Выявление и развитие музыкальной одаренности детей дошкольного возраста

 
 

Цирулева Нина Михайловна,

музыкальный руководитель

МКДОУ д/с № 158 г. Новосибирска

 

Выявление и развитие музыкальной одаренности детей дошкольного возраста

Федеральный проект «Успех каждого ребенка», входящий в национальный проект «Образование», направлен на достижение цели воспитания гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Одной из задач проекта «Успех каждого ребёнка» является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Раннее выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых и талантливых детей считается одной из главных проблем совершенствования системы образования, становится одной из приоритетных задач современного образования в нашей стране, поскольку от её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства.

Я работаю музыкальным руководителем в ДОУ. По роду своей профессиональной деятельности меня интересуют вопросы одаренности дошкольников в музыкальной деятельности. Что же такое одаренность? Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это результат всегда сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеет собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Долгое время одаренность рассматривали как божественный дар, и лишь в середине XIX века сформировалось представление о наследственной природе этого дара. Ребёнок рождается на свет с определёнными способностями, задача родителей вовремя их заметить и направить его развитие в нужном направлении. Получив от родителей «ещё незаполненный сосуд», задачей педагога становится развитие интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем детям проявить свои таланты в духовно-творческой самореализации, подразумевающей реализацию личных потенциалов на основе нравственных ценностей общества для будущей созидательной жизнедеятельности.

Музыкальная одарённость – сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные качества. Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью. Особенностью музыкальной одарённости, отличающей её от одарённости к другим видам искусства, является наличие музыкальности. А что же такое музыкальные способности? По определению Б.М. Теплова структура музыкальных способностей включает ладовое чувство, слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство. Все эти способности проявляются и развиваются у дошкольников на музыкальных занятиях в разных видах деятельности: восприятие, пение, музыкально-ритмические движения и т.д.

Для выявления уровня музыкальных способностей в начале года провожу мониторинг по различным видам музыкальной деятельности. По результатам мониторинга и неоднократных наблюдений за детьми в организованной образовательной деятельности и свободной деятельности детей делаю выводы об уровне музыкальных способностей каждого ребенка 3-6 лет.

Одарённые дети поют звонче и точнее своих сверстников, лучше и быстрее запоминают тексты песен, ритмические движения выполняют точнее и ритмичнее. К 5-6 годам у дошкольников накапливается личный эмоциональный опыт восприятия музыки. Ребёнка начинает интересовать не только сам процесс музыкальной деятельности, но и результат. Такие дети всегда выделяются из группы сверстников. Детей с ярко выраженными голосовыми данными и хорошим музыкальным слухом 5-6 лет я приглашаю в вокальный ансамбль «Зоренька». Работу с музыкально-одаренными детьми провожу по специально разработанной программе.

Цель программы: приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений.

Задачи:

– расширять диапазоны голосов дошкольников и формировать их естественное звучание;

– организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;

– совершенствовать певческие способности дошкольников, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении;

– формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через пение;

– развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении через полихудожественный подход.

Для развития певческих способностей специально подбираю упражнения для развития слуха и голоса. В репертуар включаю песни близкие и понятные детям по содержанию и доступные по диапазону (песни детских современных композиторов и русские народные песни). В своей работе учитываю психофизические и индивидуальные особенности детей и их предпочтения, а также специфику развития певческого голоса (детский голосовой аппарат нежен и хрупок, незначительно укрепляется лишь к 5-6 годам).

Многолетний опыт работы с детьми подтверждает важный вывод, который много лет назад сделал великий немецкий поэт И.В. Гёте: «Человек, обладающий врождённым талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант». И как важно дать этому таланту поддержку и опору, подтолкнуть его к росту и совершенствованию! От нас, педагогов, много зависит – разовьётся это явление природы или угаснет.

Наш вокальный ансамбль «Зоренька» – постоянный участник концертов для родителей и различных конкурсов (районных, городских, Всероссийских). Чувство победы позволяет ребёнку пережить «ситуацию успеха», поверить в свои возможности. Необходимо хвалить детей даже за незначительные достижения. Похвала – витамин роста! Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими детьми.

2020 год – непростой год для всех, коронавирус изменил привычную жизнь. Но, несмотря на пандемию, наш ансамбль «Зоренька» принимал активное и результативное участие в различных конкурсах – очных и дистанционных:

– в районном этапе городского конкурса «Навстречу Победе», февраль 2020 года, лауреаты;

– районном фестивале народного творчества «Широкая Масленица», февраль 2020, дипломанты;

– районном конкурсе «Радуга творчества», посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, март 2020, лауреаты II степени;

– городском конкурсе-фестивале детского творчества «Бирюльки» в двух номинациях, ноябрь 2020, дипломанты I степени, солист-лауреат III степени;

– районном конкурсе эстрадного вокала «Золотой микрофон», ноябрь 2020, лауреаты III степени;

– международном фестивале-конкурсе «Золотое наследие», Санкт-Петербург, январь 2021, лауреаты II степени;

– международном фестивале-конкурсе талантов «Крылья», Санкт-Петербург, январь 2021, лауреаты III степени.

Развитие одарённости и музыкальных способностей невозможно без поддержки родителей, поэтому мы проводим информационно-просветительную работу по оказанию помощи семьям по вопросам развития, воспитания и обучения детей. На сайте ДОУ в рубрике «Развиваемся вместе» размещены материалы: «Одаренность детей», «Что такое музыкальность?», «Какую музыку слушать?», «Организация фонотеки дома», «Успехи ваших детей» и др.В свою очередь родители воспитанников оказывают помощь в организации выездных выступлений, изготовлении костюмов, разучивании стихов и др. Родителям даём рекомендации по дальнейшему развитию и обучению ребенка (музыка, танцы, театральная студия). Многие наши выпускники продолжают обучение в образовательных учреждениях – музыкальной школе № 11, школе искусств «Гармония».

Работа с одаренными детьми в ДОУ представляет собой определенную систему:

– выявление талантов (склонностей, задатков, способностей) на занятиях и в совместной деятельности, во время проведения диагностических обследований;

– индивидуальная работа по развитию способностей детей педагогами и специалистами ДОУ;

– кружковая и студийная работа в ДОУ;

– занятия детей в учреждениях дополнительного образования района, города;

– участие в конкурсах, смотрах, фестивалях разного уровня;

– достижения воспитанников;

– признание и поощрение одаренных детей в детском коллективе и среди взрослых.

Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка – одна из важнейших задач взрослых. Индивидуальные занятия со специалистами, кружковая работа, участие в конкурсном движении, дополнительное образование – верный путь раскрытия творческого потенциала одаренного ребенка, совершенствование его способностей.

Количество просмотров: 6554  

Добавить комментарий

1. Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста
2. Выявление и развитие музыкальной одаренности детей дошкольного возраста
3. Арт-педагогические технологии как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
4. Использование игровых технологий при обучении дошкольников правилам дорожного движения
5. Опыт взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями групп в рамках реализации проектной деятельности
6. Разработка многофункционального универсального дидактического пособия «Сундучок исследователя Знайки»
7. Пальчиковые игры как основа развития речи детей 2-4 года
8. Работа над проектом «В гостях у сказки»
9. Пальчиковая гимнастика в развитии ребенка раннего возраста
10. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
11. Нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет
12. Формирование временных последовательностей и понятий как базовое условие обучения детей дошкольного возраста письменной речи
13. Особенности подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДОУ
14. Современные требования к обучающимся на этапе завершения дошкольного образования
15. «Как ежик счастье искал»: театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений
16. Всестороннее развитие дошкольников посредством кинезиологических упражнений
17. Использование игр и упражнений с мячом как средство развития речи детей дошкольного возраста
1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы