Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников

 
 

Черепанова Нина Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

ФГБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 120» г. Новосибирска

 

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний,

а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

В современных условиях модернизации отечественного образования наше дошкольное образовательное учреждение активно работает в соответствии с новыми нормативными актами (ФГОС ДО). Создаются условия, гарантирующие защиту физической безопасности, здоровья и жизни детей на протяжении всего образовательного процесса. Для обеспечения безопасного нахождения малышей систематически проводится контроль состояния ДОУ внутренними комиссиями и проверяющими надзорных организаций. С нами, педагогами, проводятся инструктажи по охране труда и организации охраны жизни и здоровья детей во время пребывания в детском саду. Детей мы отдаем только непосредственно родителям (законным представителям). Остальным людям (не моложе 16 лет) можно отдавать детей только с предварительного письменного согласия родителей. Каждый работник детского сада имеет инструкции и список телефонов экстренных служб (полиция, скорая помощь, пожарная и спасательная службы). Чтобы отработать четкие навыки у персонала и детей в случае ЧС, проводятся тренировочные занятия по эвакуации по составленному графику проведения тематических тренировок на год.

Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Малыш не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на нас, педагогов, в детском саду возложена миссия защиты и обучения ребенка правилам безопасной жизнедеятельности. В детском саду создаются педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей, правилами, при соблюдении которых их можно избежать или с правильными действиями в той или иной чрезвычайной ситуации.

Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В связи с этим реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает в себя время, отведенное на взаимодействие с семьями детей. Сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может не стоит забивать голову детям правилами поведениями при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под нашим наблюдением? Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он станет самостоятельным.

Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого. И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.

Проблема: 90% детей нарушают правила безопасного поведения и безопасности жизнедеятельности, даже если им об этом говорили не раз.

Актуальность темы – «Безопасность дошкольников» – обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области. Исходя из выше сказанного, мною было принято решение разработать и реализовать проект по ОБЖ по теме: «СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ».

Цель моего проекта – формирование у детей навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.

Основными задачами проекта для детей:

1. Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе.

2. Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.

3. Познакомить со средствами пожаротушения.

4. Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности.

5. Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, помощь.

6. Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях.

7. Обогащать речь детей посредством произведений художественной литературы.

8. Развивать такие интегративные качества личности, как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.

Для родителей:

1. Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ.

2. Активизировать родителей к совместной деятельности.

3. Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения.

Реализация проекта осуществлялась через познавательное развитие в форме бесед: «Правила дорожного движения достойны уважения», «В мире опасных предметов», «Осторожно сосульки!» Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода» с целью закрепления знаний о правилах пешехода, знакомства с новыми правилами.

Дети с удовольствием участвовали в викторинах: «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?», «Осторожно, огонь!», «Внешность человека может быть обманчива».

На практических занятиях, например: «Не откроем волку дверь», мы рассматривали и обсуждали с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, учились правильно себя вести в неординарных случаях.

Неоднократно в совместной деятельности и в режимных моментах моделировали ситуации «Один дома», «Что делать, если…» с целью привития чувства собственной безопасности.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников моей группы в ходе реализации проекта осуществлялось через сюжетно-ролевые игры: «Пешеходы», «Службы спасения», «Мы – пожарные», «Эвакуация при пожаре».

Дети закрепляли знания о труде пожарных, на основе которых развивалась сюжетная, творческая игра; формировались положительные взаимоотношения между детьми; воспитывалось уважения к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим.

С целью совершенствования ловкости и точности движений, улучшения внимания, памяти, усидчивости, терпения, общего физического развития особое внимание постоянно уделяется подвижным играм: «Цветные автомобили», «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор», а также игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель».

 

Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит несколько компонентов: игра, имитация, поисково-исследовательская деятельность: «Водители и пешеходы», «Во дворе», «В парке», «Собака – друг человека», «Потерялся в городе», «Незнакомец звонит», «Защити себя сам».

В качестве дополнительного материала постоянно включаю в работу литературные произведения: стихотворения, загадки, пословицы, сказки. Такие моделирования и проигрывания ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения.

В заключении следует отметить особую роль и участие родителей в реализации проекта. Родительским комитетом была организована экскурсия в пожарно-спасательную часть Федерально-противопожарной службы Советского района г. Новосибирска.

Была организована презентация книжек-самоделок, изготовленных родителями совместно с детьми.

Все родители приняли активное участие в анкетировании по проблемам ОБЖ, совместно с ними состоялось оформление стенда фотоотчета в ДОУ «Страна безопасности».

Литература:

«Безопасность жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении» / Е. В. Кузьмина, Е. А. Бырылова.

Количество просмотров: 11393  

Добавить комментарий

1. Расширение образовательного пространства ДОУ как условие формирования у старших дошкольников гражданской позиции и патриотических чувств
2. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства
3. Значимость гражданско-патриотического воспитания в настоящее время
4. Современные формы и методы патриотического воспитания в детском саду
5. Краеведческое образование детей дошкольного возраста
6. Играем в сказку: развитие связной речи дошкольников посредством применения приемов ТРИЗ
7. Разработка дидактического пособия «Речевая полянка»
8. Роль подвижных игр в развитии основных движений детей
9. Опыт организации детского экологического проекта «Осень спросим…»
10. Выявление и сопровождение вокально одаренных детей в ДОУ
11. Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
12. «Волшебный мир сказок»: проектная деятельность в детском саду
13. Мини-музей как средство воспитания нравственно-патриотических качеств у младших дошкольников
14. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
15. Развитие нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях пандемии
16. Музыка и робототехника
17. Влияние страхов на эмоциональное развитие ребенка и роль родителей в этом процессе
18. Как приобщить ребёнка к чтению художественной литературы
19. Развиваем у дошкольников речь и уверенность в себе через публичные выступления
20. Метеостанция в детском саду
1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы