Лего-конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста

 
 

Приходько Елена Леонидовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Елисеева Ирина Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Лего-конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста

С древних пор человечество развивалось благодаря индивидам, которые были способны мыслить нестандартно и, как сейчас говорят, креативно. Ведь никто не станет спорить, что история прогресса человечества началась много тысяч лет назад с изобретения, на наш сегодняшний взгляд незначительного, всего-навсего КОЛЕСА. Именно благодаря этому изобретению мы сегодня имеем машины, различные механизмы, компьютеры наконец. Так человек способный вообразить, представить себе в деталях, а затем воплотить задуманное смог изменить мир и продолжает это делать на протяжении многих веков.

Казалось бы, в наш век кибернетики и автоматики мыслительная деятельность человека должна отойти на второй план – машины и компьютеры всё чаще заменяют человека.

Семимильными шагами развивается робототехника. В настоящее время свершаются события, предсказанные писателями-фантастами столетия назад. Люди освоили путешествия в космосе, планируют постройки баз на Луне, Марсе. Посылают летательные аппараты в дальний космос на многие десятилетия вперёд. Предсказанное фантастами грозное оружие ЛАЗЕР исправно служит не только военным целям, но и активно применяется в повседневной жизни – в медицине, например.

На сегодняшний момент мы имеем сверхзвуковую авиацию и подводный флот и ещё много чего о чём можно говорить очень долго, если не бесконечно…

Казалось бы, человечество добилось всего, что можно хотеть, однако именно сейчас на стыке времён как никогда востребованы люди с нестандартным мышлением, способные увидеть новые возможности и новые подходы к применению накопленного человечеством опыта. И немаловажную роль в воспитании таких людей играют образовательные учреждения, в том числе дошкольные. Ведь чем раньше ребенок получит навыки образного мышления, тем успешнее он сможет себя реализовать в жизни.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности, как робототехника при помощи конструирования. Основы современной робототехники дети изучают в процессе освоения лего-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Цель использования лего-конструирования в ДОУ – приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству. В процессе такого вида деятельности ребенок приобщается к основам технического конструирования, у него развивается творческая активность и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям. Кроме того, развивается интерес к моделированию и конструированию.

Все эти личностные качества дошкольника полностью соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО. 

Зачем нужна работа по лего-конструированию в детском саду? Причины все более активного вхождения лего-конструирования в дошкольное образование связаны с ее возможностями и решаемыми с ее помощью задачами:

– развитие мелкой моторики за счет работы с мелкими деталями конструкторов;

– развиваются навыки математики и счета: даже на уровне подбора деталей для постройки приходиться иметь дело с балками разной длины, сравнением деталей по величине и счетом в пределах 10-15;

– дети получают первый опыт программирования;

– развиваются навыки конструирования, происходит знакомство с основами механики и пропедевтика инженерного образования;

– это работа в команде: постройку обычно делают вдвоем или втроем;

– развиваются навыки презентации: когда проект завершен, надо о нем рассказать.

Каждая из этих задач сама по себе не уникальна, и можно с легкостью найти еще десяток занятий, ее решающих, но лего-конструирование удивительным образом их все в себе соединяет. Причем все это делается в игровой форме; с понятными для ребенка учебными материалами (конструкторами Lego или аналогичными).

Конструкторы LEGO построены по принципу от простого к сложному. Обладают свойствами такими как: стремление к бесконечности, в них заложена идея усложнения, конструирование несет полноценно смысловую нагрузку и знания.

У нас в группе оформлен уголок «Мы играем в ЛЕГО», в котором собраны разные конструкторы такие как «Гараж», «Дом в деревне», «Ферма», «Железная дорога», «Стройка» и т.д., а также схемы выполнения разных поделок, где дети с удовольствием играют с конструктором индивидуально, парами, или в командах. Они имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование и т.д.

Мы всегда начинаем работать с простейших игр с ребенком: сортировать детали по цвету или форме, объяснять понятия «равно», «больше», «меньше». Предлагаем детям выбрать понравившуюся карточку со схемой из набора и собираем объект вместе. Когда все детали набора будут на своих местах – добро пожаловать в увлекательный мир, где можно примерить на себя различные социальные роли, обстоятельства и сюжеты. Использовать постройки и разные поделки в сюжетно-ролевых играх.

 

В нашей группе это самое любимое занятие, в котором участвуют все, как девочки, так и мальчики. Мы устраиваем конкурсы среди детей на лучшую поделку из лего-конструктора, о которой дети с большой гордостью рассказывают и делятся с другими детьми.

Привлекаем родителей поучаствовать в выставках совместных работ «Удивительное путешествие в LEGO», приглашаем на открытые мероприятия, мастер классы и консультации, они никогда не отказываются и стараются жить жизнью своих любимых детей и жизнью группы в целом. 

  

 

Совместная и индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствует созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребёнка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в себе и своих силах. Таким образом, становится очевидным, что образовательная робототехника и лего-конструирование отражает все грани научно-технического творчества в настоящее время и является уникальной образовательной технологией, направленной на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей с практическим опытом командной работы на стыке перспективных областей знаний.

Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями, чертежами и схемами, формируется логическое, проектное мышление.

Количество просмотров: 2952  

Добавить комментарий

1. Использование конструктора Сuboro в образовательном процессе ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Предпосылки формирования инженерных способностей младших дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
3. Робототехника как инновационная технология в обучении детей дошкольного возраста в дополнительном образовании ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
4. Применение логоробота Bee-Вot в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи ВЫПУСК №105, февраль 2023
5. Развитие креативных способностей как составляющая инженерного творчества ВЫПУСК №105, февраль 2023
6. Робототехника как элемент инновационной деятельности в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
7. Техническое конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием средств ИКТ и программируемого мини-робота Bee-Bot «Умная пчела» для детей старшей группы по теме «Баба Яга. В поисках Bee-Bot» ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством STEM-образования с использованием игрового набора «Дары Фребеля» Выпуск №100, Апрель 2022
10. Робототехника и профессии будущего Выпуск №98, декабрь 2021
11. Языковая подготовка учащихся на основе интегрированного подхода к инженерному образованию Выпуск №98, декабрь 2021
12. Использование матриц для развития инженерного мышления дошкольников Выпуск №98, декабрь 2021
13. Развитие инженерного мышления и технического творчества дошкольников средствами робототехники и конструирования Выпуск №86, декабрь 2019
14. Развитие инженерного образования в МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» города Новосибирска Выпуск №86, декабрь 2019
15. Bee-Bot – увлекательный мир программирования Выпуск №82, апрель 2019
16. Лего-конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста Выпуск №82, апрель 2019
17. Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников Выпуск №82, апрель 2019
18. Развитие детей посредством конструирования в условиях детского сада ВЫПУСК №76, Апрель 2018
19. Инженерное направление в начальных классах. Теория и практика ВЫПУСК №76, Апрель 2018
20. Использование мини-роботов Bee-bot в работе с дошкольниками ВЫПУСК №76, Апрель 2018

Страницы