числа. После того, как в ходе игр мы знакомим их с порядковым счётом, дети выбирают способ пересчёта: «Считать буду количественным или порядковым счётом».

Известно, что во второй младшей группе в ходе развития математических представлений обучают детей количественному сравнению двух множеств: «пять зайчиков больше чем четыре морковки». А ведь учиться сравнению дети могут каждый день, например, в игре «Кого сегодня больше в группе, мальчиков или девочек?» Дети знают, что нужно встать парами: мальчик-девочка, тогда сразу видно и понятно, кого больше, или девочек и мальчиков поровну. Наши четырёхлетки уже понимают, как результат сравнения обозначить знаками. При этом советуем знак > считать открытым клювом птички, а он всегда «открыт» в сторону большего числа.

Таким образом, в деятельности с календарём численником мы создаём условия для овладения детьми не только математических представлений, но и формируем предпосылки чтения, выделения звуков в словах, способствуем развитию всех психических процессов детей, познавательного интереса детей.

В старшей группе большая часть детей уже владеют навыками заполнения календаря-численника. В нашей группе большая часть детей-дежурных делает это самостоятельно до начала работы в общем кругу. Когда же все соберутся, это может быть минутка после завтрака или перед прогулкой, дежурные озвучивают календарь. В группе есть дети, которые нуждаются в дополнительном внимании педагогов в работе с календарём. С ними занимаемся индивидуально, например, до завтрака или вечером предыдущего дня отмечаем календарь, при этом часто предлагаем детям – активным («знайкам») помочь сверстникам. К 6-7 годам дети знакомы с разными видами счета: количественным, порядковым, обратным, умеют считать парами, научаются считать тройками, пятками, владеют приёмом счета «глазами», используют счет по особенностям внешнего вида (по цвету одежды или обуви, бантов и т.п.).

По мере освоения разных видов счета мы даем возможность детям выбирать, как они хотят посчитать всех, кто пришёл. Дети часто выбирают счет «глазами» (метод Ш. Амонашвили). Этот приём тем хорош, что даёт возможность считать и отвечать сразу всем. Дети считают «глазами» и на ухо воспитателю говорят количество. Если допущена ошибка, педагог предлагает посчитать еще раз, если посчитал верно, педагог пожимает руку.

Хорошую помощь в освоении детьми раздела математики «Количество и счёт» оказывает числовая прямая, размещённая в календаре. Это наглядность всегда перед глазами детей.

Сколько заданий и упражнений можно выполнить с помощью числовой прямой! Например, соотносить количество пересчитанных предметов с соответствующим числом, причём не только «Сколько девочек, мальчиков и всего детей», но и количество овощей, фруктов, игрушек, динозавров, машинок, камней, бабочек – в зависимости от темы реализуемого проекта.

С помощью числовой прямой дети легко находят числа-соседи, пропущенное число, предыдущее и последующее число. При этом мы заметили, что детям нравится при показе использовать указку и быть в роли учителя, помогая сверстникам.

Часто дети испытывают трудности в определении общего количества, например, сегодня в группе: 8 мальчиков и 12 девочек, а сколько всего детей? На числовой прямой отсчитывается количество мальчиков – восемь и от этого числа отсчитывается количество мальчиков – двенадцать. Конечное число на числовой прямой – будет ответом на вопрос. Для контроля за правильностью подсчёта общего количества детей мы выбираем дежурного – счетовода, он считает детей, указывая на каждого. Мы радуемся, если результаты совпадают, если не совпадают, выясняем, кто ошибся.

Подавляющее количество детей группы могут самостоятельно отметить календарь. Поэтому мы практикуем такой вариант – дежурные до сбора самостоятельно отмечают календарь, а потом на сборе озвучивают его самостоятельно или предлагают кому-либо из желающих детей сделать это. В ходе работы с календарем создаются условия для развития словесно-логического мышления. В группах старшего возраста дежурные озвучивают календарь доказательно, например: «Сегодня понедельник, потому что вчера было воскресенье, а завтра будет вторник. Сегодня 12 сентября. Потому что вчера было 11 сентября, а завтра будет 13 сентября и т.д.»

В ходе работы с календарем решаются не только задачи математического содержания, но и социально-коммуникативные. В начале месяца мы предлагаем детям совместно с родителями узнать, как этот месяц назывался в старину, почему? Какие признаки наступающего месяца они знают? Какие существуют пословицы, поговорки, народные приметы? Предлагаем выучить загадки и стихи о данном времени года, природных явлениях. В ходе данной деятельности у детей активно развивается память, связная речь, лексико-грамматический строй речи, активно обогащается и активизируется словарный запас.

Кроме этого, мы предлагаем детям спросить у родителей, какие знаменательные даты ожидаются в наступающем месяце в жизни ребенка, его семьи, в группе, в детском саду, в городе, в стране. С помощью знаков – символов отмечаем эти даты в календаре.

В ожидании какого-либо события дети имеют возможность посчитать, сколько до него осталось дней. Также дети считают количество прожитых дней в месяце, определяют количество оставшихся. Зная знаменательные даты, дети по желанию заранее совместно со взрослыми готовят сообщения по темам, например, 4 октября – Всемирный день животных. Интересную информацию о животных подготовили и рассказали сверстникам Миша М, Катя И, Данил К.

Но самые важные праздники – это Дни рождения детей, членов семей, воспитателей. В их ожидании готовим подарки, поздравления именинникам. Нами замечено, что для некоторых детей календарь становится особенно интересным, потому что в нём отмечаются Дни рождения. Они с желанием запоминают название времени года, месяца, число, когда родились.

Технологию «Линейный календарь» применяем после изучения модулей программы «ПРОдетей» («Рыбаков Фонд»). Линейный календарь дети восприняли «на УРА»! Для них он показался намного проще, интереснее, доступнее. Успешными оказались и те дети, которые испытывали трудности, заполняя календарь матричный.

При этом замечательно работает принцип интеграции. Заполняя календарь, дети осваивают математические представления, узнают, отмечают и рассказывают о значимых событиях для них лично, для группы и социума.

Дети групп старшего возраста в линейном календаре могут отмечать и состояние погоды, кроме того, могут сами изготавливать такой календарь.

Совместная деятельность с детьми по заполнению календаря природы – прекрасная возможность реализации содержания всех образовательных областей. В развивающей среде группового сбора имеется возможность отметить календарь погоды несколькими способами:

– зарисовать с помощью условных значков состояние погоды;

– выбрать готовую картинку, отражающую состояние погоды.

Обычно эту деятельность проводим перед обедом, дежурные договариваются, каким способом каждый будет отмечать впечатления после наблюдений на прогулке, а результаты своей деятельности обязательно озвучивают. Если позволяет время, то со всеми детьми обсуждаем особенности периода времени года, загадываем загадки, стихи, пословицы, соответствующие состоянию природы, погоды.

Заполненные календари служат прекрасным развивающим материалом. Например, подсчитываем и сравниваем количество дней в сентябре-октябре: солнечных, дождливых, ветреных; а в декабре-январе: солнечных, морозных, метельных и т.д. Чтобы увлечь детей, придумываем игры или весёлые состязания, тогда они с вниманием и азартом могут пересчитывать, сравнивать и доказывать результат своих действий.

С «подготовишками» используем ещё один способ фиксации состояния погоды – отмечаем график температуры. Предыдущей работой они к этому подготовлены и с интересом осваивают то, что дети узнают к концу начальной школы.

Количество просмотров: 9911  

Добавить комментарий

1. Знакомство дошкольников с природой Искитимского района
2. Метод проектов в рамках городского конкурса «Питание и здоровье»
3. Формирование основ нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
4. Психологическое сопровождение дошкольников как условие успешной адаптации к учебной деятельности
5. Познаем играя (реализация программы «Физика для малышей»)
6. Формирование у дошкольников системы ценностей в рамках взаимодействия участников образовательного процесса и социума
7. Детский сад и новые возможности для познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха
8. Акция «Сохраните первоцветы» как способ формирования экологической культуры дошкольников
9. Познавательно-речевое развитие дошкольников в ходе работы с разными видами календарей
10. Развитие коммуникативных умений младших дошкольников посредством игры
11. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в совместной деятельности с родителями
12. Развитие игровых умений младших дошкольников в адаптационный период
13. Использование социоигровых приемов в работе по развитию творческих способностей дошкольников
14. Сочетание традиционных и инновационных технологий в коррекционно-логопедической работе
15. Психологический подход по созданию эмоционально-благоприятной атмосферы в детском саду как необходимое условие успешного внедрения ФГОС
16. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
17. Конструктор «Куборо» как средство развития детей дошкольного возраста
18. Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет
19. Система работы с родителями по речевому развитию детей раннего возраста
1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы