Развитие речи детей раннего возраста посредством сказок

 
 

Гришкевич Ольга Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Развитие речи детей раннего возраста посредством сказок

С раннего детства мир сказок знаком ребенку. Сказка появляется в жизни малыша первой из художественных произведений. От самых простеньких сказок, состоящих из повторяющихся действий («Репка», «Колобок», «Теремок»), ребенок переходит к слушанию историй, более сложных и насыщенных событиями. В сказках звучит множество новых для ребенка слов. Но они преподносятся в таком интересном контексте, что их хочется понять и запомнить. И дети вникают и запоминают! Дошкольник повторяет высказывания понравившегося героя, запоминает различные художественные обороты, так часто применяемые в сказочных текстах.

Чтение сказок подходит детям в любом возрасте. Они получают мощный стимул к развитию в увлекательной форме. Во время слушания у детей активизируется память, внимание, воображение, обогащается словарный запас.

Игры по прочитанному сюжету зарождают творческие способности, улучшают мышление, учат фантазировать. Инсценировки и обсуждения сказки – мощные средства для развития речи. У детей улучшается произношение. Они учатся говорить связно и выразительно.

Сказки являются эффективным средством развития речи у детей раннего дошкольного возраста, поэтому я активно использую их в своей работе.

Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей раннего возраста «Сказочное путешествие».

Цель: Развитие речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок.

Задачи:

– учить эмоционально воспринимать, запоминать и пересказывать содержание сказок;

– закреплять название русских сказок;

– учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам;

– обогащать словарный запас;

– учить выполнять действия по инструкции.

Материалы и оборудование: макет избушки (игрового домика), персонажи деда и бабы, разрезные картинки «Собери яичко», мягкий муляж репки, герои настольного театра «Колобок».

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)

Воспитатель:

Тогда ребята, не шумите,

Сказку вы не спугните.

В сказку с вами мы, пойдем,

Сказку с вами мы найдем.

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие.

А совершим мы путешествие в сказку на поезде. Я буду паровозом, а вы вагончиками, цепляйтесь за меня.

2. Основная часть.

Дети строятся паровозиком.

Воспитатель:

Поехали. Чух - чух! Чух - чух!

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

Чух - чух! - пыхтит паровоз,

Далёко, далёко ребят он в сказку повез!

Но вот остановка и надо слезать,

Давайте сказку скорее искать.

Воспитатель с детьми проходят круг по группе, останавливаются у макета игрового домика

Воспитатель: Ой, ребята, тише, тише,

Где-то рядом плач мне слышен.

Из-за ширмы, с помощью второго воспитателя появляются сказочные персонажи: перчаточные куклы деда и бабы.

Дед: Ох, и горе, ох, беда. Мышка к нам пришла сюда.

Баба: Повертелась, покрутилась. И яйцо наше разбилось.

Воспитатель: Ребята, в какой сказке это случилось?

Дети: «Курочка Ряба».

Воспитатель:

Не горюйте дед и баба,

Успокойся, наша Ряба.

Мы беде вашей поможем

Новое яичко сложим.

Дидактическая игра «Собери яичко»

Дети собирают большую разрезную картинку с изображением золотого яичка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Теперь можно дальше отправляться в сказочное путешествие на поезде. Поехали.

Воспитатель с детьми проходят круг по группе, останавливаются у столика, на котором расставлены герои сказки «Репка»

 

Воспитатель: В сказку с вами мы попали, а в какую отгадаем:

Вырастил однажды дед

Этот овощ на обед,

А потом его тащил

Вместе с бабкой что есть сил…

Не нужна подсказка,

Дети знают эту сказку!

Дети: «Репка»

Воспитатель показывает детям большую самодельную репку. Дети перечисляют, кто тянул ее.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали сказку, вспомнили, кто тянул репку. А теперь давайте покажем героям как мы тоже умеем садить репку

Проводится Физкультминутка «Репка»

Вот мы репку посадили (Наклоны)

И водой ее полили. (Имитация движения)

А теперь ее потянем, (Имитация движения)

И из репки кашу сварим, (Имитация движения)

И будем мы от репки,

Здоровые и крепкие. (Показать силу)

Воспитатель: Посмотрите, какая у нас красивая репка! А какая репка по цвету? Какая она по форме?  А репка у нас большая или маленькая? Репка вкусная?

Дети описывают репку

Воспитатель: Поедем дальше? Вставайте паровозиком.

Поехали. Чух - чух! Чух - чух!

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

Чух - чух! - пыхтит паровоз,

Ребят он в другую сказку привёз.

Воспитатель с детьми проходят круг по группе, останавливаются у следующего столика, на котором расставлены герои и декорации сказки «Колобок»

Воспитатель:

Кто сбежал от бабы с дедом,

Кто стал для лисы обедом?

От неё уйти не смог

Сытный, вкусный….

Дети: Колобок.

Воспитатель: Конечно, это сказка «Колобок». И сейчас мы с вами вместе «слепим» колобка.

Проводится пальчиковая гимнастика «Слепим колобка»

Воспитатель и дети проговаривают стихотворение и ритмично выполняют упражнения

Мы лепили колобка (дети имитируют движения «лепки»)

Тесто мяли мы слегка (сжимают и разжимают пальцы)

А потом его катали («катают» колобка)

На окошечко сажали (раскрывают ладони, показывают их)

Он с окошка прыг да прыг (стучат по ладоням пальцами)

Укатился, озорник. (вращение кистями)

И никто догнать не смог

Очень быстрый колобок.

Дети, рассматривая иллюстрации, перечисляют героев сказки, которых колобок встретил по пути

Воспитатель: Кого встретил на пути Колобок? (ответы детей)

Воспитатель: Кого он смог перехитрить? Кто перехитрил его?

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в поезде. Поехали. Чух - чух! Чух - чух! Вот мы и приехали в детский сад.

Воспитатель: Дети, вам понравилось путешествовать? В какой мы сказке побывали? Каких видели героев?

Воспитатель подводит итог и предлагает еще поиграть с любимыми героями сказок.

Количество просмотров: 7058  

Добавить комментарий

1. Организация общего родительского собрания в детском саду
2. Как мотивировать ребенка?
3. Классный час «Нам не нужна война!»
4. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР по теме «Путешествие в страну здоровья»
5. Развлечение на улице для подготовительных групп (дети 6-7 лет) «Задорная санница»
6. Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по теме «Поможем петушку из сказки «Петушок и бобовое зернышко»
7. Открытый урок по теме «Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта «Шар в окошке», систематизация знаний о способах подготовки к пересказу»
8. Классный час «Реки России»
9. Конспект музыкально-познавательного занятия по закреплению знаний дошкольников о музыкальных инструментах с использованием программируемой игрушки «Умная пчела»
10. Развитие речи детей раннего возраста посредством сказок
11. Разработка классного часа «Секреты здоровья»
12. Речевое развитие дошкольников посредством приобщения детей к художественной литературе
1. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. «Замки для времен года»: конспект интегрированного занятия посредством художественно-эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Безопасность в ДОУ: обучение детей правилам дорожного движения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Игра для среднего и младшего звена «Правила дорожного движения» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Подготовка к обучению грамоте у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на втором году обучения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Как помочь ребёнку 4-5 лет запомнить цифры? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Методическая разработка урока в 4 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы