Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста
Дошкольное образование является важнейшим этапом в развитии каждого ребенка, решающим этапом жизни для формирования основных навыков и качеств, которые будут сопровождать ребенка на протяжении всей его жизни. Именно в дошкольном возрасте ребенок, получая новые знания и опыт, развивает мышление, воображение, внимание, память и речь. Ребенок дошкольного возраста учится конструктивно взаимодействовать с другими детьми, активно развивается через игры, совместные занятия и коммуникацию с педагогами и сверстниками. Старается справляться с эмоциональными переживаниями, приобщается к культурному наследию своего народа.
Концептуальные положения и содержание дошкольного образования отражено в ФГОС ДО и ФОП ДО. Целями государственной политики являются сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению, воспитание в духе уважения к традиционным ценностям как ключевому инструменту государственной политики в области образования и культуры, необходимому для формирования гармонично развитой личности. Они ориентированы на развитие физических, личностных, нравственных качеств, интеллектуальных творческих способностей ребёнка, его инициативности и самостоятельности на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Русские хороводные игры представляют собой уникальное средство воспитания, которое несет в себе основу русских национальных традиций, учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.
В нашей дошкольной организации разностороннее развитие ребенка осуществляется в разнообразных видах деятельности и различными средствами. В своей работе педагоги большое внимание уделяют укреплению здоровья через внедрение в образовательную деятельность народных хороводных игр. Наш опыт работы показывает, что они оказывают положительное влияние на физическое развитие детей, способствуют развитию способности концентрировать внимание, быстро реагировать, развивают речь, физические навыки; у детей развивается выразительность движений, чувство ритма, воображение, фантазия.
Музей «Русская изба»
Педагоги нашего дошкольного учреждения используют разнообразные хороводные игры с учетом возрастных особенностей детей, способа подачи материала и применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, создания эмоциональной атмосферы, так и для укрепления общего физического здоровья. У воспитанников образовательной организации есть уникальная возможность прикоснуться к обычаям русского народа, к особенностям жизни, истории, своего народа, региона, познать радость общения со сверстниками и взрослыми. С этой целью в группах и на территории учреждения созданы педагогические условия, способствующие развитию детей: спортивно-игровые площадки, центры познавательной и двигательной активности, центр патриотического воспитания, музей «Русская изба».
Педагоги организовывают хороводные игры на прогулке, во время физкультурных, музыкальных занятий, и в другое удобное время. С этой целью на территории организации оборудована и функционирует «Музыкальная студия», в которой музыкальный руководитель совместно с педагогами проводят занятия, досуги, развлечения. На площадке расположены стационарные музыкальные инструменты, а также используется выносной материал. В группах оборудованы центры народно-прикладного искусства, создана картотека народных игр с необходимыми атрибутами и костюмами, разнообразные музыкальные инструменты.
Музыкальная студия
При ознакомлении с хороводными играми педагоги используют разнообразные формы взаимодействия, наглядную и текстовую информацию, рационально используя их в режиме дня, в совместной деятельности педагога и воспитанников.
Включают хороводные игры и в динамические паузы в течение всего режимного процесса – как часть оздоровительной прогулки, физкультминутки, а также в досуговой деятельности и развлечениях различной тематики, в самостоятельной игровой деятельности, а также в рамках реализации авторских программ «Поговорим по душам» и «Я – сибирячек», «Азбука общения».
Посиделки
Повторяющаяся знакомая детям мелодия, простой в воспроизведении текст помогает установить контакт со сверстниками, способствует лёгкой социализации детей, успокаивает, снимает тревожность, создает эмоционально-положительный настрой. Мелодическое и ритмическое начало дает возможность выполнять движения в нужном темпе и ритме. Движения в хороводных играх просты и общедоступны. Они не требуют тщательной физической подготовленности, но в то же время способствуют совершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и дробного шага, топающего шага, переменного шага, стремительного бега, что, несомненно, благотворно влияет на организм ребенка.
Динамическая пауза
Группу раннего возраста оздоровительной направленности «Солнышко» посещают дети от 1,5 до 3-х лет. Малыши учатся вставать в круг, браться за руки, идти друг за другом. Конечно, для детей непросто двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону. Для таких малышей отлично подходят хороводные игры «Маленькие и большие ножки», «Зайка», «Раздувайся, пузырь». Хороводную песню в этом возрасте поют взрослые, а дети выполняют простые движения под музыкальное сопровождение и пение взрослых. Хороводные игры в группе раннего возраста способствуют положительной динамике процесса адаптации, располагают детей к педагогу, друг к другу, раскрепощают.
«Игра с солнцем»
Заинька
Во второй младшей группе «Пчелки» продолжается работа над хороводами, есть уже полюбившиеся нашим воспитанникам хороводные игры, например, такие как «Мы по лесу идем», «Заинька, выходи».
Ходит Ваня
В средней группе «Колобок» идет усложнение в выполнении комбинаций движений, дети с удовольствием не только выполняют движения, активно подпевают, но уже и сами выступают зачинщиками хороводов. Хороводные игры «Игра с солнцем», «Петушок», «Ходит Ваня» просты и понятны, слова в них произносятся легко, легко же запоминаются.
Ходит Ваня
Дети старшего возраста действуют по сговору, ведущим выступает зачастую ребенок, он проявляет смекалку и ловкость. Дети тренируются в исполнении хороводных узоров, что способствует расширению пространственных представлений воспитанников.
Немаловажным аспектом работы нашей дошкольной образовательной организации является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей. Педагогами реализуется в течение года не только просветительская работа: консультации, мастер-классы и т.д., но и ряд совместных мероприятий, досугов, развлечений. Родители выступают не только в роли слушателей, зрителей, но также являются активными участниками.
«Бабушкины посиделки»
Ансамбль «Забавушка»
В целом, можно сделать вывод о том, что хороводные игры оказывают значительное влияние на социальное, эмоциональное, познавательное и физическое развитие детей. С их помощью закладываются основы здоровья, разностороннее развитие детей. Для педагогов же открываются широкие возможности для педагогического творчества, поиска инновационных методов обучения и воспитания. В дальнейшем мы планируем продолжать работу по повышению уровня профессионального мастерства в работе по использованию хороводных игр в различной деятельности с детьми в режиме дня, а также обобщать и распространять имеющий педагогический опыт.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264https://fgos.ru/fgos/fgos-do/.
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/.
4. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, – 2003 – 384с.
5. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, – 2010. – 160с.
6. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, – 1987. – 240 с.
7. Шпикалова Т. Я Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. – М.: ВЛАДОС, – 2000. – 272 с.
8. Якуб С. К. Вспомним забытые игры. – М.: Детская литература, – 1988. – 160 с.
9. Полная энциклопедия быта русского народа в 2 томах / сост. Панкеев И. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, – 1998. – 1248 c/
10. Фотографии из архива МБОУ СОШ № 15 ДО г. Новосибирска.
Количество просмотров: 135 |
Добавить комментарий