«Богата и привольна Родина моя, и промыслом народным славится она»: приобщение дошкольников к истокам русской культуры

 
 

Рудковская Татьяна Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

«Богата и привольна Родина моя, и промыслом народным славится она»: приобщение дошкольников к истокам русской культуры

Россия всегда славилась своими народными промыслами, которые отличаются большим разнообразием и богатыми традициями. В непростое для страны время мы возвращаемся к родным истокам.

Ежегодно детский сад ставит перед нами, педагогами, годовые задачи, в которых присутствует патриотическая составляющая воспитания дошкольников. Одна из задач на 2024/2025 учебный год звучит так: «Приобщать дошкольников к истокам русской культуры, декоративно-прикладному искусству через знакомство с народными промыслами России и родного края».

Работу начинали постепенно. Подобрали литературу о народных промыслах, изучили методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей с промыслами и обучении их росписи. Рассмотрели на просторах интернета опыт коллег, современные практики, применяемые по данной теме. И стали создавать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству. Не только знакомили детей с видами ДПИ на занятиях, но и старались разнообразить деятельность. В группе был создан мини-музей в чемодане «Народная игрушка». Чего в нём только не было представлено: богородская игрушка «Кузнецы» (трехсотлетний опыт вырезания из дерева продолжается), свистульки, игра «Бирульки», трещотки, загадочная тайна матрёшки, игрушка балансир «Курочки, клюющие зерно» с хохломской росписью, русские народные куклы, выполненные своими руками, игрушки с дымковской росписью и гжель.

Дети знакомились с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр в свободной деятельности, организации тематических дней. Например, в День валенка ребята группы познакомились с народным промыслом России – производством валенок, поучаствовали в весёлых эстафетах игровой программы «Валенки, валенки».

   

Эффективность работы нам повышали родители, принося в группу предметы декоративно-прикладного искусства для рассматривания и любования, предлагая свою помощь и участие в мероприятиях. С привлечением родителей в группе проведено развлечение «Путешествие в Дымково», досуг «Весёлая ярмарка».

В выходной день рукодельницы нашей группы с мамами поучаствовали в мастер-классе «Сибирская благополучница», проводившимся в ТРЦ «Ашан». В процессе творчества дети узнали больше о народной тряпичной кукле, быте своего народа – «В этих куклах доброта и грусть. Они помнят Киевскую Русь. Мы берём эти куклы в руки – оживают истории звуки…».

 

В январе этого года в нашем детском саду прошёл «Фестиваль народных промыслов».

Путешествие ребят нашей средней группы началось с посещения гостиной «Тульский самовар». Интересно было рассматривать различные самовары, узнать о традиции чаепития.

Затем мы отправились в гости в группу, которая представляла Павлово-Посадские платки. Малышам рассказали о том, как наносили узор на платок и предложили самим поучаствовать в украшении изделия: сначала добавить к платку бахрому, затем выложить цветочную композицию. Свою коллективную работу мы с удовольствием забрали в группу показать родителям.

В России народ умеет не только трудиться, но и веселиться. В музыкальной избе ребят ждала гостеприимная хозяйка – музыкальный руководитель. Под сопровождение русской народной музыки малыши играли на деревянных ложках, в хороводную игру «Шла коза по лесу», познакомились со святочным обрядом – гаданием.

На второй день Фестиваля наши воспитанники ходили по группам, где были организованы мастерские: «Традиционная народная кукла», «Русская матрёшка», «Сказочная гжель».

Гостиную «Подвижные игры народов России» проводила инструктор по физической культуре.

Итоги второго дня: сделали куклу-мотанку своими руками, посмотрели видеофильм об истории матрёшки, познакомились с разной росписью этой игрушки, с изделиями гжельских мастеров. А уж как понравилось играть в русские народные игры!

В нашей группе была организована «Дымковская карусель». Ребята старших групп знакомились с историей дымковской игрушки, расписывали «дымковских барышень», а малыши учились свистеть в свистульку, «заводили карусель» и украшали барышне юбку.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что знакомство наших воспитанников с народными промыслами состоялось. Все педагоги участвовали в создании условий для целостного представления детей о культуре русского народа, проявив творчество и показав своё педагогическое мастерство.

За участие в Фестивале коллектив нашей группы получил Диплом победителя. В группе сложилась добрая традиция ежегодно участвовать в районном конкурсе «Ремесленная артель».

Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину не может быть без познания своего народа, его традиций и культуры. Чем раньше ребёнок погрузится в быт своего народа, тем прочнее будет чувство привязанности к родным ценностям.

Количество просмотров: 55  

Добавить комментарий

1. Формы патриотического воспитания младших школьников
2. «Богата и привольна Родина моя, и промыслом народным славится она»: приобщение дошкольников к истокам русской культуры
3. Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
4. Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска
5. Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы»
6. Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста
7. Наследие русской народной культуры в образовательных практиках
8. «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами
9. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров
10. Краеведение в детском саду
1. Краеведение в детском саду ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Наследие русской народной культуры в образовательных практиках ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. «Богата и привольна Родина моя, и промыслом народным славится она»: приобщение дошкольников к истокам русской культуры ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формы патриотического воспитания младших школьников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Году юбилея Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества посвящается… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Дети блокадного Ленинграда. Помним! ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на примере дошкольной группы «Золушка» МКОУ Чикская СОШ № 6 имени Д. К. Потапова ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. «Я другой такой страны не знаю»: приобщение дошкольников к национальной культуре как приоритетное направление современного образования ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Память о тех, кто «живёт» в наших сердцах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Патриотическое воспитание младших школьников через организацию и проведение встреч с участниками боевых действий СВО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы