Память о Великой Отечественной войне как основа формирования духовно-нравственных ценностей современного гимназиста

 
 

Добролюбова Людмила Львовна,

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска,

Почетный работник сферы образования Российской Федерации

 

Память о Великой Отечественной войне как основа формирования духовно-нравственных ценностей современного гимназиста

Согласно ФГОС, Примерной рабочей программе воспитания, одним из важнейших направлений деятельности учителя, классного руководителя в современный период является формирование российской гражданской идентичности. Как же найти ответ на вопрос: как эффективно организовать урочную и внеурочную, внеклассную деятельность в целях формирования личности россиянина, его духовно-нравственного становления, воспитания истинного гражданина и патриота?

Мы живем в сложный для нашего государства период, и только тогда мы будем уверенными за будущее нашей страны, нашего государства, когда подрастающее поколение будет искренне гордиться своей принадлежностью к российскому народу, будет осознавать себя частью единого российского государства, объединенного традициями уважения к историческому прошлому своей многонациональной Родины, ведь именно чувство истинного патриотизма, искренняя любовь к Родине, убежденность в правоте и справедливости нашей борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, вера в крепкую дружбу и взаимопомощь между народами – вот те источники силы и мощи нашего многонационального народа в годы беспощадной схватки с врагом в годы Великой Отечественной войны.

Гимназия № 13, в которой я работаю, сильна традициями духовно-нравственного воспитания. Не вернулся с войны, погиб в боях под Сталинградом первый директор нашей школы – Мошкин Иван Петрович. В 1942 году состоялся последний, военный выпуск. Затем в школе был расположен госпиталь № 2494.

С 2016 года наша гимназия носит имя выдающегося педагога, ученика Антона Семеновича Макаренко Эдуарда Александровича Быкова, директора школы № 79 (так называлась раньше наша школа) с 1960 по 1985 годы – 25 лет! Заявление о добровольном вступлении в армию Эдуард Александрович написал в первый день войны. В июле был уже на фронте под Ленинградом. Окончил школу снайперов, воевал в батальонной разведке. Был награжден двумя орденами Красной звезды и медалью «За отвагу». Сам Эдуард Александрович, согласно воспоминаниям, хранящимся в музее истории нашей гимназии, рассказывать о фронтовой жизни не любил. Награды одевал только на школьный митинг в День Победы.

Традиционно проводятся классные часы, Уроки мужества, посвященные памяти первого директора нашей школы – Мошкина Ивана Петровича, памяти Эдуарда Александровича Быкова, ученика нашей школы героя Советского Союза Евгения Григорьевича Габова, памяти учеников нашей школы, тех, кто со школьной скамьи ушел на фронт. Митинги проводятся у мемориальной стены «Помнит мир спасенный», где увековечены имена погибших героев, или на ШКОЛЬНОЙ АЛЛЕЕ Памяти, заложенной в октябре 2014 году по инициативе учителя русского языка и литературы Ивановой Людмилы Сергеевны, руководителя гуманитарно-эстетического клуба «Россияне».

В память о выпускниках школы, погибших в годы Великой Отечественной войны, в память о первом директоре школы № 49 Мошкине Иване Петровиче, погибшем под Сталинградом, в память об участнике войны, директоре школы № 79 Быкове Эдуарде Александровиче было высажено 20 елей. В закладке аллеи и митинге принимали участие ученики 5-11 классов, педагоги, родители, жители ТОС «Ипподромский».

 

Людмила Сергеевна вспоминает: «Ребята во главе с Юрием Алексеевичем Шумиловым (учителем ОБЖ) откопали старый заржавленный утюг с присохшими к нему бинтами и несколько флакончиков йода. Так ещё для нескольких мальчишек далекие события стали близкими. Сделать близким далекое – желание всех моих коллег, вот почему бережно хранятся в нашей школе традиции празднования Дня Победы, заложенные ещё учителями-фронтовиками».

Под чутким руководством Людмилы Сергеевны с 2011 года ко Дню Победы клуб «Россияне», в состав которого входят не только ученики, но и молодые учителя, готовят спектакли, театрализованные выступления, среди которых: «До свидания, мальчики», «Памяти вечный огонь», «И помнит мир спасенный», «Победа. Одна на всех», «Поклонимся великим тем годам», «Сороковые, роковые…» Готовятся к выступлению целый год: изучают разнообразные исторические источники: архивные документы, письма военных лет, воспоминания очевидцев, фронтовую кинохронику, вместе пишут сценарии…

«Мы воскрешаем события Великой Отечественной войны, проживая на сцене, будто в реальности, судьбы своих сверстников», – говорят ребята и называют свои спектакли «ДНЕВНИКОМ ПАМЯТИ», потому что тема Памяти – основа всех сценических постановок. Учителя и ученики, независимо от национальности и вероисповедования, становятся единоверцами в осмыслении пережитого горя советским народом в суровые годы войны. В последние годы, завершая свое выступление, ребята с гордостью поднимают фотографии своих прадедов, прошедших горнило войны, таким образом, благодаря клубу «Россияне» и Людмиле Сергеевне Ивановой в нашей гимназии появился свой «Бессмертный полк»!

ПАМЯТЬ…

Уникальным опытом сохранения памяти о Великой Отечественной войне являются и мои выпуски «Живой» газеты «Пламя». Начало этому проекту было положено в далеком 2007 году, когда ребята – члены Клуба юных историков «Время», предложили выступить с агитбригадой в честь Дня Победы. Но весь материал, который собрали ребята, не удалось отразить в сухих, коротких фразах. Так «родилась» первая «живая» газета, посвященная Блокаде Ленинграда. Живая газета – это «живое» перелистывание страниц, с говорящими названиями: исследовательская, героическая, патриотическая, поэтическая, историческая, музыкальная, праздничная… Каждую страницу наполняют своими эмоциями авторы… Выходили номера, посвященные разным событиям Великой Отечественной войны, Дню Победы, истории Новосибирска в годы войны… С тех пор прошло немало времени, «живая» газета» несколько изменила формат, но она жива! Сейчас под эгидой «живой газеты» выходят отдельные страницы, в самых разнообразных формах. И все также она собирает на представление своих выпусков ветеранов, родителей, учеников – всех тех, кому важна ПАМЯТЬ… и как всегда, темы живой газеты определяют сами ребята, тем самым наполняя ее своим духовным содержанием.

С Новосибирской областной организацией «Блокадник» мы дружим уже 22 года, с момента начала моей работы в гимназии 13. Частые встречи с ветеранами, традиционные ранее, сейчас невозможны, к сожалению, время уносит жизни ветеранов, т.к. самым маленьким свидетелям военного времени сейчас уже под 90, но до сих пор делится с нами своими воспоминаниями моя мама, Меньщикова Александра Константиновна, житель блокадного города – она частый гость нашей гимназии.

Уникальным по своей значимости является опыт создания «Книги ПАМЯТИ», страницы которой собирали мои ученики. Некоторые статьи из нее опубликованы в электронной газете «Интерактивное образование»: http://www.io.nios.ru/articles2/106/6

Со слезами на глазах выступали дети, презентуя свои работы о своих прадедах – героях Великой Отечественной войны.

Ученики гимназии, в том числе и мои, уже выпускники, несут и несли почетную вахту у Монумента Славы, традиционно проводим митинги и у Памятника воинам, умершим от ран в госпиталях города Новосибирска в 1941-45 гг., расположенном в парке культуры и отдыха «Березовая роща». У меня особое отношение к «Местам Памяти». Места Памяти будут хранить память, пока мы, учителя, будем способствовать передаче знаний, чувств из поколения в поколение, из уст в уста. В наших силах заставить их «заговорить», а это значит прожить вместе с детьми каждое событие.

Помните, как у Дмитрия Сергеевича Лихачева? В 40 письме о памяти? «Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью».

Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство».

Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне как знаковом событии истории нашего государства имеет огромное значение в формировании духовно-нравственных ценностей современного гимназиста.

Используемые источники:

– материалы Музея истории образовательного учреждения МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова»;

– материалы личного архива Ивановой Л. С. и Добролюбовой Л. Л.

Количество просмотров: 853  

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
1. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Взаимосвязь между духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием младших школьников с ОВЗ на внеурочных занятиях ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в форме устного журнала с использованием электронного контента ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Сказкотерапия как средство нравственного воспитания ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Краткосрочный курс по истории как способ формирования патриотизма у обучающихся основной школы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Гимназическое сообщество как условие и средство гражданского воспитания школьников ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Семейные традиции как способ формирования профессиональных и трудовых династий ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Комплекс воспитательных событий «Пасхальная роспись тарелочек, выполненная в технике папье-маше» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Проектная деятельность как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольника ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Некоторые аспекты выбора репертуара в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Духовно-нравственное воспитание детей через семейные традиции ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Игра и её значение в нравственном воспитании дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Осмысление собственного педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию сквозь призму изысканий К. Д. Ушинского ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Городской фестиваль «Династии Новосибирска-2023»: история семьи в истории города и страны ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. «Я и моя страна». Актуальные вопросы формирования детских сообществ в духе мира и добра ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы