Профориентационная составляющая дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности

 
 

Антонюк Анастасия Валерьевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Профориентационная составляющая дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности

Современные тенденции развития системы дополнительного образования обусловливают в том числе и повышение эффективности профориентационной деятельности. Детям нужно правильно определиться с выбором будущей профессии. От современных специалистов требуется высокий уровень профессионализма в выбранной сфере, готовность к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В данном контексте дополнительное образование является важным элементом в определении склонностей, способностей детей и подростков на пути профессионального выбора.

Сегодня учреждения дополнительного образования предоставляют современным детям и подросткам широкий выбор программ художественной направленности, в частности в области изобразительного искусства. Это могут быть различные направления декоративно-прикладного творчества (декорирование, плетение, лепка, шитье, паперкрафт) и изобразительной деятельностью (живопись, графика, академический рисунок, скетчинг). Каждое направление работы таких творческих объединений может способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

Прежде чем переходить к более подробному рассмотрению данной темы, стоит определить понятие и основные особенности профориентации учащихся в дополнительном образовании. По мнению Горбачевой С. М., профессиональная ориентация – это комплекс действий по выявлению у учащихся склонностей и талантов к определённым видам деятельности, а также система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии. В целом, этот процесс имеет много аспектов и включает в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей учащихся. Важной особенность профориентации является связь с жизнью. В современном мире специфика профессий меняется очень быстро, появляются новые специальности и даже новые сферы деятельности. В профориентации учащихся педагогу необходимо учитывать не только личные предпочтения и наклонности детей, а также социальный заказ – то есть востребованность тех или иных специалистов на рынке труда.

У любой деятельности должна быть цель, также и в процессе профориентации учащиеся должны понимать, зачем им узнавать о различных профессиях, что даёт погружение в ту или иную сферу. Также важным аспектом профориентации является мотивация, желание ребят учиться, совершенствоваться, строить карьеру, становиться мастерами. Далеко не у каждого есть такой внутренний мотив, когда ребёнок приходит на занятия. И своим примером или примером других художников педагог демонстрирует возможности данной сферы, пути развития и перспективы. Незаменимой составляющей профессиональной ориентации является творчество, ведь если учащийся не привносит что-то своё в работу на занятиях, ему сложно будет привносить нечто новое в выбранную профессию. Также педагог должен понимать, что направлять детей стоит аккуратно, учитывая их личные и возрастные особенности.

Детей младшего школьного возраста в то или иное творческое объединение часто приводят родители. Они ориентируются на собственные предпочтения, хорошие отзывы о педагоге или на звучное название. Поэтому в вопросах профориентации детей педагог консультирует родителей не в меньшей степени, чем самих детей. Следует отметить, что младшие школьники, несмотря на свой интерес к изобразительному искусству, редко задумываются о своей будущей профессии. Уже к подростковому возрасту, достигая высоких результатов в изобразительной деятельности, учащийся рассматривает свои полученные навыки как возможность реализоваться в определенной профессии.

 

Направляя учащихся, педагогу необходимо познакомить их с широким спектром профессий, связанных с художественной направленностью. Часто подростки, опираясь на коллектив сверстников, хотят быть «как все» и тем самым их предварительный выбор профессии характеризуется однотипностью. «Я хочу стать дизайнером», – дружно говорит большинство, не принимая во внимание ни особенности данного вида деятельности, ни существование огромного множества иных профессий в сфере изобразительного творчества.

Необходимо не только сориентировать подростков в «модном» мире дизайна, но и познакомить со смежными профессиями иллюстратора, проектировщика, архитектора, флориста, мультипликатора. Пока ещё подросток не определился до конца, что именно из всего многообразия творческих профессий ему ближе, стоит потренироваться мыслить нестандартно, мыслить образами. Ведь такой навык ценится в любой сфере – от свободного художника до мультипликатора. В целом художественная направленность способствует именно этому – развитию образного мышления.

Образное мышление способствует развитию умения с разных сторон смотреть на различные характеристики окружающего мира. Важной особенностью такого мышления, по мнению Тихомирова О. К., можно назвать «установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств». В искусстве, опираясь на образное мышление, учащиеся узнают мир не в готовом виде, а через собственные размышления, переживания и выражение отношения к увиденному. И что особенно значимо – через сопоставление произведения искусства, события или объекта (и его образа) со своим личным опытом, интересами и целями.

С точки зрения обучения детей декоративно-прикладному и изобразительному искусству в контексте развития их уровня образного мышления недопустима работа учащихся по шаблону. Нужно приучать их к самостоятельной творческой работе, проявлению инициативы. Так возникает и интерес к учению, когда подросток сам делает «открытия», ведь готовые знания и чужие выводы не удовлетворяют их. Развитое образное мышление способствует умению обобщать чувственный опыт человека. С опытом учащийся накапливает в памяти новые интересные образы. И важно научить ребёнка видеть в реальных объектах окружающего мира потенциальные элементы для будущих рисунков, фактур, изделий. Данный мыслительный процесс характерен для людей творческих профессий в целом.

Совершенствование художественных навыков не имеет непосредственного отношения к развитию образного мышление подростков. Однако создание полноценного художественного образа невозможно, если учащийся не обладает достаточной способностью к преобразованию эмоционально воспринятого образа, хранящегося в памяти, в набросок, рисунок, объёмную композицию. Кроме того, развитое образное мышление имеет не высокую ценность, если у него нет применения в творчестве ребёнка.

Зачастую «в погоне» за получением навыков и соблюдением технологии теряется значение образной, смысловой составляющей выполняемых работ. Роль образного мышления в контексте занятия творчеством, обучения детей по художественной направленности чрезвычайно велика. Прикладное, изобразительное искусство заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Они реализуются постепенным овладением методов и приемов деятельности в соответствии с возрастными особенностями, что и помогает формировать у детей разнообразные художественно-творческие способности.

Подводя итог, стоит сказать, что в профориентационной деятельности при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности особое значение имеет развитие образного мышления учащихся. Оно является необходимым для специалиста, работающего не только в сфере искусства, но и в любой сфере, где необходим творческий подход к поставленным задачам. Можно говорить о том, что уровень развития образного мышления вполне способен выступать одним из критериев профессиональной подготовки специалиста будущего.

Список литературы

1. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / И. С. Якиманская, В. С. Столетнев, И. Я. Каплунович [и др.]; под ред. И. С. Якиманской. Москва: Педагогика, 1989. 224 с.

2. Горбачева, С. М. Профессиональная ориентация учащихся / С. М. Горбачева, И. И. Стрижко. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 778-781. URL: https://moluch.ru/archive/101/22874/ (дата обращения: 06.04.2022).

3. Суворов, Н. Н. Пути создания художественного образа: роль воображения в художеств. творчестве / Н. Н. Суворов. Москва: Знание, 1984. 64 с.

4. Тихомиров О. К. Психология мышления [Текст] / О. К. Тихомиров – М., 2009г. – 256 с.

5. Шорохов Е.В. Художественный образ и композиция. / Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства. Межвузовский сб. науч. трудов. – М.: Прометей, 1995. – с. 5-11.

Количество просмотров: 6090  

Добавить комментарий

1. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Нескучный урок для детей дошкольного и младшего школьного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Развитие творческого мышления у детей подросткового возраста в процессе работы над иллюстрацией в дополнительном образовании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. От задумки до подведения итогов разработки коллективного творческого дела на примере этапной игры «Тайны зелёной планеты» с вожатыми творческого объединения «Галактика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Ренессанс интереса к шахматам ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Спортивный туризм как средство развития общей выносливости у обучающихся 12-15 лет ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. О роли детского коллектива в успешности обучения ребенка в Детской школе искусств ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы