Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах

 
 

Шабунина Ирина Сергеевна,

воспитатель МКДОУ д/с № 7 г. Новосибирска

 

Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах

Древнегреческий философ Геродот Галикарнасский говорил: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Данные слова актуальны по сей день. Они нашли свое отражение во многих современных образовательных документах, в том числе и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. По ФГОС физкультурно-оздоровительная работа, в том числе и посредством использования здоровьесберегающих технологий, является одним из приоритетных направлений деятельности детского сада.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. В решении данной задачи очень важное значение имеет режим дня. Он представляет собой определенную систему, которая помогает распределить время сна и бодрствования, приема пищи, гигиенических процедур, занятий, игр и прочей деятельности детей.

Здоровьесберегающие технологии делятся на 3 группы:

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников:

динамические паузы;

подвижные и спортивные игры;

гимнастика для глаз;

пальчиковая гимнастика;

ортопедическая гимнастика;

корригирующая гимнастика;

гимнастика пробуждения;

гимнастика дыхательная;

релаксация.

II. Технологии обучения ЗОЖ:

физкультурные занятия;

проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия);

коммуникативные игры;

самомассаж;

точечный массаж;

биологическая обратная связь (БОС);

III. Технология коррекции поведения:

арт-терапия;

технологии музыкального воздействия;

сказкотерапия;

технологии коррекции поведения;

фонетическая ритмика;

психогимнастика;

технологии воздействия цветом.

В своей работе в течение дня я использую следующие здоровьесберегающие технологии.

Утренние часы:

Утренняя гигиеническая гимнастика. Проводится ежедневно с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Скретчинг. Данный комплекс упражнений направлен на растягивание определенных мышц, сухожилий и связок.

Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью. Во время ринопластики дети выполняют комплекс гимнастических упражнений, оформленных танцевальными движениями под ритмическую музыку.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже.

НОД:

Физкультурные занятия. В нашем детском саду мы используем как традиционную, так и нетрадиционные формы проведения.

Приветствия. Данный режимный момент прост и уникален, он обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и способствует реализации задач всех образовательных областей.

Динамические паузы. Это небольшие активные упражнения, проводимые в течение всего дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении (малоподвижные игры, упражнения на контроль осанки, физминутки и пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, а также массаж кистей рук и лица, упражнения под ритмичную музыку). Для удобства использования данного вида технологии в группе разработаны и активно используются картотеки всех вышеперечисленных игр и упражнений.

Гимнастика для глаз. Проводится ежедневно, во время непосредственно образовательной деятельности. Для детей изготовлено большое количество наглядности (стационарной – размещенной на стенах помещений группы, а также меняющейся – приготовленной для конкретной темы или ситуации).

Пальчиковая гимнастика. Развивает ловкость пальцев, их подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение. Проводится ежедневно во время непосредственно образовательной деятельности, а также в других режимных моментах.

Корригирующая гимнастика – разновидность лечебной гимнастики, представляет собой систему специальных физических упражнений, применяемых в основном для профилактики и устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника.

Дыхательная гимнастика. Есть множество болезней, для лечения которых нужна дыхательная гимнастика. Но все же в целом для маленьких детей цель дыхательной гимнастики – укрепление иммунитета, а значит, профилактики заболеваний, прежде всего острых респираторных.

Прогулка:

Подвижные и спортивные игры. Данные виды игр организуются в группе, на прогулке, а также во время музыкальных и физкультурных занятий. Для поддержания интереса детей к играм в нашем детском саду раз в квартал проводится спортивное развлечение «Научим Петрушку играть», в ходе которого дети делятся своим игровым опытом с приходящим персонажем.

Также ежегодно в ДОУ проводится смотр-конкурс атрибутов для подвижных и спортивных игр, изготовленных своими руками.

Подготовка ко сну:

Релаксация. Упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться и в этом им помогает спокойная классическая музыка, а также звуки природы.

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

После пробуждения:

Бодрящая гимнастика – это не просто комплекс физических упражнений – это источник здоровья, важный кирпичик в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении.

Дыхательная гимнастика.

В течение дня (совместно со специалистами ДОУ: музыкальным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом и инструктором по физической культуре) используем:

Технологии музыкального воздействия. Используют в различных формах физкультурно-оздоровительной работы в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Технологии коррекции поведения. Проводятся по специальным методикам в игровой форме.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Здоровьесберегающие технологии, которые применяются в работе с родителями:

– консультации с родителями, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены;

– личный пример педагога;

– нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы;

– анкетирование;

– совместные мероприятия: дни здоровья, спортивные праздники, экскурсии;

– буклеты, памятки из серии "Пальчиковая гимнастика", "Как правильно закаливать ребенка?";

– дни открытых дверей;

– обучение родителей методам оздоравливания детей (практикумы, тренинги);

– выпуск газеты ДОУ и т. д.

И в завершение хочется напомнить слова советского педагога-новатора, писателя, основателя народной педагогики В.А. Сухомлинского: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Количество просмотров: 5175  

Добавить комментарий

1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы