Использование авторской настольной игры «ЭМОнитет» для развития эмоционального интеллекта обучающихся старшего подросткового возраста

 
 

Турова Анна Александровна,

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

 
 
 

Мыльникова Наталья Алексеевна,

ученица 11 «А» класса

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

 

Использование авторской настольной игры «ЭМОнитет» для развития эмоционального интеллекта обучающихся старшего подросткового возраста

В образовательных организациях сегодня особенно остро стоит вопрос культуры эмоций. Культура эмоций понимается нами как устойчивое неразделимое личностное основание, обладающее особенной структурой, обеспечивающее эмпатийное общение. Эмоции – определенный вид отношений к себе и другим, который нуждается в принятии и понимании каждым участником образовательных отношений.

Эмоции несут в себе не только и не столько информативную функцию, они играют особенную роль в структуре мотивационного компонента, отвечающего за направленность и избирательность поведения и способов его реализации. Эмоция как непосредственное переживание отражает субъективное отношение к явлениям окружающего мира, которое может не иметь ничего общего с объективной картиной происходящего. Именно по этой причине высока значимость развития эмоционального интеллекта, отвечающего, прежде всего, за способность осознавать, распознавать и регулировать собственные эмоции.

Для развития эмоционального интеллекта обучающихся подросткового возраста мы предлагаем использовать разработанную нами настольную игру «ЭМОнитет». Ее можно использовать на очных встречах учеников-активистов, во внеурочной деятельности, для проведения школьных событий, активных перемен и т.д.

Цель игры: развитие отдельных компонентов эмоционального интеллекта: эмоциональное восприятие, адаптивность, саморегуляция, выражение эмоций, эмпатия.

Педагогические задачи, решаемые в процессе игры:

– развивать рефлексивные умения игроков;

– способствовать формированию позитивной коммуникации;

– продолжить формировать навыки активного слушания.

В основе игры лежит игровая механика «кинь – двинь», предполагающая определение перемещения по игровому полю с помощью кубика и выполнения заданий.

В игровой комплект входит: игровое поле, фишки для участников, которые перемещаются по ходу игрового прогресса, карточки с заданиями, карточки случайных событий, игральный кубик.

Игровое поле представляет собой цветные квадраты с нанесёнными на них цифрами, обозначающими номер игровой карточки [Рисунок 1]. На некоторых квадратах игрового поля встречаются символы: «!» указывает на необходимость словесного описания эмоции на карточке с соответствующим номером, участнику необходимо передать название эмоции на карточке с соответствующим номером с помощью мимики.

  

Рисунок 1. Игровое поле игры «ЭМОнитет»

Карточки с заданиями представляют собой набор действий, которые необходимо совершить участнику: описать эмоцию с помощью мимики, передать эмоцию через словесное описание, прочесть описание эмоции и угадать ее [Рисунок 2].


Рисунок 2. Примеры карточек с заданиями для игроков

В игровой комплект добавлены карточки случайных событий [Рисунок 3], например, поменяться местами с определенным игроком, сделать два шага вперед и т.д. Стоит отметить, что не все случайные события могут быть восприняты игроком как положительные, но в любом случае они вызывают эмоции в ходе игрового действия, обеспечивая дополнительную вовлеченность играющим, удерживая «точку фана» на игровом процессе. 

Перед началом игры нужно выбрать ведущего и с помощью кубика определить очередность ходов игроков. После того, как ведущий выбран, последовательность ходов определена, первый игрок выбрасывает кубик и передвигает свою фишку на выпавшее число клеток. Далее ведущий берет карточку с номером, на котором находится фишка игрока и зачитывает задание либо передает карточку игроку для выполнения задания.

Рисунок 3. Примеры карточек случайных событий

Если игрок выполняет задание верно, то он дожидается своей очередности для следующего броска. Ведущий сверяется с ключом к игре [Рисунок 4]. Если игрок не выполняет задание, то он пропускает свой ход.

В процессе игры игроки, пропустившие ходы, могут давать свои варианты ответов, если у играющего возникли затруднения, тем самым они возвращают себе право вернуться в игру.

Рисунок 4. Ключ к игре

В игре могут одновременно принимать участие 8-10 игроков. Для этого учтено количество карточек с повторяющимися цифрами, но разными заданиями, на каждую цифру игрового поля приходится 10 карточек с заданиями.

Игра может быть завершена в двух случаях: 1) когда один игрок достиг финиша; 2) когда карточки с заданиями закончились и определились победитель игры и три финалиста.

После игры целесообразно провести обсуждение эмоций участников, возникших в процессе игры, их игровых стратегий. Определить, какие из показанных стратегий были наиболее действенными и продуктивными.

Апробация игры проходила в рамках реализации областной профильной смены «7 шагов к успеху: Стань звездой своей вселенной» (27.09. – 03.10.2021) на базе ДСОЛ КД «Тимуровец». В профильной смене приняли участие 70 учеников 8-11 классов МБОУ СОШ № 92 города Новосибирска.

В процессе игры игроки сталкивались с негативными эмоциями, как своими, так и других участников, в большей степени они возникали из-за конкуренции, желания выиграть. К середине игры они отмечали сложность заданий, постепенно стали помогать друг другу и поддерживать, когда не удавалось выполнить задание верно. 

После завершения игры игроки делились впечатлениями, инсайтами, отмечали, что на многие эмоции, встретившиеся им по ходу игрового действия, они не обращали внимания, не осознавали их. Это вызывало наибольшие затруднения при интерпретации. Участники игры заметили изменения в собственном восприятии эмоций, отмечали, что получили более полное представление об эмоциях и чувствах человека.

Апробация игры продолжилась по возвращению в школу, и в рамках активных перемен и мастер-классов ребята активно включались в игровой процесс. Некоторые были вдохновлены игрой настолько, что сделали ее детальный разбор, записав видеоотзывы, а другие предложили собственную интерпретацию https://vk.com/video/@sch_92_nsk_event?z=video-120780003_456239699%2Fclub120780003%2Fpl_-120780003_-2.

Количество просмотров: 6018  

Добавить комментарий

1. Сетевая информационно-просветительская кампания «Здоровье – путь к успеху!» как одна из форм проведения Недели здоровья в образовательной организации
2. Формирование образовательных традиций в условиях реализации факультативных занятий по астрономии
3. История одного исследования…
4. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности в коррекционной школе
5. Использование авторской настольной игры «ЭМОнитет» для развития эмоционального интеллекта обучающихся старшего подросткового возраста
6. Формирование навыков аудирования в процессе обучения иностранному языку
7. Использование опорных конспектов и схем на уроках русского языка в начальной школе
8. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков
9. Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях информационно-образовательной среды МБОУ гимназии № 9
10. Система упражнений по предмету «Окружающий мир» для формирования читательской грамотности у учащихся 1-4 классов
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы