Совершенствование методов обучения как одно из средств развития лингвистической компетенции и формирования читательской грамотности обучающихся
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей. Для создания комфортных условий на занятиях и ситуации успеха для учащихся применяю различные методы.
Этап мотивации – один из важных этапов урока. Обучающиеся должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. На этом этапе использую следующие методы:
– «Улыбнемся друг другу».
Например, урок начинаю так: «Ребята, давайте посмотрим друг на друга, возьмём соседа за руку и скажем ему: «Добрый день, – а теперь улыбнемся ему, – говорят, улыбка – это поцелуй души».
Или так: «Ребята, поднимите руки те, кто сегодня, выходя из дома, смотрелся в зеркало? А теперь те, кто посмотрел в зеркало и улыбнулся себе. Сейчас у нас есть такая возможность, давайте улыбнемся друг другу».
Такие приемы позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
– «Фантастическая добавка».
Это универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Он предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно отправиться в лингвистическую экспедицию или перенестись на фантастическую планету («Мы сегодня отправимся на остров «Морфология»), перенести литературного героя в современное время, например на уроке литературы в 9 классе, анализируя образ Евгения Онегина, предлагаю следующее задание: «Представьте, что Евгений Онегин типичный представитель современной молодёжи XXI века. К какому бы сословию вы его отнесли? Как был бы устроен его день? Мог бы Евгений Онегин быть «светским львом»?
– «Отсроченная отгадка».
В начале урока даю загадку, отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Например, в начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора обучающиеся должны угадать сами. Так, например, на уроке литературы в 9 классе по теме «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова» ученикам были предложены четыре стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта. (https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/05/05/metod_otsrochennaya_otgadka.docx)
Можно дать загадку в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.
Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала помогают следующие методы:
– «Лошадь и жокей».
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот прием применим даже на уроках изучения нового материала. Минус – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения. Например, применяю этот метод на уроке литературы в 10 классе по теме «Духовные искания Раскольникова и способы их выявления». (https://infourok.ru/primenenie-metoda-loshad-i-zhokej-na-uroke-literatury-v-10-klasse-po-teme-duhovnye-iskaniya-raskolnikova-i-sposoby-ih-vyyavleniy-5177966.html)
– «Реклама».
В 6 классе на уроке русского языка по теме «Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск» предлагаю прорекламировать суффиксы -к и -ск. На подготовку дается 5-7 минут. Работа организуется в группах. Для выполнения этого задания обучающиеся должны изучить параграф 65 учебника на странице 34.
– «Морфемный конструктор».
Например, в 5 классе на уроке русского языка по теме «Сочинение по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» предлагаю следующее задание: «Пользуясь морфемным конструктором, постройте слово. Оно – ключ к отгадке темы урока».
Приставка от слова изучить, корень от слова вложить. Эти морфемы в отгаданном слове образуют единый корень. Суффикс от слова сравнение, а окончание подсмотрите у слова солнце. (Сочинение) Итак, цель нашего урока?
При открытии нового знания использую интерактивные методы обучения:
– «Кластер».
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми знаниями. Данный метод используется на разных этапах урока, например, урок русского языка «Обобщение по теме «Имя прилагательное» » на этапе постановки учебной задачи предлагаю составить кластер, назвав все грамматические категории, свойственные сказуемому-прилагательному. (https://edu54.ru/community/group/58/lpm/view/8556/)
– «Инсерт».
Этот метод позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.
А) + знаю
Б) –не знаю
В) ? хочу узнать подробнее
Г) ! узнал новое
Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
Использую этот метод на уроках литературы при знакомстве с биографией писателя или поэта. Так, например, в 5 классе обучающиеся знакомятся с биографией Н.В. Гоголя при изучении повести «Заколдованное место». В последующих классах эти знания расширяются и углубляются, поэтому при чтении биографической статьи уже в 6 классе использую метод «Инсерт». После применения метода у ученика появились такие знаки. После этого обучающийся может самостоятельно искать ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу (работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока.
При закреплении изученного материала использую следующие методы:
– «Карусель».
Работа в группе. Формулируются проблемные вопросы по количеству групп. На партах подготовлены цветные маркеры, листы А4 с написанными на них вопросами. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.
Например, урок литературы в 6 классе по теме «Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклор и народная мифология как тематическое содержание повести. Герои повести. Поэтизация верности и бескорыстной любви». (https://infourok.ru/primenenie-metoda-karusel-na-uroke-literatury-v-6-klasse-po-teme-n-v-gogol-noch-pered-rozhdestvom-folklor-i-narodnaya-mifologiya-5178073.html)
– «Собери урожай».
При повторении темы «Действительные и страдательные причастия» в 7 классе на картонных яблоках пишутся слова разных разрядов. Класс разбивается на четыре команды – «Действительные причастия настоящего времени», «Действительные причастия прошедшего времени», «Страдательные причастия настоящего времени» и «Страдательные причастия прошедшего времени». Каждой команде дается корзина. Задание: собрать в корзину яблоки «определенного сорта» (разряда).
На этапе самостоятельной работы с самопроверкой я использую метод «Работа с текстом».
Например, изучая тему «Повторение и обобщение по теме «Глагол» в 6 классе, провожу интегрированный урок. На данном этапе обучающиеся работают с учебником литературы, выполняя упражнение «Экологическая экскурсия «Красота родной природы» ». (Работа по учебнику литературы по вариантам). (https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/05/05/otkrytyy_urok_dlya_6_klassa.docx)
На этапе рефлексии применяю следующие методы:
– «Синквейн».
Например, на уроке литературы в 11 классе по теме «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» на этапе рефлексии предлагается составить синквейн на разные темы. (https://infourok.ru/nravstvennye-problemy-povesti-v-g-rasputina-zhivi-i-pomni-5178048.html)
– «Незаконченные предложения».
Приём «Ресторан».
– Я съел бы ещё этого…
– Больше всего мне понравилось…
– Я почти переварил…
– Я переел…
– Пожалуйста, добавьте…
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для меня, как учителя, этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.
При грамотном подходе к организации процесса обучения учащиеся овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебной деятельности, но и в жизни.
Литература
1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М., 1997.
2. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1981.
3. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001.
4. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.
5. Куписевич Ч. Основы общей дидактики: Пер. с польск. М., 1986.
6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
7. Педагогика: Учебник / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.
8. Харламов И. Ф. Педагогика: Курс лекций. 4-е изд. М., 1999.
Количество просмотров: 6476 |
Добавить комментарий