Развитие социальной уверенности дошкольников посредством формирования социальных навыков и обогащения сенсорной среды
Социально уверенный ребенок – это дошкольник, гармонично взаимодействующий с самим собой, внешним миров и социумом. Социально неуверенный ребенок дисгармоничен во взаимоотношении с социумом. И, следовательно, социальные проблемы порождают внутриличностные проблемы и конфликты.
Социально неуверенный ребенок на внешнем уровне испытывает сложности в коммуникациях, застенчивый, тихий, неактивный. На внутреннем личностном уровне это выражается как неуверенность в себе, в своей уместности в социуме, проявляться может и как гиперактивность, и как агрессивность. Гиперактивность и гипоактивность – это чаще всего неадекватные формы защитных механизмов социально неуверенных детей.
Одной из задач в работе педагога является формирование у детей уверенности в себе, повышение самооценки, работа с позитивным мышлением.
Выявление социальной неуверенности в себе на невербальном уровне: сниженная моторная активность, эмоциональная неустойчивость, вялая мимика, нет контакта взглядом, отводит глаза. Вербальный уровень, характеризующий социальную неуверенность ребенка: сложность в вербальном выражении своих эмоциональных состояний, тихая речь, замкнутость, сложность в высказываниях.
Уровень социальных контактов, свидетельствующий о социальной неуверенности ребенка: обособленное поведение, ребенок не играет со сверстниками, большая привязанность к близким и родственникам, нежелание покидать дом, паника в трудных ситуациях, отказ от новых социальных контактах, сложности взаимодействия.
Признаки, которые перечислены на невербальном, вербальном и социальном уровне свидетельствуют о важности работы по формированию социальной уверенности у детей. Обогащая сенсорную среду и формируя социальные навыки у детей дошкольного возраста, через все виды деятельности мы формируем социальную уверенность, повышаем внимание ребенка к себе и к своим переживаниям и потребностям, влияем на мотивацию деятельности и расширяем поле для социального взаимодействия ребенка.
Обогащение сенсорной среды – это предоставление возможности ребенку для познания своих чувственных ощущений, расширения опыта в возможности делать выбор в сложных ситуациях, умение выражать и обосновывать свое мнение, заявление о своих желаниях, нахождение способов для самовыражения и самораскрытия. Основу сенсорной среды составляют специальные средства, средства сенсорного развития – это предметы или их совокупность, способствующие развитию сенсорного восприятия окружающего мира.
К средствам сенсорного развития относятся:
– предметная среда (мебель, вещи, игрушки, мягкие модули, музыка, свет, запахи);
– объекты живой и неживой природы (камни, песок, ракушки, растения, вода и т.д.);
– дидактические игры по сенсорному воспитанию;
– наборы для творчества;
– предметы быта и специальные предметы (гладильная доска, грабли и т.д.)
Методы и приемы сенсорного развития – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и ребёнка, направленной на решение задач сенсорного воспитания и развития в процессе формирования социальных навыков.
К методам и приемам сенсорного развития можно отнести практические методы обучения, которые используются для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, регулирование, анализ результатов.
Практические методы сенсорного развития бывают следующими:
– упражнения;
– исследовательские действия (выявление свойств, эксперимент, сравнение, наблюдение);
– игра.
Важно умение говорить о своих ощущения, а также умение слушать других. Мотивация деятельности детей носит игровой характер. Ребенок должен получать удовольствие от деятельности, а не стремиться сделать правильно.
Человек нуждается в одобрении со стороны других людей. В дошкольном возрасте значимое окружение – это семья, важно, чтобы в семье к ребенку относились с уважением, пониманием и формировали чувство собственной значимости.
Ребенок оценивает себя, используя оценки социума. От этого зависит самооценка, самопринятие и, как следствие, социальный статус.
Ребенок, который не был в ситуации успеха, не умеет позитивно общаться и решать конфликтные ситуации, не может быть психически сильным.
Социально компетентное поведение дает возможность ребенку адекватно относиться к негативным и позитивным ситуациям. Социально компетентное поведение – это:
– умение сказать «нет»,
– умение выражать свои потребности, желания, предпочтения,
– достаточно развитые навыки коммуникации, способность наладить эффективное общение, умения урегулировать конфликт, умение вести диалог.
Литература
1. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Науч.-исслед. Институт дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
2. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.И. Большой психологический словарь. – СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
3. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с.
4. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 224 с.
5. Сидорова И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80 с.
Количество просмотров: 4850 |
Добавить комментарий