Методология и технология организации внеурочной и игровой деятельности по изучению немецкого языка в начальной школе
Внеурочная деятельность, сопряженная с обязательной образовательной деятельностью по изучению немецкого языка, призвана создать условия для прогрессивного и ускоренного изучения лексических навыков. Целью обучения является создание условий, способствующих максимально эффективному усвоению материала. Внеурочная деятельность расширяет речевой кругозор, а также опыт применения языка в повседневной жизни. А это, в свою очередь, способствует расширению словарного запаса. Если внеурочная деятельность идет в тандеме с преподаванием в основное время, то у учеников рождаются мотивация и желание узнавать больше нового о языковом пространстве. Каждый этап языкового изучения направлен на развитие определенных навыков и знаний. А грамотно подобранная технология обучения способствует быстрому усвоению и применению немецкого языка в разговорной речи.
Работа вне урока позволяет учащимся начальной школы приобщаться к изучению иностранного языка с помощью не просто заучивания правил и фраз, а пониманию и абсолютному вхождению в процесс изучения. Учитель наглядно демонстрирует, что немецкий язык нужен не только в рамках школьного образования, но пригодится в жизни как повседневной, так и деловой. Например, в поездках в европейские страны, где знание языка позволит избежать речевых барьеров при просмотре фильмов и предметов искусства, посещении ресторанов и проживании в отеле или семье носителя языка, а также в других бытовых ситуациях. Таких ситуаций множество. И их стоит приводить ученикам в качестве примера, чтобы создать у них мотивацию и желание изучать что-то новое. Грамотно сформированная мотивация может стать хорошим фундаментом для изучения языка. Также стоит отметить, что обучение языкам, в том числе и немецкому, способствует расширению мировоззрения, а также помогает грамотно строить речь. Знание иностранных языков является визитной карточкой человека, поэтому еще со школы нужно заботиться об этом.
Ролевые игры, развлекательные упражнения моделируют ситуации, когда учащийся вовлечен в процесс изучения языка, он не является для него не обременительным, а напротив, интересен. Для усовершенствования навыков многие широко используют театральные сценки на немецком языке. То есть учитель раздает роли, которые дети впоследствии учат. На репетициях они погружаются в атмосферу, которая способствует тому, что они быстрее запоминают отдельные слова и фразы, а также понимают, как правильно произносить лексические единицы. Эффективным инструментом будет использование не сценок, а отдельных ситуаций, в которых дети будут разыгрывать определенные моменты из реальной жизни. Это позволит им подбирать нужные слова и формы, овладевать разговорной речью. Таким образом, развиваются и ценностные ориентации ребенка.
В начальной школе общий уровень речевых возможностей, конечно, ограничен, так как непосредственное изучение ведется именно в форме игры. Такой метод представляется более интересным и комфортным для детей. Игровая деятельность при изучении иностранных языков может применяться в любом возрасте, главное, чтобы она была адаптивна и подходила для того или иного возраста. Этот метод создает благоприятные условия с точки зрения психологии и межличностного общения. Успехи в овладении немецким языком могут повлиять на самооценку ученика. А общее понимание того, что ребенок владеет одним или более языком станет для него некоторой мотивацией для дальнейшего совершенствования языкового уровня.
В образовательной системе имеются методологические приемы, носящие игровой характер. Они способствуют тому, что использованные материалы во время внеурочной деятельности усваиваются лучше. К ним можно отнести следующие упражнения:
1. Запоминание предметов
Задача учеников – назвать представленные предметы. Учитель дает учащимся следующие задания:
– просмотр предметов или картинок в течение 2-х минут;
– далее изображения или материальные объекты прикрываются бумагой;
– ученик должен назвать те предметы, которые ему удалось запомнить;
– запись на листе названий объектов.
2. Поиск сходств или противоположностей
Целью является актуализация лексических навыков, а к задаче относится поиск синонимов и антонимов к указанным словам. Учитель может предоставить готовый список схожих и противоположных значений, который нужно сопоставить с изображениями.
3. Сфера применения тех или иных предметов
Целью является соотнесение лексических единиц с определяющими признаками. Коммуникативной задачей считается просмотр изображений с последующими обозначениями их применения в повседневности, то есть определить, какими предметами пользуются врачи, продавцы, инженеры и так далее.
4. Происхождение слов или фраз
Целью является различение слов по семантическим признакам, а также отработка языкового угадывания. К задаче относится определение происхождения того или иного слова по картинке.
5. Совместная игра
Целью является оформление фраз на основе указанных ситуаций или семантических групп. В ходе игры преподаватель предлагает ученикам специальные упражнения с воображаемыми предметами. Например, работа в огороде или саду, то есть сбор овощей или ягод. Или посещение почтового отделения, когда дети должны написать письмо, упаковать его в конверт, приклеить марку, а также отправить посылку. Учащиеся, которые исполняют роль сотрудников почты, принимают заказ и осуществляют продажу сопутствующих товаров. Все диалоги, конечно, воспроизводятся на немецком языке, чтобы усовершенствовать разговорный уровень владения. Ребенок осуществляет действие и комментирует свои манипуляции.
При изучении раздела, посвященного друзьям и встречам с ними можно обыграть эту тему и на внеурочном занятии. Учитель делит класс на микрогруппы с определенными заданиями и установками:
– ответить на вопросы по поводу времяпрепровождения в период летних каникул;
– описать основные игровые виды деятельности, которыми пользуются дети в свободное время (прогулки, футбол, компьютерные игры и так далее).
В каждой команде есть капитан, обычно это ребенок с лидерскими качествами, который владеет речевыми умениями на более высоком уровне. Лидер должен в конце повторить все игры, перечисленные в процессе.
Такой методологический прием используется во время изучения и повторения пройденной темы. Его рекомендуют многие опытные преподаватели. Игровые упражнения тренируют внимание и память, а также способствуют формированию межличностных отношений у детей. Придание духа соревнования в процессе внеурочной деятельности может создать все условия для ускоренного и эффективного получения языковых знаний.
Обучение в школе должно быть направлено на активизацию способностей и умений учащихся. Начальная школа – это основа для дальнейшего обучения. Поэтому на учителя ложится огромная ответственность. Ему предстоит создать условия для того, чтобы ученики вникли в процесс изучения иностранных языков, считали его интересным и перспективным.
Процесс преподавания иностранного языка является сложным и трудоемким. Преподаватель должен уметь организовать урок и внеурочную деятельность на таком уровне, чтобы создать оптимальные условия для его овладения. Необходимо своевременно получать обратную связь от учащихся, чтобы понимать, насколько усваивается и откладывается в памяти материал. Благодаря контакту с учениками учитель сможет определить, какие стороны требуют более детального рассмотрения, а какие уже закрепились. Проверить это можно посредством контрольных и самостоятельных работ. Таким образом, использование учителем инновационных и новаторских приемов в области преподавания немецкого языка создает благоприятные условия для формирования речевых умений школьников на начальном этапе обучения.
Список литературы
1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 4.
2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2.
3. Ёжкина Т.М. Практикум по немецкому языку Kurz über Deutschland: учеб. пособие / Т.М. Ежкина. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2002.
4. Ёжкина Т.М. Учимся учить / Т.М. Ёжкина // Вестник ОмГАУ.– Омск, 2004 – № 1.
5. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // ИЯШ. 2000, № 4.
6. Рогова Г. В. О повышении действенности урока иностранного языка. // ИЯШ. 2006.
Количество просмотров: 8743 |
Добавить комментарий