Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы»

 
 

Канина Инна Валерьевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Пенькова Ольга Викторовна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы»

Задача воспитателя – это не подготовка будущих

мастеров хохломской, городецкой или другой росписи,

а приобщение ребенка к истокам народного искусства,

дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор,

расписать вылепленного коня, барыню, почувствовать радость творчества.

А. А. Грибовская

Организация развивающей предметно-пространственной среды, которая учитывает культурные традиции родного края, играет ключевую роль в воспитании подрастающего поколения. Создание такой среды поможет детям не только узнать о своей культуре, но и развить чувство гордости за свой край и его богатое наследие.

В нашей группе среда организована таким образом, что ребенок имеет широкий выбор разнообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой) совместно со сверстниками и индивидуально.

Окружающие предметы и культура играют важную роль в воспитании и развитии детей. Знакомство с предметами русского народного быта может способствовать формированию у детей не только чувства прекрасного, но и глубокого уважения к традициям своего народа. Такая обстановка развивает у ребёнка интерес к истории, культуре, русскому языку и искусству, а также укрепляет его идентичность.

В краеведческом уголке представлены разнообразные материалы: объекты окружающего мира, предметы старины, куклы в народных костюмах своего края, альбомы «Новосибирск – раньше и сейчас», «Моя семья» и другие. Предлагая ребёнку такие экспонаты, мы стремимся развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.

В патриотическом уголке располагается символика страны и родного города, портреты президента России и главы региона, а также карты России и малой родины. В книжном уголке находятся литературные произведения писателей и поэтов родного края; фольклорные произведения (сказки, загадки, считалки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки). Музыкальный уголок, где представлены народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни). Театрализованный уголок – важный объект предметно-развивающей среды, так как именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей.

Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняя соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении.

В уголке «Играем в театр» располагаются различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, перчаточный, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра.

Рядом расположился яркий, веселый уголок «Ряжания», где можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей. В сказочном сундучке можно расположить нарядные вещи, шляпы с широкими полями, юбки, сарафаны, платки, брюки.

Для развития художественно-эстетического восприятия уголок изобразительного творчества оснащен предметами народного искусства Дымково, Хохломы, Городца: барышни, тройки, матрешки, кони, а также необходимым материалом для самостоятельной работы. Также имеются в наличии картотеки дидактических, развивающих игр, которые способствуют ознакомлению с народным искусством, схемы изображения элементов узоров, самих узоров, раскраски с изображением образцов декоративно-прикладного искусства, картотеки пальчиковых игр, подвижных игр, физминуток. Все соответственно данной возрастной категории дошкольников. Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать, поиграть.

Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей силуэт?», «Народные промыслы». Детям очень нравится обводить трафареты матрёшки, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием.

Использование русских народных игр как средства физической культуры способствует формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей всех систем и органов организма, формированию личностных качеств и позитивных черт характера.

Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

В этом году у нас в детском саду прошел «Фестиваль народных промыслов», в котором приняли участие воспитатели и дети всех возрастных групп. В течение нескольких дней ребята с неподдельным интересом знакомились с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных мастеров: дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки, павлопосадскими платками.

Дети с большим удовольствием рассматривали иллюстрации, изделия русских мастеров, участвовали в беседах: «Изделия народных промыслов», «Сказочная Гжель», «Дымковское царство-государство», «Золотая хохлома», «Русская матрешка», «У самовара» и другие. Играли в дидактические игры: «Русские народные игрушки»; игра-лото «Дымка», «Гжель», «Найди нужный домик», «Собери декоративный поднос», «Узнай и опиши», «Назови элементы», «Пазлы», «Собери узор». Слушали русские народные песни, отгадывали загадки. Проявляли свое творчество и фантазию в продуктивной деятельности: украшали павлопосадские платки, изготавливали посуду в стиле гжель, расписывали барышень.

Ребята весело и задорно плясали, водили хороводы, пели частушки, вспоминали пословицы, играли в русские народные игры, используя считалки и попевки.

Мы будем продолжать знакомить детей с этим удивительным миром народных промыслов, чтобы они росли не только творческими, но и духовно развитыми личностями. Русские народные промыслы – это благодатная почва для того, чтобы помочь детям взглянуть на привычные вещи по-новому и увидеть красоту окружающего мира.

Количество просмотров: 80  

Добавить комментарий

1. Формы патриотического воспитания младших школьников
2. «Богата и привольна Родина моя, и промыслом народным славится она»: приобщение дошкольников к истокам русской культуры
3. Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
4. Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска
5. Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы»
6. Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста
7. Наследие русской народной культуры в образовательных практиках
8. «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами
9. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров
10. Краеведение в детском саду
1. Краеведение в детском саду ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Наследие русской народной культуры в образовательных практиках ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. «Богата и привольна Родина моя, и промыслом народным славится она»: приобщение дошкольников к истокам русской культуры ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формы патриотического воспитания младших школьников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Году юбилея Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества посвящается… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Дети блокадного Ленинграда. Помним! ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на примере дошкольной группы «Золушка» МКОУ Чикская СОШ № 6 имени Д. К. Потапова ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. «Я другой такой страны не знаю»: приобщение дошкольников к национальной культуре как приоритетное направление современного образования ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Память о тех, кто «живёт» в наших сердцах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Патриотическое воспитание младших школьников через организацию и проведение встреч с участниками боевых действий СВО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы