На прогулке день за днем: влияние прогулок на сохранение и формирование здоровья подрастающего поколения

 
 

Бойс Елена Ивановна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/ № 6 «Остров детства» г. Новосибирска

 

 
 
 

Харченко Елена Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/ № 6 «Остров детства» г. Новосибирска

 

На прогулке день за днем: влияние прогулок на сохранение и формирование здоровья подрастающего поколения

Прогулка в нашей жизни занимает важное место: как в жизни взрослого, так и в жизни маленького человечка. Однако не все взрослые придают значение прогулкам. Какова же роль прогулки в оздоровлении детей?

Прогулки – это надежное средство для профилактики утомления ребенка и укрепления здоровья. Пребывание на свежем воздухе сказывается на эмоциональном состоянии малышей, особенно важно это в период адаптации ребенка в детском саду. Во время прогулок дети много двигаются, поэтому организм насыщается кислородом, легкие очищаются от пыли и аллергенов, что немаловажно, поскольку в последнее время детей с аллергией становится все больше. При нахождении человека на свежем воздухе значительно улучшается обмен веществ, а следовательно, повышается их усвоение, усвоение витаминов и микроэлементов, соответственно и аппетит. Ни для кого не секрет, что свежий воздух является мощным средством для закаливания и повышает устойчивость детского организма к простудным и вирусным заболеваниям, т.е. повышает иммунитет, улучшает сон.

Если прогулку организовать правильно, то она будет важным режимным моментом. При верной организации прогулок в детском саду дошкольники реализуют половину суточной потребности в движении. Гулять с детьми нужно ежедневно и в любую погоду (в соответствии с нормами СанПиН). Ребенку просто необходимо сталкиваться с разными явлениями природы, такими как дождь и снег, ветер, жара или холод, чтобы любое изменение погоды не вызывало простуды.

Прогулка в детском саду является важным мероприятием по укреплению здоровья и закаливания, по развитию двигательной активности детей. Одновременно на прогулке выполняется установка Федерального государственного образовательного стандарта на развитие в детях способностей и мотивации к различным видам деятельности.

По своему опыту могу сказать, что родители не всегда довольны, что их дети гуляют в детском саду. Утром многие задают вопрос: а вы пойдете сегодня гулять? Особенно волнуются родители в осенне-зимний период. Взрослые переживают, чтобы их ребенок не заболел, не вымочил одежду и обувь, не испачкался. Поэтому многие не хотят, чтобы дети выходили на прогулку. На самом деле, бояться просто нечего – достаточно знать, как правильно одеть малыша, ориентируясь на погоду на улице, и тогда от прогулки будет исключительно только польза и удовольствие, даже если за окном дождь или минусовая температура. Итак, грамотно подобранная одежда и удобная обувь по сезону – одно из важных условий выхода с детьми на улицу.

Организация прогулки – это сложный и важный педагогический процесс. Так как развитие детей в детском саду в соответствии с ФГОС происходит по пяти основным направлениям: познавательное, физическое, художественное, речевое и коммуникативное развитие, то в ходе прогулки возможна интеграция этих областей. Правильно организованная прогулка позволяет достичь цели по воспитанию всесторонне развитой личности, формировать лучшие качества в детях. Во время прогулки дети много бегают, прыгают, преодолевают различные препятствия, поэтому становятся более выносливыми и подвижными. У них формируются разные двигательные умения, укрепляются мышцы и повышается жизненный тонус.

На прогулке всегда нужно поощрять стремление детей к движению, тренировке равновесия, умению ползать, метать в цель. Для этого есть огромное количество подвижных игр, которые используются в работе с детьми, такие как «Пустое место», «Кот и мышка», «Мы веселые ребята», «Удочка», а также игры с мячом, со скакалкой.

В конце прогулки, чтобы дети немного успокоились, проводим игры малой и средней подвижности, например: «У кого мяч…», «Угадай по голосу», «Море волнуется…», «Найди и промолчи» и другие спокойные игры. Эти игры значительно снижают двигательную активность и позволяют перейти на другой вид деятельности.

Раз в неделю занятие по физической культуре проходит на улице. На этом занятии закрепляем навыки, приобретенные в зале (прыжки, бег с опережением, попадание в цель и т.п.). Кроме различных оздоровительных задач прогулки на улице помогают решать с воспитанниками различные задачи нравственного воспитания.

На этапе наблюдения во время прогулок дети знакомятся с родным городом, с трудом взрослых, которые сажают деревья, убирают территорию детского сада. Наблюдаем с детьми за природными явлениями и ситуациями в общественной жизни. Для удержания внимания воспитанников к наблюдательному процессу используются загадки, разные игровые и сюрпризные моменты беседы с поисковыми вопросами и сравнениями, а также с привлечением личного опыта ребят. При этом в беседах с детьми обращаем внимание на коллективный характер труда и его значение. Знакомство с окружающим миром способствует воспитанию у детей любви к родному дому, детскому саду, городу. Ребята поливают цветы, рыхлят почву, помогают собирать мусор на площадке или подметать дорожки. Таким образом, дети приобретают навык трудолюбия, воспитывается уважение к чужому труду, любовь и бережное отношение к природе.

Беседы об окружающей нас природе учат замечать ее красоту. Множество в природе красок, форм, запахов и звуков – все это вызывает даже у самых маленьких воспитанников радостные переживания. И ощутить эти переживания через стекло окна невозможно. И все-таки, несмотря на разнообразие игр и занятий, есть дети, которые не хотят гулять. Видимо, потому что родители таких детей сами не гуляют со своим ребенком. Хочется напомнить таким родителям, что пренебрегать прогулкой нельзя. Это один из видов закаливания детского организма. Не лишайте детей радости движения и заряда бодрости! Прогулка делает детей физически более выносливыми, укрепляет их здоровье, улучшает настроение, а значит способствует в дальнейшем успешному обучению в школе. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают взрослым осуществлять задачи для всестороннего развития детей.

Литература:

1. О пользе прогулок в детском саду.

2. Ануфриева Л. Общефизическая подготовка детей на прогулке // Дошкольное воспитание. 1996. № 2.

3. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 192 с.

4. Кобзева Т. Г. и др. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012. – 287 с.

Количество просмотров: 6397  

Добавить комментарий

1. Спортивная игра «Пионербол для дошколят» как одна из форм здоровьесбережения детей
2. На прогулке день за днем: влияние прогулок на сохранение и формирование здоровья подрастающего поколения
3. Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста
4. Физическое развитие и привитие навыков здорового образа жизни как аспект функционально грамотной личности
5. Организация волонтерского движения среди дошкольников по пропаганде здорового образа жизни
6. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков
7. Формирование и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста
8. «Здоровые дети – здоровая нация»: сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада
9. Детская анимация как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильма
10. Художественно-эстетическое развитие дошкольников как важная составляющая успешной личности
11. Создание макетов с детьми с ОВЗ как средство социальной адаптации и индивидуального развития ребенка
12. Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
13. Формирование познавательных способностей дошкольников на примере ближнего природного окружения через разные виды детской деятельности
14. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в дошкольном учреждении
15. Познавательное развитие дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность
16. Развитие речи и творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность
17. Реализация парциальной программы «Юные пешеходы»
18. Фольклорные праздники как способ приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры
19. Использование игровых технологий в процессе автоматизации поставленных звуков у детей с ТНР
20. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через сложившуюся в детском саду систему физкультурно-оздоровительной работы

Страницы

1. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Фестиваль «Я выбираю ТРИЗ» как инновационная форма развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы