Опыт реализации парциальной программы социально-коммуникативного развития детей «Волшебный песочек» как части ООП, формируемой участниками образовательных отношений

 
 

Головко Оксана Валерьевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 7 г. Новосибирска

 

Опыт реализации парциальной программы социально-коммуникативного развития детей «Волшебный песочек» как части ООП, формируемой участниками образовательных отношений

Современные дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа, где еще сильнее укрепится директив по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты… Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым!

Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.

Такое пространство, в котором дети могут выразить свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты предоставляет детям «Волшебница-песочница». Но где найти время в образовательном процессе для такой работы?

Чтобы предоставить детям такую возможность в нашем детском саду педагогом-психологом была разработана парциальная программа по социально-коммуникативному развитию детей 4-7 лет «Волшебный песочек», в основе которой лежит программа: «Песочная терапия» Э. Э. Большебратской.

Цель программы «Волшебный песочек» – содействие развитию социально-коммуникативной сферы детей.

Занятия с песком способствуют:

– развитию у детей понимания эмоционального мира своего и других людей;

– развитию навыков саморегуляции поведения;

– стабилизации эмоционального состояния детей;

– формированию позитивного отношение к своему «Я»;

– укреплению у детей чувства доверия к окружающему миру;

– формированию позитивного отношения к сверстникам;

– развитию навыков социального поведения;

– совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

– освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях.

Данная программа универсальна тем, что её можно использовать для решения как профилактических, так и коррекционно-развивающих задач. Программа рассчитана на 7 месяцев. Общее количество часов – 22. По одному занятию в неделю. Продолжительность занятий: 30-45 минут с учетом смены деятельности. Форма организации занятия – подгрупповая (4-5 человек).

Отбор детей для участия в программе осуществляется в результате анализа педагогического мониторинга, основанного на наблюдениях воспитателей и специалистов за развитием детей.

Занятия по программе проводит педагог-психолог в кабинете, специально оборудованном педагогическими песочницами и полками с большим количеством мелких игрушек.

Вся деятельность на занятиях проходит в «Песочной стране», у которой есть свои законы и правила, которые нужно соблюдать. При этом они не предоставляются детям в назидательной, директивной форме, а разрабатываются, принимаются и зарисовываются совместно с детьми.

Начинаются и заканчиваются занятия с ритуалов «входа» и «выхода» из «Песочной страны», которые помогают настроить детей как на предстоящую деятельность, так и на ее завершение.

В основе занятий по программе лежит совместная деятельность педагога-психолога и детей по преодолению каких-либо затруднений или задач, предлагаемых «жителями» «Песочной страны». Например, у золотой рыбки нет друзей и ей одной очень грустно плавать в море или в «Песочной стране» прошел ураган, который, разрушил  все дома, и героям стало негде жить.

В начале года психолог помогает детям найти ответ с помощью наводящих вопросов, подсказок, постепенно предоставляя возможность детям действовать самостоятельно. В ходе такой совместной деятельности дети учатся преодолевать трудности, соблюдать границы друг друга, договариваться, решать конфликтные ситуации. В конце занятия проводится рефлексия и «жители» «Песочной страны» благодарят детей за проделанную работу. Таким образом, закрепляются понятия дружба, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, доброта, любовь.

Наблюдения за детьми по ходу занятий помогают выявить индивидуальные особенности детей, в том числе такие нарушения в эмоционально-волевой сфере, как замкнутость, агрессивность и тревожность детей, что является поводом для консультативной работы с родителями и педагогами и дополнительной коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе с использованием педагогической песочницы.

В результате реализации программы педагогами и родителями отмечается положительная динамика в социально-коммуникативном развитии детей: они стали более коммуникабельными, научились разрабатывать и соблюдать правила поведения и общения, у них снизилась тревожность, повысилась самооценка, уменьшилась конфликтность и количество страхов.

Количество просмотров: 9258  

Добавить комментарий

1. Эффективные формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи посредством организации музыкально-творческих мероприятий
2. Инновации в музыкально-театрализованной деятельности
3. Опыт реализации парциальной программы социально-коммуникативного развития детей «Волшебный песочек» как части ООП, формируемой участниками образовательных отношений
4. Дидактическое пособие «Поле чудес»: опыт организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды
5. Разработка многофункционального универсального модуля «По сторонам знаний»
6. Актуальные вопросы дошкольного образования: тенденции и перспективы развития в современном обществе
7. Развитие творческого мышления дошкольников
8. Формирование интереса к художественной литературе через знакомство с творчеством сибирских писателей
9. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через русские народные инструменты
10. Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками в адаптационный период
11. Секреты успешной работы с родителями
12. Пленэр в детском саду
1. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы