Развитие социальной уверенности дошкольников посредством формирования социальных навыков и обогащения сенсорной среды

 
 

Никитина Наталья Борисовна,

кандидат педагогических наук,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад № 402 г. Новосибирска

 
 
 

Пустохина Екатерина Федоровна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад № 9 г. Новосибирска

 

Развитие социальной уверенности дошкольников посредством формирования социальных навыков и обогащения сенсорной среды

Социально уверенный ребенок – это дошкольник, гармонично взаимодействующий с самим собой, внешним миров и социумом. Социально неуверенный ребенок дисгармоничен во взаимоотношении с социумом. И, следовательно, социальные проблемы порождают внутриличностные проблемы и конфликты.

Социально неуверенный ребенок на внешнем уровне испытывает сложности в коммуникациях, застенчивый, тихий, неактивный. На внутреннем личностном уровне это выражается как неуверенность в себе, в своей уместности в социуме, проявляться может и как гиперактивность, и как агрессивность. Гиперактивность и гипоактивность – это чаще всего неадекватные формы защитных механизмов социально неуверенных детей.

Одной из задач в работе педагога является формирование у детей уверенности в себе, повышение самооценки, работа с позитивным мышлением.

Выявление социальной неуверенности в себе на невербальном уровне: сниженная моторная активность, эмоциональная неустойчивость, вялая мимика, нет контакта взглядом, отводит глаза. Вербальный уровень, характеризующий социальную неуверенность ребенка: сложность в вербальном выражении своих эмоциональных состояний, тихая речь, замкнутость, сложность в высказываниях.

Уровень социальных контактов, свидетельствующий о социальной неуверенности ребенка: обособленное поведение, ребенок не играет со сверстниками, большая привязанность к близким и родственникам, нежелание покидать дом, паника в трудных ситуациях, отказ от новых социальных контактах, сложности взаимодействия.

Признаки, которые перечислены на невербальном, вербальном и социальном уровне свидетельствуют о важности работы по формированию социальной уверенности у детей. Обогащая сенсорную среду и формируя социальные навыки у детей дошкольного возраста, через все виды деятельности мы формируем социальную уверенность, повышаем внимание ребенка к себе и к своим переживаниям и потребностям, влияем на мотивацию деятельности и расширяем поле для социального взаимодействия ребенка.

Обогащение сенсорной среды – это предоставление возможности ребенку для познания своих чувственных ощущений, расширения опыта в возможности делать выбор в сложных ситуациях, умение выражать и обосновывать свое мнение, заявление о своих желаниях, нахождение способов для самовыражения и самораскрытия. Основу сенсорной среды составляют специальные средства, средства сенсорного развития – это предметы или их совокупность, способствующие развитию сенсорного восприятия окружающего мира.

К средствам сенсорного развития относятся:

– предметная среда (мебель, вещи, игрушки, мягкие модули, музыка, свет, запахи);

– объекты живой и неживой природы (камни, песок, ракушки, растения, вода и т.д.);

– дидактические игры по сенсорному воспитанию;

– наборы для творчества;

– предметы быта и специальные предметы (гладильная доска, грабли и т.д.)

Методы и приемы сенсорного развития – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и ребёнка, направленной на решение задач сенсорного воспитания и развития в процессе формирования социальных навыков.

К методам и приемам сенсорного развития можно отнести практические методы обучения, которые используются для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, регулирование, анализ результатов.

Практические методы сенсорного развития бывают следующими:

– упражнения;

– исследовательские действия (выявление свойств, эксперимент, сравнение, наблюдение);

– игра.

Важно умение говорить о своих ощущения, а также умение слушать других. Мотивация деятельности детей носит игровой характер. Ребенок должен получать удовольствие от деятельности, а не стремиться сделать правильно.

Человек нуждается в одобрении со стороны других людей. В дошкольном возрасте значимое окружение – это семья, важно, чтобы в семье к ребенку относились с уважением, пониманием и формировали чувство собственной значимости.

Ребенок оценивает себя, используя оценки социума. От этого зависит самооценка, самопринятие и, как следствие, социальный статус.

Ребенок, который не был в ситуации успеха, не умеет позитивно общаться и решать конфликтные ситуации, не может быть психически сильным.

Социально компетентное поведение дает возможность ребенку адекватно относиться к негативным и позитивным ситуациям. Социально компетентное поведение – это:

– умение сказать «нет»,

– умение выражать свои потребности, желания, предпочтения,

– достаточно развитые навыки коммуникации, способность наладить эффективное общение, умения урегулировать конфликт, умение вести диалог.

Литература

1. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Науч.-исслед. Институт дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.

2. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.И. Большой психологический словарь. – СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.

3. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с.

4. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 224 с.

5. Сидорова И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80 с.

Количество просмотров: 4850  

Добавить комментарий

1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы