Создание макетов с детьми с ОВЗ как средство социальной адаптации и индивидуального развития ребенка

 
 

Вяткина Ольга Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 238 комбинированного вида» г. Новосибирска

 
 
 

Давыдова Юлия Владимировна,

учитель-дефектолог МКДОУ «Детский сад № 238

комбинированного вида» г. Новосибирска

 

Создание макетов с детьми с ОВЗ как средство социальной адаптации и индивидуального развития ребенка

Создание макета для детей с ОВЗ – универсальное условие социальной адаптации и индивидуального развития ребенка. Прежде всего – это тематически условно-обобщенный знак игрового пространства, в рамках которого ребенок одновременно выступает в роли режиссера, декоратора, актера и одновременно может играть одну или несколько ролей, моделировать реальные ситуации или социальные отношения, объединяется с другими участниками совместной игры, осуществляя сюжетосложение игровых замыслов в общем сюжетном движении. Дети активно включают в игру предметы-заместители, природный и бросовый материалы, игрушки собственного изготовления, тем самым оживляя игровое пространство в зависимости от замысла. Это положительно влияет на речевую активность, развитие монологической и диалогической речи, овладение речетворческой деятельностью, что ведет к освоению режиссерской игры и развитию воображения. Самое главное – удовлетворяет детскую любознательность и способствует освоению навыков общения и взаимодействия.

Поэтому макет – это результат творческой деятельности детской или взросло-детской, привлекательное игровое пространство для детей. За основу мы взяли классификацию макетов Н. А. Коротковой, в которой условно выделяют два типа: модель, карта. Также учитываем, что макет может быть напольным, настольным, подиумным, настенным и может отражать разную тематику. Например, «Крестьянская изба»,  «Пожарный щит». При этом игровые предметы задают в разной степени тематику сюжета макета. Тематика макетов ориентирована на лексические темы, а также посвящена календарным народным и экологическим праздникам.

Благодаря активному использованию ландшафтного макета, дети погружаются в разнообразный природный мир фауны и флоры. Мы создали коллекцию макетов природных зон и ландшафтов. Например, «Вулкан», «Морской берег», к всемирному дню животных – «Животные наших лесов в разное время года». Оборудовали уголок природы объемными настенными макетами, изготовленными совместно с родителями основных ландшафтов и природных зон: «Арктика», «Антарктида». В процессе решения задач естественно-научного образования дети знакомятся с видимыми явлениями Вселенной. С этой целью изготовили настольный макет «Солнечная система».

В работе мы объединяем несколько макетов, что позволяет использовать макет универсально, дополняя его предметами. Объекты могут быть не прикреплены к макетам, что дает возможность детям их свободно перемещать по всей поверхности макета. Например, «Улица города» и «Кукольный домик».

Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать следующие задачи:

– закрепление и обобщение знаний по лексической теме;

– активизация лексического словаря;

– развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения;

– развитие общей и мелкой моторики рук;

– развитие коммуникативных навыков;

– развитие навыков совместной деятельности.

Применяем макеты в непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи при пересказе сказок, в совместной деятельности при показе настольного театра, самостоятельной игровой и познавательно-исследовательской деятельностях. В рамках утреннего сбора «детский круг» макет помогает ввести детей в тему недели и мотивировать на деятельность, обеспечивая партнерское общение с детьми или со взрослым, а также подводит детей к самостоятельному планированию деятельности на текущий день или неделю. Включаем макет в дидактические игры и настольно-печатные, что повышает интерес к играм познавательного содержания. Например, «Чей дом?», «Кто где живет?».

При создании макетов учитываются требования:

– эстетичность в оформлении;

– безопасность, устойчивость в сооружении конструкции;

– доступность в обращении;

– наполнение игровым материалом.

Этапы работы по созданию макета включают:

1. Предварительный этап. Подготовка необходимого материала.

2. Изготовление макета. Обсуждение замысла макета, распределение ролей, совместное изготовление, оказание помощи друг другу.

Планирование работы осуществляем с помощью технологической карты, которая позволила четко организовать работу по теме.

Структура технологической карты: тема, возраст, цель и задачи, организация предметно-развивающей среды, создание условий для развития творчества, участие детей в изготовлении макета, обыгрывание и свободная импровизация.

3. Игра с макетом. Рассматривание готового макета, внесение дополнений, наполнение игрового поля игрушками.

Оправданным становится использование макета в разновозрастной группе. Когда старшие изготавливают основу макета, а младшие помогают дополнять содержание и вносят игрушки. Старшие дети помогают младшим, подсказывают, а затем совместно играют.

Мы провели мастер-класс для родителей «Создание макета» с целью приобщения их к творческому развитию детей в процессе совместной изобразительной деятельности. Разработали памятку с рекомендациями «Создание макета в семье», чтобы повысить методическую компетентность родителей. В методических рекомендациях обратили внимание родителей на необходимость совместной деятельности макетирования с ребенком.

Рекомендации для родителей (из буклета для родителей)

Существует несколько правил, которые необходимо запомнить.

  1. При создании макета, родителям нужно иметь желание играть с ребенком в игру с мелкими игрушками.
  2. Следует определить, во что хочет играть ваш сын или ваша дочь.
  3. Подготовьте различный бросовый материал, ножницы, цветную бумагу, ткань, клей. Подберите мелкие предметы мебели, машинки, фигурки персонажей людей и животных.
  4. Распределите роли в выполнении частей макетов.
  5. Найдите схемы изготовления детской мебели.
  6. Во время изготовления макета поддерживайте с ребенком разговор, комментируя свои действия.

Конечно, ребенок может играть один, но играть с партнером-взрослым ему интереснее и полезнее.

Приложение. Буклет «Мастер-класс «Создание комнатных макетов»

Количество просмотров: 6499  

Добавить комментарий

1. Спортивная игра «Пионербол для дошколят» как одна из форм здоровьесбережения детей
2. На прогулке день за днем: влияние прогулок на сохранение и формирование здоровья подрастающего поколения
3. Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста
4. Физическое развитие и привитие навыков здорового образа жизни как аспект функционально грамотной личности
5. Организация волонтерского движения среди дошкольников по пропаганде здорового образа жизни
6. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков
7. Формирование и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста
8. «Здоровые дети – здоровая нация»: сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада
9. Детская анимация как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильма
10. Художественно-эстетическое развитие дошкольников как важная составляющая успешной личности
11. Создание макетов с детьми с ОВЗ как средство социальной адаптации и индивидуального развития ребенка
12. Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
13. Формирование познавательных способностей дошкольников на примере ближнего природного окружения через разные виды детской деятельности
14. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в дошкольном учреждении
15. Познавательное развитие дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность
16. Развитие речи и творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность
17. Реализация парциальной программы «Юные пешеходы»
18. Фольклорные праздники как способ приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры
19. Использование игровых технологий в процессе автоматизации поставленных звуков у детей с ТНР
20. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через сложившуюся в детском саду систему физкультурно-оздоровительной работы

Страницы

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы