«Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами

 
 

Дорохова Ирина Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Жукова Анна Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

«Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами

В избушке, распевая, дева

Прядёт, и, зимний друг ночей,

Трещит лучина перед ней.

А. С. Пушкин

Одной из задач дошкольного образования в художественно-эстетическом развитии является знакомство детей с русскими народными промыслами. Через знакомство с народно-прикладным искусством происходит ознакомление с историей, культурой своего народа. Если рассказать ребенку, во что играли наши бабушки и дедушки, из чего мастерили игрушки, мы быстрее заинтересуем его этой темой, повысим познавательный интерес и таким образом приобщим к традициям и культуре наших предков, воспитаем уважение, гордость за землю, на которой живем.

В детском саду дети впервые на занятиях знакомятся с народными декоративными промыслами, с прядением, русской матрешкой, гжельской посудой, хохломой, куклами-оберегами, изделиями из бересты и др.

В нашем детском саду прошел Фестиваль народных промыслов. В каждой группе был организован мини-музей по различным промыслам. С детьми старших и подготовительных групп были проведены ознакомительные экскурсии и беседы об экспонатах, представленных на фестиваль. Дети знакомились с народными традициями наших предков, узнали много интересного о культуре России.

В нашей группе был организован мини-музей по прядению. Ребята, пришедшие на экскурсию, рассматривали экспонаты, с удовольствием слушали рассказ воспитателя об истории прядения в России, смотрели презентацию.

В ходе экскурсии мы познакомили детей с настоящими предметами крестьянского быта – прялкой и веретеном, их нам принесли родители воспитанников нашей группы. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.

Рассказ сопровождался показом прялки и ее деталей: донца, на которое садилась мастерица, зеркала, к которому привязывали кудель, то есть шерсть. Ребята узнали, что нужно пальчиками вытягивать шерсть и крутить нитку и начать прясть, а нитки наматываются на веретено. Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Намотанная нитка на веретене крутится.

Детям по окончании экскурсии были подарены книжки-малышки, в которых кратко в картинках показано, как появляются шерстяные вещи.

 

От данной экскурсии ребята получили массу положительных эмоций, ведь они смогли прикоснуться к народному ремеслу, погрузиться в атмосферу прошлого и соприкоснулись культурой и традицией России.

Предлагаем вашему вниманию сценарий экскурсии по теме «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение».

В ходе экскурсии решаются следующие задачи:

Образовательные:

– пробуждать интерес детей к традициям родной страны;

– знакомить с историей возникновения прядения;

– закрепить знания о видах и назначении пряжи.

Развивающие:

– развивать познавательный интерес;

– обогащать словарный запас;

– развивать мелкую моторику в процессе скручивания нити.

Воспитательные:

– воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;

– воспитывать у детей чувство любви к Родине.

Ход экскурсии

Хозяйка сидит у прялки с веретеном и напевает.

Веретено, веретено!

Жужжит и кружится оно.

Нитку сучит, об пол стучит.

Хозяюшка:

Здравствуйте, гости долгожданные,

проходите в дом, не стесняйтесь

поудобней располагайтесь…

Посидим рядком, да поговорим ладком.

Хозяйка: Может, кто-то из вас знает, что я делаю?

Дети: Нитку прядете.

Хозяйка: Правильно, я нитку пряду. На чем пряду? (Обращает внимание ни прялку). Я вам подскажу. Это прялка. Такие прялки прежде в деревнях были в каждой избе.

Хозяйка: Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства.

Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов. Долгими зимними вечерами пряли с ее помощью пряжу. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной.

Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Вот и эта прялочка досталась мне от моей прабабушки.

Хозяйка: А как вы думаете, в каком возрасте девочка должна была спрясть свою первую ниточку?

Первую нить пряли уже в 5 лет. Причем, эта ниточка считалась магической (волшебной) и ее прятали в укромное место.

В то время существовал такой обычай: как только у маленькой пряхи дело шло на лад, мать сжигала спряденную ею нитку и, смешав пепел с водой, давала дочке выпить, веря, что теперь она непременно станет искусной мастерицей.

Показ прялки и рассказ о назначении ее деталей.

– У прялки есть донце – на него садилась мастерица, «чтобы работа не убежала», «зеркало» – к нему привязывали кудель (шерсть).

– Получив от матерей задание, девочки-подростки и молодые незамужние девушки с прялками, куделью и веретенами собирались в какой-нибудь избе на беседы-посиделки, при свете лучин за работой коротая долгие зимние вечера.

   

Хозяйка: А из чего же пряли нить ваши бабушки?

Ответы детей

Хозяйка: Правильно, из шерсти овец и баранов, собачьей шерсти, льна, хлопка и шелка.

Хозяйка: А сейчас я покажу вам, как работает прялка: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку, начинаю прясть, а нитки наматываются вот сюда. Это называется веретено. Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает? (Хозяйка крутит веретено.)

Дети: Крутится, вертится.

Хозяйка: Вот за то, что оно вертится, его и назвали веретеном. Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно».

Хозяйка: Вот у меня в руке волокно – кудель. Это приготовленная для прядения шерсть. Сначала нужно перебрать шерсть и удалить из нее разный мусор, потом несколько раз перебрать еще или расчесать, стараясь при этом, чтобы разные клочки шерсти связались в более-менее однородное и воздушное полотно. Проверить готовность можно, потянув небольшое количество шерстинок. Если шерсть готова, они будут легко вытягиваться из кудели. Потом готовую шерсть используют для прядения.

Хозяйка: Давайте я вас научу нитку прясть. (Хозяйка берет шерсть и объясняет.) Сначала нужно намочить пальчики, растянуть шерсть и скрутить её в тонкую нитку.

Хозяйка раздает детям шерсть, предлагает растянуть и скрутить её. По ходу работы задает вопросы: Что ты делаешь?

Дети: Растягиваю шерсть. Скручиваю нитку. Пряду нитку.

Хозяйка: Вот как нелегко прясть нитки: нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать, и на веретено наматывать. Для этого у меня есть помощница – прялка. А чтобы было веселее работать, напевали. Как говорится «Ниточка прядётся, а песенка поётся».

Русская народная песня «Прялица»

Позолоченная прялица,

Мы прядём, а нитка тянется,

Мы прядём, а нитка тянется,

Нам работа наша нравится…

Хозяйка: Того, кто занимается рукоделием, называют рукодельницей. Напрядет пряха много пряжи на веретено, а потом перематывает в моток. (Показывает)

А из мотка в клубок. Эта работа только на первый взгляд простая, на самом же деле нужно постараться. Помогите смотать пряжу в клубок (желающие помогают)

Вот я сколько ниток напряла. (Хозяйка показывает корзину с разными клубками – шерстяными, шелковыми, хлопчатобумажными. Достает из корзины шерстяные нитки со спицами).

Для чего нужны эти нитки? (Хозяйка показывает корзину с разными клубками – шерстяными, шелковыми, хлопчатобумажными. Достает из корзины шерстяные нитки со спицами) Для чего нужны эти нитки?

Дети: Чтобы вязать.

Хозяйка: Что можно связать из этих ниток?

Дети: Кофту, варежки, носки, шарф.

Хозяйка: Почему лучше вязать из этих ниток?

Дети: Потому что они шерстяные, толстые, пушистые, мягкие. Из них получится тёплая одежда.

Хозяйка: А для чего нужны эти нитки? (Берёт из корзинки нитки-мулине)

Дети: Чтобы вышивать.

Хозяйка: Посмотрите вокруг, как вы думаете, чем любили заниматься наши бабушки? (Шить, вязать, прясть, вышивать)

Хозяйка: Правильно. А что у меня в избе вышито нитками?

Дети: Полотенце, наволочка, скатерть, салфетки.

Хозяйка: Да. Много-много лет назад так выглядели узоры на полотенцах и скатертях ваших прапрабабушек. Вышивали мастерицы долгими осенними и зимними вечерами, часто сопровождая своё рукоделие песнями. Представьте себе, что за зиму мастерица вышивала до 50 полотенец. Вышивки были, в основном, красные и черные. Посмотрите, как это красиво: яркие птицы, крестики, петушки и розы на белом полотне. Полотно (или холст) рукодельницы тоже ткали сами. Из льняных и конопляных нитей получался материал для платьев и рубашек.

Хозяйка: Да, простой русский человек всегда умел трудиться сам и уважал труд других. А лентяев и неумех никто не любит. Давайте выучим несколько пословиц и поговорок о труде:

Дело мастера боится.

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Дети хором повторяют пословицы.

Хозяйка: Очень хорошо! А может быть, и вы знаете какие-нибудь пословицы о труде? Поднимите руку и скажите их нам.

Дети говорят пословицы

Хозяйка: Как говорится «Делу время, а потехе час». Собирайся, народ, на весёлую игру!

Русская народная подвижная игра «Прялица»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу приговаривая:

Прялица кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту», обнимает ее. Игра продолжается.

Хозяйка: Молодцы! Я уверена, что среди вас ленивых нет и вы всегда помогаете вашим папам и мамам. Заходите ко мне ещё, всегда рада вас видеть!

Дети прощаются и уходят.

Количество просмотров: 162  

Добавить комментарий

1. Формы патриотического воспитания младших школьников
2. «Богата и привольна Родина моя, и промыслом народным славится она»: приобщение дошкольников к истокам русской культуры
3. Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
4. Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска
5. Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы»
6. Военно-патриотическое воспитание молодёжи как фактор формирования гражданина России
7. Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста
8. Наследие русской народной культуры в образовательных практиках
9. «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами
10. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров
11. Краеведение в детском саду
1. Краеведение в детском саду ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Наследие русской народной культуры в образовательных практиках ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Военно-патриотическое воспитание молодёжи как фактор формирования гражданина России ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. «Богата и привольна Родина моя, и промыслом народным славится она»: приобщение дошкольников к истокам русской культуры ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Формы патриотического воспитания младших школьников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Году юбилея Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества посвящается… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Дети блокадного Ленинграда. Помним! ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на примере дошкольной группы «Золушка» МКОУ Чикская СОШ № 6 имени Д. К. Потапова ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. «Я другой такой страны не знаю»: приобщение дошкольников к национальной культуре как приоритетное направление современного образования ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Память о тех, кто «живёт» в наших сердцах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Патриотическое воспитание младших школьников через организацию и проведение встреч с участниками боевых действий СВО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы