Формирование экологического мышления на уроке литературы. Урок литературы в 6 классе по теме «Создание инструкции выживания» (по роману Ж. Верна «Таинственный остров»)
Цели:
– Образовательная: составление инструкции выживания для тех, кто попал в экстремальные условия.
– Развивающая: формирование умения выбирать нужную информацию, классифицировать ее, анализировать и обобщать.
– Личностные: формирование бережного отношения к природе через ее познание.
Задачи: из прочитанного текста выбрать те эпизоды, в которых содержатся правила, проанализировать, сформулировать их, записать (составить инструкцию).
Планируемые результаты:
Предметные: формирование культуры осмысленного чтения, умения работать с текстом, выбирать нужную информацию, перерабатывать ее.
Метапредметные:
– формирование теоретического мышления: обучающиеся умеют определять понятия, систематизировать, классифицировать, доказывать, обобщать;
– формирование навыков переработки информации: умений анализировать, синтезировать, оценивать, аргументировать;
– формирование критического мышления: умения сопоставлять, находить логические соответствия, определять двусмысленность;
– формирование творческого мышления: умения определять проблему, находить решение;
– формирование регулятивных умений: ставить вопросы, определять цели, задачи, планировать способ действий, контролировать, анализировать;
– формирование такого качества мышления, как гибкость;
– формирование умения работать в коллективе, с учителем и самостоятельно; выслушивать чужие мнения, а также аргументировать и отстаивать свои;
– устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные:
– воспитание уважительного и бережного отношения к природе и предмету «Литература»;
– осознание чувства личной ответственности перед Родиной;
– формирование нравственных качеств;
– формирование коммуникативной компетентности;
– формирование творческого мышления;
– формирование экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
– Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
– Тип урока: урок-практикум.
Методы и приемы: беседа, работа в группах.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Прочитать текст, подумать, какие слова пропущены.
Наверно, всем еще памятна ужасная …., разыгравшаяся в 1865 году, в пору весеннего равноденствия, когда с северо-востока налетел …. и барометр упал до семисот десяти миллиметров. Ураган свирепствовал без передышки с 18 по 26 марта и произвел огромные опустошения в Америке, в Европе и в Азии, захватив зону шириною в тысячу восемьсот миль, протянувшуюся к экватору наискось от тридцать пятой северной параллели до сороковой южной параллели. Разрушенные города, леса, вырванные с корнем, побережья, опустошенные морскими валами величиною с гору, выброшенные на берег корабли, исчислявшиеся сотнями по сводкам бюро Веритас, целые края, превращенные в пустыни губительной силой смерчей, все сокрушавших на своем пути, многие тысячи людей, погибших на суше или погребенных в пучине морской, — таковы были последствия этого грозного .... Разрушительной силой он превзошел даже бури, принесшие ужасные опустошения в Гаване и в Гваделупе, 25 октября 1810 года и 26 июля 1825 года.
3. Фронтальная беседа.
– Какие слова пропущены? (Буря, ураган, урагана). Можете назвать произведение, автора? Определите жанр? Как думаете, к какому виду романов можем отнести это произведение? (Приключенческая литература)
– Прочитайте определение. Назовите ключевые слова.
ПРИКЛЮЧЕ́НЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, авантюрная литература, обобщающее понятие для обозначения произведений разных жанров и разновидностей худож. прозы, в центре которых динамичный и захватывающий сюжет, изобилующий похищениями, преследованиями, катастрофич. ситуациями, разного рода тайнами и загадками. (С.В. Панов «Большая российская энциклопедия»)
– В чем, на ваш взгляд, заключается острота сюжета?
Роман приключенческий, и события, происходящие с героями, безусловно, захватывают и делают роман необычайно интересным. Но сегодня взглянем на события с практической стороны. Давайте подумаем, а могут ли нам пригодиться те умения выживания в экстремальных условиях, которые демонстрируют герои романа, в современной жизни?
4. Формулирование темы «Как выжить в экстремальных условиях».
5. Формулирование цели урока: составить инструкцию выживания для тех, кто попал в экстремальную ситуацию.
6. Формулирование задачи урока: из прочитанного текста выбрать те эпизоды, в которых содержатся правила, проанализировать, сформулировать их, записать (составить инструкцию).
7. Фронтальный опрос.
– Вспомните, почему героям удается некоторое время бороться со стихией и держаться в воздухе? (Поступают разумно: выбрасывают вещи из корзины. Не паникуют. (Правило 1: не паниковать).
– Что происходит дальше? (Они оказываются на острове и понимают, что с ними нет Сайреса Смита и его собаки. Усомнились они в том, что не увидят больше никогда друга? (Правило 2: не терять веры).
– Далее герои начинают изучать остров. Им необходимы еда, жилище, огонь. И герои начинают постепенно решать эти проблемы. (Зачитаем эпизоды, в которых герои распознают литодомы). Знание какого предмета понадобилось героям, чтобы отличить литодомы? (Биологии. Формулируем правило 3: внимательно отнестись к тому, что собираешься употребить в пищу).
– Как решается жилищный вопрос? (Для жилья нужно выбирать такое место, чтобы оно служило надежным укрытием).
– Как добывали хворост? (Чтобы переправить большое количество хвороста, можно воспользоваться течением).
– Как разводят огонь? (Трением камня о камень, либо сухие чурки. Хорошо горит мох).
– Как можно испечь яйца? (В золе).
– Как можно убить птицу? (Палкой).
– В 6 главе рассказывается, что удочку можно сделать из лиан и кустов.
– Чтобы не испугать птицу при ловле, нужно сидеть с подветренной стороны.
– Какое изобретение было придумано для добывания огня? (Увеличительное стекло можно сделать из двух стекол от часов, заполнив их водой и слепив глиной).
– Итак, знания каких наук потребовались героям? (Химии, географии, биологии, языка).
– Сформулируйте идею нашего урока.
8. Составление инструкции.
9. Синквейн.
10. Подведение итогов.
Количество просмотров: 4714 |
Добавить комментарий