Педагог и новое поколение детей
Во все времена к деятельности и личности педагога общество предъявляло высокие требования. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и Е. Н. Шиянов пишут так: «Педагог – не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность» [1]. Такое развернутое определение понятия «педагог» и его качеств будет актуальным в любом столетии.
С течением времени меняется система образования, устанавливаются новые приоритеты, но, по нашему мнению, неизменным остается тот самый «идеал» педагога, о котором трактуют В. А. Сластенин и др. Каждый современный педагог стремиться к совершенству, и мы не исключение.
Выбрав своей профессией педагогическую деятельность, мы задались вопросом, как достичь того «педагогического идеала» в рамках современного образования? Непосредственными участниками образовательного процесса выступают педагог и дети. В нашей педагогической практике мы столкнулись с проблемой понимания современных детей. Во время нашего детства мы относились к педагогу с уважением, восхищались им, любая мысль педагога принималась за истину, и у нас не возникало желание перечить ему. Современные дети отличаются от поколения, в котором воспитывались мы.
Чтобы организовать грамотный образовательный процесс с современными детьми, мы обратились к их психологическим особенностям. Новое поколение детей («поколение альфа») имеют ряд характеристик:
– Для этих детей виртуальная реальность не менее ценна, чем физическая.
– Альфы многозадачны, выполняют несколько заданий одновременно. Поэтому они не могут долго концентрироваться на чем-то одном.
– Они увлекающиеся, любят учиться, но только при условии, что это им интересно.
– Альфы готовы к диалогу, но не к нравоучениям. Ждут, что им не будут диктовать, что их будут слушать и слышать.
Основываясь на данных характеристиках «поколения альфа», мы искали различные методы для налаживания эмоционального контакта с детьми в творческом объединении «Первые шаги» МБУДО ЦВР «Галактика».
Чтобы разнообразить педагогический процесс, мы используем видеоматериалы из социальных сетей, изучаем онлайн-занятия от ведущих спортсменов мира, организовываем «челенджи» среди педагогов и учащихся. Дети с любопытством смотрят на работу чемпионов в танцевальном зале через экран монитора. Для них как будто приоткрывается кулиса, и они видят, сколько труда и усилий прикладывают спортсмены для достижения высокого результата.
Победа на конкурсе – это результат плодотворного труда в танцевальном зале, это многократное повторение танца, движения. Современные дети быстро теряют интерес к монотонной работе над одной и той же танцевальной фигурой. Поэтому после изучения нового материала или повторения пройденного, мы организуем соревнование в рамках занятия. Таким образом, дети продолжают оттачивать свое мастерство на определенном танцевальном движении, но уже несколько в другом формате. Юные танцоры любят здоровый дух соперничества, поэтому с большим удовольствием принимают участие в таких соревнованиях.
Чтобы удержать интерес современных детей к занятиям бальными танцами, недостаточно рассказа про их будущие награды и высокие достижения. К сожалению, победа в конкурсе для многих детей сейчас не является приоритетом. Поэтому мы открываем детям мир танца с иной стороны. Мы рассказываем им о пользе занятиями бальными танцами не только сейчас, но и в их будущем, даже если оно не будет связано с танцевальным спортом. Многие дети после таких бесед меняют свое отношение к занятиям танцами в положительную сторону, ставят для себя новые цели и задачи.
Бальные танцы – это парный вид спорта, это взаимоотношение мальчика с девочкой. Любые взаимоотношения всегда требуют психологической работы обеих сторон. В силу своего возраста дети только учатся взаимодействовать друг с другом, поэтому педагог помогает им наладить это контакт. Учитывая желание современных детей быть услышанным, мы стараемся решить проблемные ситуации в паре диалогом. Мы не настаиваем на конкретном действии ребенка по отношению к другому, не занимаемся нравоучением. Мы предлагаем детям различные варианты развития ситуации. В некоторых случаях мы приводим свои личные примеры проблемных ситуаций и пути их решения, делимся своими эмоциями и переживаниями. Правильно выстроенный диалог на взаимном обмене чувств психологически сближает танцевальную пару и педагога.
В процессе познания особенностей современных детей и поиске новых методов взаимодействия с ними, мы проделали большую работу:
1. Проанализировали литературу по танцевальному спорту и новые методики преподавания.
2. Освоили цифровое обеспечение и электронные ресурсы и поделились этим опытом с нашими детьми и родителями.
3. Изучили психологию современных детей.
Благодаря проделанной работе, мы смогли подобрать новые методы в образовательном процессе, разнообразить занятия, удержать интерес детей к занятиям бальными танцами, построить с ними диалог, повысить свой профессиональный уровень. Таким образом, мы смогли наладить эмоциональный контакт с современными детьми, а значит, на один шаг приблизились к «педагогическому идеалу».
Список литературы:
1. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. – 576 с.
Количество просмотров: 9158 |
Добавить комментарий