Разработка дидактического пособия «Речевая полянка»

 
 

Аникина Татьяна Валерьевна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 74 «Непоседы» г. Новосибирска

 
 
 

Малинина Ольга Сергеевна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МКДОУ № 74 «Непоседы» г. Новосибирска

 

Разработка дидактического пособия «Речевая полянка»

Насколько богаче и правильнее речь ребенка, настолько легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Таким образом, актуальность данного пособия определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

В процессе работы над развитием речи дошкольников мы обратили внимание, что дети охотнее выполняют задания, если они представлены в форме игры, сопровождающейся интересным, разнообразным материалом. Это побудило нас к созданию яркого, многокомпонентного пособия, предполагающего использование тактильного анализатора. Пособие мы назвали «Речевая полянка».

Образовательная область: речевое развитие.

Возрастная категория: дошкольники от 4 до 7 лет.

Цель: развитие речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

– обогащать и активизировать словарный запас детей;

– закреплять знания детей по лексическим темам;

– формировать лексико-грамматический строй речи;

– автоматизировать и дифференцировать звуки в словах и предложениях;

– формировать слоговую структуру слова;

– учить детей составлять простые распространённые предложения;

– формировать предпосылки к обучению грамоте;

Развивающие:

– способствовать развитию слухового восприятия и фразовой речи;

– развивать мелкую моторику рук;

– создавать условия для развития внимания, памяти и мышления детей;

Воспитательные:

– способствовать формированию культуры речи воспитанников;

– содействовать формированию умения работать в команде, действовать согласно правилам игры.

Материалы: игровое панно, предметные карточки-картинки по лексическим темам, карточки-схемы для составления предложений, набор диких и домашних животных, фигуры детей, карточки на разные группы звуков, дополнительные атрибуты для игровых упражнений на формирование слоговой структуры слова.

Описание: Пособие представляет собой панно прямоугольной формы, 50*70 см, покрытое фланелевой тканью, с использованием элементов декора из фетра. На панно расположены: поезд, состоящий из 10 вагонов; 4 дерева, оформленных в соответствии с временами года; солнце; набор листьев. Пособие имеет яркий, привлекательный вид и вызывает интерес детей, побуждает к многократной игре с ним.

К пособию прилагаются съёмные элементы и дидактический материал, которые используются в различных играх и упражнениях.

Панно можно использовать как:

– настольную игру в индивидуальной работе с детьми;

– фланелеграф в работе с подгруппой детей.

Методы и приёмы, используемые в работе с пособием:

1. Наглядные: рассматривание и использование картинного материала по лексическим темам;

2. Практические: упражнения, игры, поисково-исследовательская деятельность;

3. Словесные: повторение, проговаривание, сочинение, диалог, рассказ.

Комплект дидактического пособия «Речевая полянка» предполагает работу со следующими лексическими темами: «Игрушки», «Овощи»; «Фрукты»; «Деревья»; «Домашние животные»; «Дикие животные»; «Геометрические фигуры»; «Одежда»; «Головные уборы», «Времена года» – каждая из которых может использоваться в разных дидактических играх и упражнениях:

Комплект дидактического пособия «Речевая полянка» предполагает работу со следующими лексическими темами: «Игрушки», «Овощи»; «Фрукты»; «Деревья»; «Домашние животные»; «Дикие животные»; «Геометрические фигуры»; «Одежда»; «Головные уборы», «Времена года» – каждая из которых может использоваться в разных дидактических играх и упражнениях:

– дидактические игры для закрепления знаний по лексическим темам;

– дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи;

– дидактические упражнения для автоматизации и дифференциации звуков;

– дидактические упражнения для формирования слоговой структуры слова;

– дидактические упражнения для развития связной речи;

– дидактические упражнения для подготовки к обучению грамоте;

Перспективы использования дидактического пособия: пособие может быть дополнено новыми атрибутами для дидактических игр и упражнений, состав карточек по лексическим темам также может обновляться.

Количество просмотров: 15256  

Добавить комментарий

1. Расширение образовательного пространства ДОУ как условие формирования у старших дошкольников гражданской позиции и патриотических чувств
2. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства
3. Значимость гражданско-патриотического воспитания в настоящее время
4. Современные формы и методы патриотического воспитания в детском саду
5. Краеведческое образование детей дошкольного возраста
6. Играем в сказку: развитие связной речи дошкольников посредством применения приемов ТРИЗ
7. Разработка дидактического пособия «Речевая полянка»
8. Роль подвижных игр в развитии основных движений детей
9. Опыт организации детского экологического проекта «Осень спросим…»
10. Выявление и сопровождение вокально одаренных детей в ДОУ
11. Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
12. «Волшебный мир сказок»: проектная деятельность в детском саду
13. Мини-музей как средство воспитания нравственно-патриотических качеств у младших дошкольников
14. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
15. Развитие нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях пандемии
16. Музыка и робототехника
17. Влияние страхов на эмоциональное развитие ребенка и роль родителей в этом процессе
18. Как приобщить ребёнка к чтению художественной литературы
19. Развиваем у дошкольников речь и уверенность в себе через публичные выступления
20. Метеостанция в детском саду
1. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы