«Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь»

 
 

Красотина Татьяна Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373» г. Новосибирска

 
 
 

Антохина Татьяна Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373» г. Новосибирска

 

«Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь»

Наша речь преимущественно афористична,

отличается своей сжатостью, крепостью.

М. Горькой

Скороговорки – это уникальное явление языковой культуры народа. Они созданы для забавы. Для детей это в первую очередь игра, а не обучение.

Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка. Но скороговорки – самый интересный и занятный, самый доступный. Скороговорки – это короткие стишки, которые помогают развитию памяти у детей, обогащают словарный запас. Также они направлены на развитие и тренировку речи ребенка, их хорошо применять для закрепления того или иного звука. Это главная цель скороговорок, но не единственная. Также использование скороговорок имеет терапевтический характер – проявляется при воспитании гиперактивных деток. Они начинают прислушиваться, а невозможность повторить с первой попытки – заставляет их сконцентрироваться, остановиться и медленно повторять. Таким образом скороговорки учат не только говорить, но и внимательно слушать.

Мы работаем в старшей группе «Вишенка» для детей с нарушением речи, и наша главная задача – помочь детям скорректировать недостатки в развитии речи, а также активизировать и обогатить словарный запас детей. Мы решили развивать речевой аппарат у детей и сделать его более совершенным и подвижным с помощью скороговорок.

На протяжении двух лет, начиная со средней группы, во время коррекционного часа мы потихоньку-помаленьку разучивали скороговорки. Начинали с коротких и постепенно увеличивали и объём, и скорость. Нам удалось выучить около 20 скороговорок.

К концу учебного года мы решили показать родителям наши совместные успехи. Разработали сценарий и представили открытое итоговое мероприятие совместно с родителями «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь». В конкурсе учувствовали дети, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель и родители.

Перед началом мероприятия дети были поделены на две команды. Вступительной частью была разминка: дошкольники повторяли за воспитателем скороговорки «Невелички». После встретили гостью – бабушку Аграфену Дормидонтовну (учитель-логопед). Аграфена Дормидонтовна приготовила задания для команд – проговаривание скороговорок по иллюстрации (нужно было по картинке узнать скороговорку); артистичные скороговорки (выбирались по два участника с команд); звукобуквенные скороговорки (нужно прослушать скороговорки и определить, какие звуки встречаются в них чаще всего, затем показать на мольберте соответствующие буквы и проговорить); творческие скороговорки (для этого задания приглашалось по два участника с команды, нужно было придумать скороговорки самим. Сочинить скороговорки помогали картинки с изображениями нескольких предметов). А еще к этому конкурсу было предложено нескольким семьям приготовить домашнее задание – детям вместе с родителями выучить новую скороговорку и нарисовать к ней рисунок. Помимо разминки, было задание для присутствующих родителей – с орешками во рту проговорить свою любимую скороговорку, не повторяясь.

Радости, восторга у детей и родителей не было предела! Получилось плодотворное и в тоже время веселое мероприятие! Дети получили сладкие призы, а родители – незабываемые впечатления! Подобные мероприятия с родителями не только можно, а нужно проводить как можно чаще! Таким образом, дети становятся более раскрепощенными, а родители – благодарными за наш с вами труд.

В наших планах и дальше разучивать скороговорки, доводить их до автоматизма. Хочется в конце учебного года услышать от детей скороговорки, выдержанные в темпе, четкие по ритму, ясные по дикции, по произношению и передачи мысли. Скороговорки не только развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Но и речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью.

Количество просмотров: 8499  

Добавить комментарий

1. Цифровая образовательная среда в дошкольной организации
2. Использование информационных технологий в образовательной деятельности с дошкольниками
3. Самодельные игры и пособия как один из способов реализация творческого потенциала педагогов, детей и родителей
4. Использование цифровых технологий в продуктивной деятельности с дошкольниками
5. Использование интерактивного мини-робота «Умная пчела» в работе с детьми раннего возраста
6. Воспитание нравственности начинается с детства
7. «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь»
8. Воспитание эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей у дошкольников
9. Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс в ДОУ
10. Эксперимент в жизни ребёнка
11. Правила дорожного движения в детском саду
12. Формирование основ безопасности по правилам дорожного движения в работе с детьми раннего возраста
1. От профессионального взаимодействия – к педагогическому мастерству: опыт творческой группы «Музей “Дороги Победы”» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Создание условий для адаптации в новой группе в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Пропедевтическая работа по формированию навыков всех видов моторики у дошкольников с ТНР при дизартрии Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Международный сетевой проект «Калейдоскоп культур России» как ресурс развития профессиональных компетенций педагогов ДОО в области патриотического воспитания дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Педагогическое сообщество «Погодная лаборатория» как средство развития профессиональной компетентности педагога в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Проект «Луговые травы Новосибирской области» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Читательский дневник дошкольника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
20. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025

Страницы