Развитие сенсомоторных способностей вновь поступивших детей раннего возраста как один из факторов успешной адаптации к детскому саду

 
 

Ахмедова Светлана Викторовна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево

 

Развитие сенсомоторных способностей вновь поступивших детей раннего возраста как один из факторов успешной адаптации к детскому саду

Малыш познаёт окружающую его действительность путём ощущения и восприятия. Важной составляющей частью развития ребёнка является накопление им сенсомоторного опыта. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсомоторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Моя задача состоит в том, чтобы стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью для успешной адаптации малышей к детскому саду. Этим и обоснован выбор темы моей работы с детьми «Развитие сенсомоторных способностей вновь поступивших детей раннего возраста как один из факторов их успешной адаптации к детскому саду».

В группе были созданы условия для развития сенсомоторных способностей для малышей в зонах «Творчество», «Познавай-ка», «Экспериментирование», «Сенсомоторика», «Спортивные игры».

Для ознакомления детей с эталонами цвета, формирования представлений о различных материалах и художественного экспериментирования с ними помогла зона «Творчества». В данной зоне имеются штампы, цветные карандаши, фломастеры, геометрические формы, наборы муляжей овощей, изделия из разных материалов, глина, пластилин, тесто, краски, ткань, фольга, песок. Здесь мы с малышами обычно проводили много времени, рисовали, знакомились с цветами, бумагой и её свойствами, создавали поделки из разного материала. Очень помогла развитию моторики рук, чувства цвета, созданная мною игра «Пластилиновые заплатки». Малыши с удовольствием выбирали правильный цвет «заплатки» для своей картинки, примазывали пальчиками, создавая цветную картинку. Игра на развитие моторики рук, чувства формы и цвета «Приклей-ка». Для этой игры были сделаны заготовки геометрических фигур различных цветов, которые малыши приклеивали – отклеивали, группировали по форме и цвету. Доставляло огромное удовольствие и радость лепить из соленого теста. Его можно месить, рисовать пальцами узоры, раскатывать его руками или скалкой, оставлять отпечатки на тесте, вырезать формочки. Одна из любимых игр «Найди сюрприз» не оставляла ни одного малыша равнодушным, дети с удовольствием находили сюрпризы, даже если сами их спрятали в тесте. Такие игры способствовали развитию мелкой моторики рук, большинство детей стали показывать и называть цвета, различать геометрические фигуры, фактуру материалов (твёрдая, мягкая, гладкая, шероховатая). Также игры вызывали у детей массу положительных эмоции, которые помогали им быстрее привыкнуть к детскому саду.

Чтобы познакомить детей с основными формами строительных деталей (кубик, кирпичик, шар) и способами конструирования, в группе подобран традиционный материал для строительных игр (пластмассовый, деревянный, мягкий цветной конструктор), так и нестандартный. Это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек. Они легки, устойчивы, имеют различную фактуру, цвет, форму. Я предлагала малышам поиграть с деталями строительного материала, постукивать деталь о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать, познавать элементарные действия. Дети запоминали и узнавали предметы по более характерным признакам и свойствам. Раскладывали и группировали разнородные детали по признакам: цвет, форма, материал, фактура, размер, складывали на место в конце игры. И как результат малыши научились различать основные виды строительных материалов (кубик, кирпичик); группировать объекты по сенсорным признакам: величина, цвет, форма; развивали моторику рук. Я заметила, что такие занятия помогали детям легко и быстро адаптироваться к новой среде.

Зона «Спортивных игр» создана для благоприятного развития моторной активности малышей, формирования представлений о внешних свойствах объектов, положении в пространстве. Все оборудование разное по цвету, размеру, фактуре. На сенсорно-двигательных занятиях ставила задачи перед детьми в игровой форме. Закреплять основные цвета – игра «Разложи мячи», на закрепление понятий формы – игра «Найди свой домик», на развитие умения ориентироваться в пространстве – игра «Принеси предмет». Самым простым видом для развития крупной моторики являлось выполнение упражнений во время зарядки. Малыши выбирали заданный предмет из инвентаря по цвету и форме и выполняли с ним упражнения. Богатые возможности для сенсорного развития и моторики таят в себе «Дорожки здоровья». Дети с удовольствием складывали и раскладывали массажные дорожки, изучая всевозможные её неровности, формы и различные цвета глазками, ножками, ручками. Играя, малыши научились применять навыки ориентировки в пространстве, называть и показывать цвета, узнавать и группировать объекты по форме. Они отвлекались от неприятных переживаний, присущих периоду привыкания к детскому саду, у них появлялась масса положительных эмоций.

Большое внимание я уделила центру познавательной активности. В этом возрасте малыш получает информацию о мире в основном через чувства: ощупывая, рассматривая объект, познавая их свойства. В этом деле «Сенсомоторная коробка» – незаменимый помощник, с которым ребенок может получать много самых разных сенсорных ощущений, развивать моторику рук. Здесь малыши трогали на ощупь мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие объекты; сортировали предметы по баночкам, ориентируясь на цвет или форму. Чтобы содержимое коробки развивало сенсомоторные способности малышей, его нужно систематически менять. Например, в один из дней, для разучивания названий цветов, помогли цветные сенсорные коробки. Играя с таким одноцветным сенсорным материалом, малыш быстро запоминал цвет, так как нужный цвет находился все время перед глазами.

 

Чтобы разнообразить тактильный опыт малыша, использовала «коробку с макаронами», «коробку с разными текстурами и материалами», «коробку с природным материалом». Такая коробка хороша для развития мелкой моторики. Применяя игровое пособие «Целый мир в одной коробке», я вижу результат: дети получили навыки в определении цвета, формы, фактуры, количества, при этом получили колоссальное развитие мелкой моторики рук. Такие игры детям очень нравились, они принимали активное участие в них, что, безусловно, помогало им успешно адаптироваться к условиям детского сада.

Особое удовольствие детям доставляют игры с песком и водой в зоне экспериментирования. Такие игры имеют большие развивающие возможности, так как знакомили с сенсорными характеристиками объектов, развивали мелкую моторику рук, но в период адаптации главным являлось их успокаивающее и расслабляющее действие. На развитие мелкой моторики рук проводила с малышами игры «Отгадай загадку», «Необыкновенные следы»; для выкладывания узоров использовала разные по форме, размеру, цвету камушки и ракушки; создавали картины из песка; в игре «Отпечатки» сравнивали отпечатки на песке по размеру, форме. Знакомству детей со свойствами материалов помогали игры с водой «Тонет, не тонет», «Налил, вылил». Организуя игры с песком и водой, дети развивали не только мелкую моторику, но и закрепили представления о форме, цвете, величине. Я увидела, что игры с песком и водой дарили много радости малышам и вызвали положительное отношение к детскому саду.

Для развития предметной деятельности и сенсомоторных способностей была выделена зона сенсорики. Подобраны игрушки и пособия, различные по цвету, форме, фактуре и материалу, из которого они сделаны. Малышам предлагали различной сложности пирамидки, матрешки из двух-трех частей, различные вкладыши, прищепки основных цветов, игрушки-шнуровки разного вида, настольные печатные игры. Особенной популярностью у детей пользовалась напольная дидактическая игра сенсорный – дидактический коврик. Это пособие для сенсомоторного развития: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравившийся объект по цвету, форме из определенного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место. Играя с ковриком дидактических игр, дети научились соотносить и группировать предметы по цвету, форме, величине, количеству, фактуре. Такие игры доставляли удовольствие, помогали облегчить малышам процесс привыкания к детскому саду.

В этом году с малышами был реализован проект по теме «Развиваться, играя, так интересно», направленный на развитие первичных представлений о сенсорных характеристиках объектов. Для успешного выполнения проекта необходимо наличие соответствующей развивающей среды. Поэтому среду группы пополнили дидактическими играми и пособиями на развитие сенсорных навыков. Было разработано авторское развивающее пособие – сенсомоторная «Книжка для малышки». Дидактическая книга предназначена для детей раннего дошкольного возраста. С помощью данной дидактической сенсорной книги я решила множество задач. Ребенок с интересом занимался с данной книгой и получал необходимые сенсорные знания в простой и доступной форме. Яркость и красочность привлекала малыша и побуждала играть с ней снова и снова, забывая о своих переживаниях, связанных с разлукой с близкими людьми.

В результате планомерной системной работы у детей повысился уровень развития сенсорной культуры. И я заметила, что малыши научились общению со сверстниками и взрослыми, принимали участие в совместных играх, научились разрешать конфликты, выражать эмоции, проявлять элементы творческого мышления.

Вся моя работа не была бы столь плодотворной, если бы я не смогла убедить родителей в необходимости работы в данном направлении. Проводила мастер-класс «Игры для развития сенсомоторики», где родители побывали в роли детей и играли в игры на развитие сенсомоторных способностей. Показывала игры, имеющиеся в группе, предлагала помочь пополнить игровой материал. В родительском уголке помещала консультации «Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать?», «Роль игры в развитии сенсорных способностей малышей». Большинство родителей заинтересовались моей работой, стали активными участниками педагогического процесса. Приобрели и изготовили своими руками дидактические игры и пособия на развитие сенсорной культуры.

Занятия в сенсорных зонах это и игра, и увлечение. Если заниматься с малышами весело, с положительными эмоциями, они сумеют быстро усвоить смысл сложных понятий и получат огромный опыт общения. Это станет отличной мотивацией для успешной адаптации.

На сегодняшний день, анализируя результаты адаптации, я с уверенностью могу сказать, что развитие сенсомоторных способностей у малышей способствовало успешной адаптации. Что вся проделанная мною работа не была напрасной – все малыши адаптировались к новой для них обстановке.

Количество просмотров: 9513  

Добавить комментарий

1. Система работы ДОУ по подготовке детей к школе в формате новых образовательных стандартов
2. Проектирование и реализация современного занятия в детском саду в соответствии с основной образовательной программой «Вдохновение»
3. Девиз современного образования: «Всё для детей!»
4. Экологический квест «Спасём заколдованный лес». Старшая группа комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
5. Современные подходы в образовании дошкольников
6. Мы поэты: развитие поэтического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи
7. Организация театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушением речи
8. Разработка многофункционального дидактического пособия «Автомобиль»
9. Развитие сенсомоторных способностей вновь поступивших детей раннего возраста как один из факторов успешной адаптации к детскому саду
10. Повышение уровня речевого развития детей дошкольного возраста через организацию совместной деятельности взрослого и ребенка
11. Логопедическая домашняя работа. Игровое пособие
12. Лого-робот Bee-Bot «Умная пчела» как помощник педагога в образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с видами спорта
13. Педагогический проект «Битва хоров» как средство воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников
14. Развитие индивидуализации ребенка через использование нетрадиционных техник художественно-ручного труда
15. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества дошкольного образования
16. «Русские традиции»: проектная деятельность в ДОУ
17. Зимние игры и забавы на прогулке в ДОУ
1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы