Спортивная игра «Пионербол для дошколят» как одна из форм здоровьесбережения детей

 
 

Пашенцева Галина Алексеевна,

инструктор по физической культуре

высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 481 г. Новосибирска

 

Спортивная игра «Пионербол для дошколят» как одна из форм здоровьесбережения детей

Во всестороннем развитии человека важное место занимает его физическое воспитание в детстве. С раннего детства закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки. Дети с большим удовольствием занимаются физкультурой, любят подвижные игры.

В наши дни психика ребенка, в связи с возрастающим потоком разнообразной информации, испытывает большие нервные перегрузки, поэтому возникает очевидная необходимость в снятии этих напряжений. Для этого мы используем разные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Спортивные игры и спортивные упражнения переносят ребенка в особый мир отношений и переживаний, которые увлекают его, сосредотачивают внимание на новых объектах, переключают психическую деятельность, создают разрядку.

Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды развлечений с основами спортивных игр вполне доступны детям 5-7 лет. Именно в 7 лет ребенок приобретает тот уровень морфологического и эмоционального развития, который называется «школьной зрелостью».

Учитывая физиологические особенности детей, с детьми младшего дошкольного возраста проводим спортивные упражнения и игры с мячом, а детей старшего дошкольного возраста знакомим с основами спортивных игр. Результатом такой работы стали традиционные турниры по пионерболу среди детей комбинированных подготовительных групп. Для обучения дошкольников этой игре была разработана парциальная программа «Первые шаги к пионерболу» как часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений, в рамках образовательной области «Физическое развитие».

Цель программы: повышение уровня физической подготовленности дошкольников посредством командной игры. Парциальная программа «Пионербол для дошколят» направлена на укрепление здоровья детей, закаливание организма, на работу по развитию двигательных качеств, способствует выработке хорошей осанки, ценных нравственных качеств. Спортивная игра «Пионербол» имеет огромное значение в решении образовательных и воспитательных задач. Эта игра командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она требует соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков. Для детей дошкольного возраста, у которых координация движений и глазомер развиты еще недостаточно, перебрасывание и ловля мяча – сложные физические упражнения. Ребенку необходимо большое напряжение внимания, т.к. при перебрасывании нужно придать мячу определенные направление, траекторию, высоту и скорость полета. Упражнения с мячом развивают ловкость, глазомер, способствуют укреплению мышц туловища, особенно рук и плечевого пояса. Развивают не только крупные, но и мелкие мышцы рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для ребенка, готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.

В игре детям приходится быстро принимать решения, что способствует развитию мышления, быстроты двигательной реакции на зрительные и слуховые сигналы. В ходе спортивных игр у детей формируются положительные нравственно-волевые черты характера. Обязательное соблюдение правил в играх способствует воспитанию выдержки, честности, дисциплины, ответственности перед командой, умению считаться с другими. Дети учатся самостоятельно решать конфликты, споры между собой. Ведь в ходе игры ребенок понимает, что его действия должны быть направлены на успех всей команды.

Приступая к разучиванию элементов спортивной игры, мы учитываем, что дети не одинаковы по своему физическому развитию, характеру, здоровью. Нагрузка в игре дозируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, настроения и самочувствия ребенка. Дети дошкольного возраста склонны переоценивать свои силы и нередко заигрываются (во вред здоровью). Поэтому и разучивание, и сама игра не могут быть продолжительными. Лучше чуть-чуть «не доиграть», чтобы игра для ребенка была всегда интересной, «заманчивой» и, соответственно, не наносила ущерба здоровью. Зрительно контролируемым барометром правильной физической нагрузки является внешний вид и поведение дошкольника.

Во время игры настроение у ребенка должно быть жизнерадостным. Стараемся поддерживать у детей хороший тонус, учитывая, что психика у них неустойчивая, легкоранимая. Порой самое пустяковое слово, замечание могут показаться ребенку обидными, он может расплакаться, потеряв веру в свои силы, и это надолго оттолкнет его от игры. Указывая ребенку на его ошибки, делаем это тактично.

Для предупреждения психо-эмоциональных срывов проводим с детьми беседы, например:

«Пионербол – интересная спортивная игра»;

«Мы – команда!»

«Чем можно помочь друг другу в игре?»

Ничто не укрепляет веру в свою силу как разумно высказанное одобрение. Пользуясь этим могучим стимулятором успеха, учитываем, что ребенок может и зазнаться. Во время игры педагог всегда рядом, чтобы что-то подсказать, подбодрить.

Реализация программы рассчитана на четыре года. Решающим условием обучения является учет возрастных особенностей детей и их физической подготовленности.

При обучении дошкольников спортивным играм основной целью являются закладывание азов правильной техники игры и знакомство с правилами. Но это ни в коем случае не должно стать узкоспециализированными тренировками. Освоение основ игры ведется в процессе непосредственно образовательной деятельности по физической культуре и в организации совместной и самостоятельной деятельности с мячом в группе и на прогулке.

Процесс обучения детей игре «дошкольный пионербол» можно условно разделить на четыре этапа:

– формирование «чувства мяча» и интереса к играм с ним (младший возраст);

– формирование навыков (азов) владения мячом (средний возраст);

– закрепление навыков владения мячом в подвижных играх (старший возраст);

– совершенствование техники владения мячом, разучивание правил пионербола (подготовительная группа).

Для каждого этапа разработано методическое сопровождение, которое включает рекомендации воспитателям по организации игр с мячом. На протяжении всего обучения дети знакомятся и используют правила техники безопасности в играх с мячом.

Проводя турниры по пионерболу с детьми подготовительных групп, мы видим, что спортивная игра научила детей работать в команде, оценивать свои действия и действия других игроков, возможность испытать свои силы, убедиться в успешности действий. В соревнованиях принимают участие все дети, поскольку правила игры позволяют делать замены игроков, а значит каждый ребенок может проявить себя и свои способности.

В качестве болельщиков приглашаются все желающие. Пионербол развивает быстроту и точность реакции, ловкость, глазомер, выносливость, умение побеждать и с честью проигрывать. В эту спортивную игру можно играть и зимой, и летом, что является эффективным средством закаливания. Пионербол приобщает детей к занятиям физической культурой и позволяет подвести итоги учебных занятий.

Спортивные игры служат хорошей подготовкой к занятию спортом в будущем. Качество организации и проведения спортивных игр и упражнений – от выбора до её окончания – зависит и от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми. И, в связи с этим, одна из главных наших задач – суметь войти в детский коллектив, найти ключ к сердцу каждого ребенка, вжиться в сферу игровых действий. Иногда педагог может и сам вступать в игру. Это важно в тех случаях, когда необходимо наладить контакт или показать образец умения играть. Такое участие вызывает доверие к педагогу, который может войти в детский мир игры, оставаясь справедливым и авторитетным судьей.

Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества педагога, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

Правильно подобранный учебный материал, соответствующий возможностям детей и их возрастным особенностям, говорит о педагогической целесообразности Парциальной программы «Пионербол для дошколят».

Количество просмотров: 4727  

Добавить комментарий

1. Спортивная игра «Пионербол для дошколят» как одна из форм здоровьесбережения детей
2. На прогулке день за днем: влияние прогулок на сохранение и формирование здоровья подрастающего поколения
3. Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста
4. Физическое развитие и привитие навыков здорового образа жизни как аспект функционально грамотной личности
5. Организация волонтерского движения среди дошкольников по пропаганде здорового образа жизни
6. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков
7. Формирование и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста
8. «Здоровые дети – здоровая нация»: сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада
9. Детская анимация как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильма
10. Художественно-эстетическое развитие дошкольников как важная составляющая успешной личности
11. Создание макетов с детьми с ОВЗ как средство социальной адаптации и индивидуального развития ребенка
12. Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
13. Формирование познавательных способностей дошкольников на примере ближнего природного окружения через разные виды детской деятельности
14. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в дошкольном учреждении
15. Познавательное развитие дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность
16. Развитие речи и творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность
17. Реализация парциальной программы «Юные пешеходы»
18. Фольклорные праздники как способ приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры
19. Использование игровых технологий в процессе автоматизации поставленных звуков у детей с ТНР
20. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через сложившуюся в детском саду систему физкультурно-оздоровительной работы

Страницы

1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы