Инновации в музыкально-театрализованной деятельности

 
 

Бочева Светлана Васильевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 449 г. Новосибирска

 
 
 

Ляпунова Ирина Ивановна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 449 г. Новосибирска

 
 
 

Гулина Любовь Захаровна,

музыкальный руководитель первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 449 г. Новосибирска

 

Инновации в музыкально-театрализованной деятельности

Музыкально-театрализованная деятельность развивает в детях дошкольного возраста все психические процессы, а также способствует социализации детей.

Воспитательные возможности музыкально-театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняя роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй [1; с. 4].

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», – утверждал психолог и педагог Б.М. Теплов [1; с. 5].

Для нашего детского сада данная тема актуальна. И на это есть несколько объективных причин. Во-первых, художественно-эстетическое направление в детском саду является приоритетным. В нашем детском саду работают два музыкальных руководителя – профессионалы своего дела. На базе детского сада уже несколько лет работает театральная студия «Теремок». Ежегодно наш детский сад принимает участие в фестивале театрализованных постановок «Времен связующая нить», а также в других творческих конкурсах. Но, к сожалению, не все воспитатели и специалисты вовлечены в процесс театрализации. Чаще всего этой работой занимаются музыкальные руководители и педагоги старших дошкольных групп. Родители также малоактивны в этом направлении. Во-вторых, 2019 год – Год театра и изначально в годовой план внесены мероприятия по театрализованной деятельности в ДОУ. В-третьих, более ¼ части детей в ДОУ имеют тяжелые нарушения речи и нуждаются в коррекционно-развивающей работе.

Для организации результативной работы в этом направлении в начале 2018-2019 учебного года была создана творческая группа педагогов по музыкально-театрализованной деятельности. Ими разработан и реализован педагогический проект «Играем в театр», целью которого является повышение качества музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

– создать условия в ДОУ для эффективного взаимодействия воспитателей и специалистов;

– расширить сеть социальных партнеров, способствующую развитию творческих способностей детей дошкольного возраста;

– способствовать активному вовлечению родителей в совместную театрализованную деятельность с ребенком.

Участниками проекта стали дети дошкольного возраста, педагоги, родители (законные представители) и социальные партнеры.

Проект включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе наш детский сад заключил договор о взаимодействии с Детской школой искусств № 7 и составил план работы на 2018-2019 учебный год. Запланированы были мероприятия в сотрудничестве с ЧОШ «Таланъ», с театральной студией школы № 75, кукольным театром «Потешки» и театром безопасности «Гудвин».

В основном этапе проекта были реализованы следующие мероприятия на базе ДШИ: экскурсия, мастер-класс «Вхождение в мир искусства», выставка рисунков и поделок «Фестиваль национальных культур», «Новогодняя игрушка», просмотр театральных постановок «Заюшкина избушка» и «Теремок», участие в творческом фестивале «Бусинки».

На базе нашего детского сада были реализованы следующие мероприятия: концерт живой музыки «Краски музыкальных инструментов» с участием учеников ДШИ, просмотр спектаклей «Дикий» в исполнении учеников ЧОШ «Таланъ», «Особенный» в исполнении учеников школы № 75, «Лисичкины проделки» в исполнении кукольного театра «Потешки», «Сказка о холодном сердце» в исполнении театра безопасности «Гудвин», «Читайте-детям» в исполнении наших воспитанников, посещающих театральную студию ДОУ.

 

Педагогический коллектив подготовил для детей спектакль-мюзикл «Бременские музыканты», который получил много положительных отзывов детей.

Важным мероприятием стало проведение театрального фестиваля «Играем в театр» на базе нашего детского сада. Каждая группа готовила спектакль, который потом представляла детям другой группы. В подготовке спектаклей активное участие приняли родители воспитанников. Итогом фестиваля стало награждение педагогов и воспитанников грамотами и памятными призами.

Результатами проекта стали повышение качества музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ, привлечение в эту деятельность всех педагогов, повышение интереса родителей к данной деятельности, развитие музыкальных и творческих способностей, речи детей.

Литература:

1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.

Количество просмотров: 16466  

Добавить комментарий

1. Эффективные формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи посредством организации музыкально-творческих мероприятий
2. Инновации в музыкально-театрализованной деятельности
3. Опыт реализации парциальной программы социально-коммуникативного развития детей «Волшебный песочек» как части ООП, формируемой участниками образовательных отношений
4. Дидактическое пособие «Поле чудес»: опыт организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды
5. Разработка многофункционального универсального модуля «По сторонам знаний»
6. Актуальные вопросы дошкольного образования: тенденции и перспективы развития в современном обществе
7. Развитие творческого мышления дошкольников
8. Формирование интереса к художественной литературе через знакомство с творчеством сибирских писателей
9. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через русские народные инструменты
10. Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками в адаптационный период
11. Секреты успешной работы с родителями
12. Пленэр в детском саду
1. От профессионального взаимодействия – к педагогическому мастерству: опыт творческой группы «Музей “Дороги Победы”» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Создание условий для адаптации в новой группе в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Пропедевтическая работа по формированию навыков всех видов моторики у дошкольников с ТНР при дизартрии Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Международный сетевой проект «Калейдоскоп культур России» как ресурс развития профессиональных компетенций педагогов ДОО в области патриотического воспитания дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Педагогическое сообщество «Погодная лаборатория» как средство развития профессиональной компетентности педагога в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Проект «Луговые травы Новосибирской области» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Читательский дневник дошкольника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
20. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025

Страницы