Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста

 
 

Фёдорова Марина Николаевна,

старший воспитатель

МБОУ СОШ № 15 г. Новосибирска

 
 
 

Рассолова Елизавета Анатольевна,

учитель-логопед

МБОУ СОШ № 15 г. Новосибирска

 

Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста

Дошкольное образование является важнейшим этапом в развитии каждого ребенка, решающим этапом жизни для формирования основных навыков и качеств, которые будут сопровождать ребенка на протяжении всей его жизни. Именно в дошкольном возрасте ребенок, получая новые знания и опыт, развивает мышление, воображение, внимание, память и речь. Ребенок дошкольного возраста учится конструктивно взаимодействовать с другими детьми, активно развивается через игры, совместные занятия и коммуникацию с педагогами и сверстниками. Старается справляться с эмоциональными переживаниями, приобщается к культурному наследию своего народа.

Концептуальные положения и содержание дошкольного образования отражено в ФГОС ДО и ФОП ДО. Целями государственной политики являются сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению, воспитание в духе уважения к традиционным ценностям как ключевому инструменту государственной политики в области образования и культуры, необходимому для формирования гармонично развитой личности. Они ориентированы на развитие физических, личностных, нравственных качеств, интеллектуальных творческих способностей ребёнка, его инициативности и самостоятельности на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Русские хороводные игры представляют собой уникальное средство воспитания, которое несет в себе основу русских национальных традиций, учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.

В нашей дошкольной организации разностороннее развитие ребенка осуществляется в разнообразных видах деятельности и различными средствами. В своей работе педагоги большое внимание уделяют укреплению здоровья через внедрение в образовательную деятельность народных хороводных игр. Наш опыт работы показывает, что они оказывают положительное влияние на физическое развитие детей, способствуют развитию способности концентрировать внимание, быстро реагировать, развивают речь, физические навыки; у детей развивается выразительность движений, чувство ритма, воображение, фантазия.

Музей «Русская изба»

 

Педагоги нашего дошкольного учреждения используют разнообразные хороводные игры с учетом возрастных особенностей детей, способа подачи материала и применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, создания эмоциональной атмосферы, так и для укрепления общего физического здоровья. У воспитанников образовательной организации есть уникальная возможность прикоснуться к обычаям русского народа, к особенностям жизни, истории, своего народа, региона, познать радость общения со сверстниками и взрослыми. С этой целью в группах и на территории учреждения созданы педагогические условия, способствующие развитию детей: спортивно-игровые площадки, центры познавательной и двигательной активности, центр патриотического воспитания, музей «Русская изба».

Педагоги организовывают хороводные игры на прогулке, во время физкультурных, музыкальных занятий, и в другое удобное время. С этой целью на территории организации оборудована и функционирует «Музыкальная студия», в которой музыкальный руководитель совместно с педагогами проводят занятия, досуги, развлечения. На площадке расположены стационарные музыкальные инструменты, а также используется выносной материал. В группах оборудованы центры народно-прикладного искусства, создана картотека народных игр с необходимыми атрибутами и костюмами, разнообразные музыкальные инструменты.

Музыкальная студия

 

При ознакомлении с хороводными играми педагоги используют разнообразные формы взаимодействия, наглядную и текстовую информацию, рационально используя их в режиме дня, в совместной деятельности педагога и воспитанников.

Включают хороводные игры и в динамические паузы в течение всего режимного процесса – как часть оздоровительной прогулки, физкультминутки, а также в досуговой деятельности и развлечениях различной тематики, в самостоятельной игровой деятельности, а также в рамках реализации авторских программ «Поговорим по душам» и «Я – сибирячек», «Азбука общения».

Посиделки

 

Повторяющаяся знакомая детям мелодия, простой в воспроизведении текст помогает установить контакт со сверстниками, способствует лёгкой социализации детей, успокаивает, снимает тревожность, создает эмоционально-положительный настрой. Мелодическое и ритмическое начало дает возможность выполнять движения в нужном темпе и ритме. Движения в хороводных играх просты и общедоступны. Они не требуют тщательной физической подготовленности, но в то же время способствуют совершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и дробного шага, топающего шага, переменного шага, стремительного бега, что, несомненно, благотворно влияет на организм ребенка.

Динамическая пауза

 

Группу раннего возраста оздоровительной направленности «Солнышко» посещают дети от 1,5 до 3-х лет. Малыши учатся вставать в круг, браться за руки, идти друг за другом. Конечно, для детей непросто двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону. Для таких малышей отлично подходят хороводные игры «Маленькие и большие ножки», «Зайка», «Раздувайся, пузырь». Хороводную песню в этом возрасте поют взрослые, а дети выполняют простые движения под музыкальное сопровождение и пение взрослых. Хороводные игры в группе раннего возраста способствуют положительной динамике процесса адаптации, располагают детей к педагогу, друг к другу, раскрепощают.

«Игра с солнцем»

 

Заинька

 

Во второй младшей группе «Пчелки» продолжается работа над хороводами, есть уже полюбившиеся нашим воспитанникам хороводные игры, например, такие как «Мы по лесу идем», «Заинька, выходи».

Ходит Ваня

 

В средней группе «Колобок» идет усложнение в выполнении комбинаций движений, дети с удовольствием не только выполняют движения, активно подпевают, но уже и сами выступают зачинщиками хороводов. Хороводные игры «Игра с солнцем», «Петушок», «Ходит Ваня» просты и понятны, слова в них произносятся легко, легко же запоминаются.

Ходит Ваня

 

Дети старшего возраста действуют по сговору, ведущим выступает зачастую ребенок, он проявляет смекалку и ловкость. Дети тренируются в исполнении хороводных узоров, что способствует расширению пространственных представлений воспитанников.

Немаловажным аспектом работы нашей дошкольной образовательной организации является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей. Педагогами реализуется в течение года не только просветительская работа: консультации, мастер-классы и т.д., но и ряд совместных мероприятий, досугов, развлечений. Родители выступают не только в роли слушателей, зрителей, но также являются активными участниками.

«Бабушкины посиделки»

 

Ансамбль «Забавушка»

 

В целом, можно сделать вывод о том, что хороводные игры оказывают значительное влияние на социальное, эмоциональное, познавательное и физическое развитие детей. С их помощью закладываются основы здоровья, разностороннее развитие детей. Для педагогов же открываются широкие возможности для педагогического творчества, поиска инновационных методов обучения и воспитания. В дальнейшем мы планируем продолжать работу по повышению уровня профессионального мастерства в работе по использованию хороводных игр в различной деятельности с детьми в режиме дня, а также обобщать и распространять имеющий педагогический опыт.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264https://fgos.ru/fgos/fgos-do/.

3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/.

4. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, – 2003 – 384с.

5. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, – 2010. – 160с.

6. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, – 1987. – 240 с.

7. Шпикалова Т. Я Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. – М.: ВЛАДОС, – 2000. – 272 с.

8. Якуб С. К. Вспомним забытые игры. – М.: Детская литература, – 1988. – 160 с.

9. Полная энциклопедия быта русского народа в 2 томах / сост. Панкеев И. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, – 1998. – 1248 c/

10. Фотографии из архива МБОУ СОШ № 15 ДО г. Новосибирска.

Количество просмотров: 135  

Добавить комментарий

1. Формы патриотического воспитания младших школьников
2. «Богата и привольна Родина моя, и промыслом народным славится она»: приобщение дошкольников к истокам русской культуры
3. Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
4. Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска
5. Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы»
6. Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста
7. Наследие русской народной культуры в образовательных практиках
8. «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами
9. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров
10. Краеведение в детском саду
1. Краеведение в детском саду ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Наследие русской народной культуры в образовательных практиках ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. «Богата и привольна Родина моя, и промыслом народным славится она»: приобщение дошкольников к истокам русской культуры ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формы патриотического воспитания младших школьников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Году юбилея Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества посвящается… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Дети блокадного Ленинграда. Помним! ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на примере дошкольной группы «Золушка» МКОУ Чикская СОШ № 6 имени Д. К. Потапова ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. «Я другой такой страны не знаю»: приобщение дошкольников к национальной культуре как приоритетное направление современного образования ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Память о тех, кто «живёт» в наших сердцах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Патриотическое воспитание младших школьников через организацию и проведение встреч с участниками боевых действий СВО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы