Опыт взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями групп в рамках реализации проектной деятельности

 
 

Гильванова Ирина Витальевна,

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

МАДОУ детский сад № 555 г. Новосибирска

 

Опыт взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями групп в рамках реализации проектной деятельности

Отправной точкой формирования программы «Вдохновение» является заложенная природой в ребенка потребность в получении впечатлений, стремление к радости и движению. Поэтому самое главное отличие принципов программы «Вдохновение» от других программ в том, что «музыкальное образование не должно быть зациклено на музыкальном результате. Тем не менее при таком подходе, принципиально ориентированном на процесс, дети дошкольного возраста способны достичь удивительных творческих результатов».

Одним из главных принципов реализации программы музыкального развития детей является непосредственная личная причастность ребенка на каждом занятии к процессу творения, исполнения, слушания и переживания музыки в своем опыте.

Ведущей формой работы нашего образовательного учреждения выбрана проектная деятельность. И музыкант, как и все другие специалисты, включается в этот процесс и погружается в него. На музыкальных занятиях, которые проводятся в форме игрового, творческого взаимодействия педагога с детьми, ребенок продолжает постигать, анализировать, творить, исследуя выбранную тему в творческом ключе.

Для себя я определила три формы включения музыкального руководителя в проектную деятельность, которые условно можно обозначить так:

– вспомогательная,

– полное погружение,

– проект музыкального руководителя.

1. Вспомогательная роль музыканта в проектной деятельности. Приближенность занятий к темам проекта, введение на занятиях элементов в данной тематике, проведение тематических интегрированных занятий по теме. Чаще всего такая форма применяется мной в младших группах, где дети быстро устают, что требует смены деятельности и не дает погрузиться в какой-то образ и сделать из него какое-нибудь музыкальное действо.

2. Погружение педагогом в тему проекта. Тематика занятий полностью посвящена проекту. Дети сочиняют сказки по теме, придумывают сюжеты для музицирования, сочиняют песни, слушают музыку и импровизируют. Часто такая деятельность переходит в мои проекты, и мы создаем театральные постановки, музыкальные номера или совмещаем все виды деятельности и получаются масштабные действа.

3. Таким образом, мои проекты вырастают по мере погружения в темы группы либо, как правило, мои проекты посвящены событиям или датам, когда все втягиваются в один общий проект.

Проработав таким образом четыре года и проанализировав свой опыт, я могу уже сделать первые выводы и поделиться ими.

При всех неоспоримых достоинствах программы с самого начала я столкнулась с рядом проблем, способы решения которых и хотела сегодня описать.

1. Подбор материала по теме проекта. Хорошо, если тема «Весна». А если дети решают исследовать такие сферы, как «полиция» или «транспорт». Как подобрать музыкальный материал?

2. Как совместить тематику проекта группы с собственным перспективным планированием, которое включает в себя все виды музыкальной деятельности.

3. Самая сложная задача – как сориентироваться в темах 9 групп и собрать такое количество материала.

Полагаясь на свой опыт, попытаюсь описать собственные способы решения этих задач.

Во-первых, подбор материала по заданной теме. Не всегда есть песенки или музыка на заданную тему. Если есть, то проблемы сама собой разрешается. Если нет и тема, мягко говоря, не музыкальная (например, полиция), приходится фантазировать и расширять тему, добавляя в нее новые образы и ассоциации. Так, тема «полиция» вбирает в себя образы города, дороги, времени года, улицы. И тут уже можно включить сюда любую музыку, начиная от «Парада» Э. Сати, где вместе с механическими звуками балета можно регулировать дорожное движение, заканчивая 2 частью зимнего концерта Вивальди, где слышны отчаянные шаги путника, который идет по дороге, спешить, чтобы согреться, и следует обратить его внимание на дорожные знаки и уличное движение.

Второй вопрос последовательно решаем, если творчески подойти к решению первой задачи: погружаясь в образы исследуемой темы, подключая фантазию свою и детей, мы можем представить любую картину, в которую органично вплетаются и пение, и музицирование, и слушание музыки с движением. Например, размышляя недавно о космосе и полетах на ракете, мы задались вопросом: почему весной? Почему именно весной люди полетели в космос? И пришли к описанию весеннего неба, солнышка, пения птиц, дети запели песни, вышла весна и танцевала вместе с птичками. Птички же вернули нас обратно к теме полетов!

Самой сложной задачей для меня явилось «собирание в кучу» всего материала, в рамках моей рабочей сетки в день проходит 6-7 занятий. Большой проблемой становится разнообразие развивающей среду, подготовка атрибутов, слухового и игрового материала. Постепенно накопив наработки в разных тематических областях, эта проблема разрешилась сама собой. Со временем появились тематические игры, конспекты занятий, игровой, наглядный и слуховой материал, который можно использовать.

Также, возвращаясь к принципам программы, хотела бы пояснить, что моя работа с детьми не сводится к подготовке номеров к утренникам или праздникам. Мы меньше времени уделяем этому, что позволяет больше погрузиться в сам творческий процесс, не зацикливаясь на его результате. Это позволяет детям творить без всяких границ и условностей. Поэтому все три условно мною названных формы работы в проектах групп появляются спонтанно. Иногда вся наша работа сводится к тематическому занятию и включенным элементам по заданной тематике. А иногда дети погружаются в тему и погружают меня, и мы вместе начинаем творить, и процесс этот может достичь самых разных масштабов: от музыкальных композиций до настоящих театрализаций!

В заключение я хотела бы наглядно представить в ускоренном темпе пример такой работы.

Я попросила педагогов помочь мне воспроизвести работу с детьми старшей группы в рамках проекта «Морские обитатели». Начала работу я со знакомства с разными морскими обитателями: с дельфином дети пели и рисовали, с черепахами мы выполняли двигательную импровизацию под соответствующий образ из «Карнавала животных» К. Сен-Санса, а с китом мы делали пальчиковую гимнастику.

Для разминки, а также для закрепления режимных моментов я использую различные стихи для пальчиковой и дыхательной гимнастики. Стихи беру у детских поэтов либо нахожу на интернет-ресурсах, как получилось с этой пальчиковой гимнастикой «Кит».

Затем мы обсуждали, кто такой кит, оказалось, что один из детей делал проект про кита как раз в тот день. Развивая этот образ у себя в голове, строчки пальчиковой гимнастики трансформировались в песенку. Мы начали с ней работать уже в форме ритмических упражнений

Как видите, на данном этапе мы выбрали ритмическую формулу, выделили в ней длинные и короткие длительности, а также отработали навык поочередного включения в действие. Затем осталось добавить музыку, и мне на ум пришла мелодия африканской песни из Ганы «Obvisanna», с которой я познакомилась на одном из орф-семинаров. Мои стихи прекрасно легли на эту музыку, мы добавили две остинатные фигуры, вспомнили ритмическую формулу и у нас сложилась песня!

Проект еще не завершен, мы будем дальше работать с морскими образами. Песню эту теперь можем вставить в наше заключительное морское путешествие.

Работая таким образом, дети не просто учат материал, но сами его создают, анализируют, творят, что дает огромный скачок к развитию творческого потенциала, формированию целостной личности!

Количество просмотров: 8623  

Комментарии

здравствуйте, поделитесь, пожалуйста, колендарно-тематическими планами про программе "музыка в детском саду" буду благодарна! почта kargina.olya98@mail.ru

Страницы

Добавить комментарий

1. Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста
2. Выявление и развитие музыкальной одаренности детей дошкольного возраста
3. Арт-педагогические технологии как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
4. Использование игровых технологий при обучении дошкольников правилам дорожного движения
5. Опыт взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями групп в рамках реализации проектной деятельности
6. Разработка многофункционального универсального дидактического пособия «Сундучок исследователя Знайки»
7. Пальчиковые игры как основа развития речи детей 2-4 года
8. Работа над проектом «В гостях у сказки»
9. Пальчиковая гимнастика в развитии ребенка раннего возраста
10. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
11. Нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет
12. Формирование временных последовательностей и понятий как базовое условие обучения детей дошкольного возраста письменной речи
13. Особенности подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДОУ
14. Современные требования к обучающимся на этапе завершения дошкольного образования
15. «Как ежик счастье искал»: театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений
16. Всестороннее развитие дошкольников посредством кинезиологических упражнений
17. Использование игр и упражнений с мячом как средство развития речи детей дошкольного возраста
1. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы