Военно-патриотическое воспитание молодёжи как фактор формирования гражданина России
На современном этапе развития России существует необходимость в формировании молодого поколения с крепким патриотическим сознанием. Актуальными остаются традиционные методы воспитания, направленные на привитие молодежи гордости за свою нацию и её достижения, а также на развитие уважения к национальным символам и святыням, историческому и культурному и наследию страны и её славным традициям. Важным аспектом этой работы является готовность молодежи служить обществу и государству.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования уникальных духовно-нравственных ценностей у молодых граждан, отражающих особенности нашего общества и государства. Оно связано с развитием национального самосознания, мировоззрения и судьбы россиян.
В Новосибирском колледже печати и информационных технологий значительное внимание уделяется учебной дисциплине «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР). Основная цель военно-патриотического воспитания в рамках данной дисциплины – реализация системы патриотического образования, формирование у студентов высокого уровня патриотического сознания, верности своей стране и готовности исполнять свои конституционные обязанности.
Для меня, как преподавателя данного предмета, важно осознание студентом целевой установки при изучении предмета, а именно изучение предмета ОБЗР поможет подготовиться студентам к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную социальную обстановку, жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор.
Во время занятий студенты знакомятся с различными аспектами Вооруженных Сил РФ, их воинскими обязанностями, а также изучают такие важные темы, как воинский учет, призыв на службу, прохождение военной службы и обучение как в мирное, так и в военное время. Разнообразные формы патриотического воспитания в учебном процессе дают возможность заметить особенности формирования патриотических чувств у студентов и способствуют укреплению традиционных моральных ценностей, формируя социально-активную личность.
Военно-патриотическое воспитание реализуется мной в комплексе форм:
1. Формы патриотического воспитания. Урочная деятельность.
2. Военно-прикладная направленность. Внеурочная деятельность.
3. Оборонно-спортивная направленность.
Представляю опыт своей работы последовательно по всем вышеперечисленным формам урочной и внеурочной деятельности.
1. Различные формы патриотического воспитания в урочной деятельности позволяют мне выявлять особенности формирования патриотических чувств и сознания студентов; совершенствовать у молодого поколения традиционные моральные ценности; воспитывать социально активную личность.
Считаю, что развитие патриотического сознания необходимо начинать еще с дошкольного возраста. Следуя принципу преемственности, продолжаю эту работу, начиная с первого курса, использую разнообразные методы обучения и воспитания, применяю различные виды деятельности студентов. Например, при изучении темы «Автономное существование человека в природных условиях» мной используются межпредметные связи. Исследуя отрывки из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, мной ставятся перед студентами актуальные тематические вопросы. Таким образом, это одновременно помогает создать образ настоящего героя и решает задачи урока.
При изучении раздела программы «Чрезвычайные ситуации природного характера» студентам демонстрируется патриотизм через любовь к своему народу. Урок на эту тему называется «Люди, призванные спасать». Студенты приводят примеры из жизни спасателей и обсуждают:
– Что мотивирует людей выбирать профессию спасателя?
– Какие риски связаны с этой работой?
– Каков портрет настоящего спасателя?
Основной целью урока является формирование у студентов стремления быть полезным обществу и стремиться к идеалам спасателей.
2. Приоритетными задачами военно-патриотического воспитания считаю развитие у студентов морально-психологических качеств, присущих защитнику Отечества, формирование гордости за службу в Вооруженных силах и профессиональную самореализацию. Изучение раздела «Основы военной службы» нацелено на подготовку молодежи к выполнению гражданского долга по защите Родины. Разнообразие форм и методов обучения помогает наиболее эффективно воздействовать на студентов, позволяя раскрыть материал в его многообразии и взаимосвязях. Это создает внутреннюю мотивацию к обучению и повышает познавательную активность.
Для дополнительной мотивации на уроках мной демонстрируются видеофильмы на такие темы, как «Размещение и быт военнослужащих», «Воинские уставы», «Виды вооруженных сил» и другие. Визуализация учебного материала содействует учебно-познавательной активности студентов, развитию образного мышления, создаёт возможность для изучения ряда процессов и явлений.
Также важной частью внеурочной деятельности является военно-прикладная физическая подготовка граждан к защите Отечества.
Учебная дисциплина ОБЗР включает проведение ежегодных военных сборов в количестве 35 часов, в рамках которых мы с обучающимися занимаемся строевой подготовкой, выполняем нормативы по физической подготовке, проходим медицинскую подготовку, изучаем средства радиационной, химической и биологической защиты, ребята получают навыки стрельбы из пневматического оружия в электронном тире, занимаются разборкой-сборкой автомата Калашникова АК74. В 2024/2025 учебном году 4 группы 2 курса колледжа прошли военно-учебные сборы на базе Городского гражданско-патриотического «Витязь».
Добиться реализации поставленных задач в направлении военно-патриотического воспитания невозможно без внеурочной деятельности, имеющей, прежде всего, военно-прикладную направленность.
Какое-либо направление в воспитании студентов только тогда даст результат, когда оно проводится в системе. В нашем колледже сложилась определенная система военно-патриотического воспитания, которая базируется на сохранении и развитии традиций.
Мной, как куратором правоохранительного отряда колледжа «Молодая гвардия», с 2019 года организуется ежегодное участие ребят в военно-патриотическом конкурсе «День защитника Отечества», в комплексных соревнованиях «Полигон -23», в соревнованиях «Инфо-квиз».
Неоднократно мои студенты становились победителями и призерами различных соревнований по военно-прикладным видам спорта и стрельбе. В 2023 году мои обучающиеся заняли 3 место в конкурсе «Лучшее молодежное общественное объединение правоохранительной направленности города Новосибирска».
Студенты принимали участие в Форуме Молодёжного центра «Твоё право», а в августе 2024 года обучающийся колледжа принимал участие в летней военно-патриотической профильной смене на базе лагеря отдыха «Дзержинец» (г. Бердск). Глубоко убеждена, что оборонно-спортивная работа обеспечивает связь нравственного, гражданского и физического воспитания обучающихся.
3. Оборонно-спортивная направленность как внеурочная деятельность. Одним из важных аспектов военно-патриотического воспитания является военно-прикладная физическая подготовка граждан к защите Отечества.
Для развития выносливости, ловкости, силы, то есть качеств, необходимых будущему защитнику Родины, колледж ежегодно проводит соревнования по военно-прикладным видам спорта, при подготовке к которым основная роль отводится урокам физической культуры, но и мной, как преподавателем дисциплины ОБЗР, принимается активное участие: отработка со студентами навыков преодоления элементов полосы препятствия, подготовка к соревнованиям по пулевой стрельбе из пневматической винтовки, военизированные эстафеты.
Рекомендуя свой опыт работы в рамках учебной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» педагогическому сообществу, смело могу выделить следующие положительные результаты:
– Военная служба становится более престижной в глазах студентов.
– Юноши не боятся проходить службу в рядах Российской армии.
– Обучающиеся гордятся боевым прошлым страны и испытывают чувство уважения к офицерскому корпусу России.
– Обучающиеся знают и с уважением относятся к государственной символике России, знакомы с воинскими ритуалами.
– Повышается интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств.
Также считаю показателями результативности своей работы то, что выпускники колледжа зачастую выбирают прохождение воинской службы, а некоторые из них идут в армию на контрактной основе, мотивируя свой выбор хорошими знаниями предмета, которые им пригодятся и в службе, и в жизни.
В заключение хочу подчеркнуть, что дети – это наше будущее и настоящее. От того, какими вырастут наши дети, зависит их благополучие и состояние нашего общества. Мы, педагоги, должны помнить, что военно-патриотическое воспитание – это не только формирование гражданина, знающего свои права и обязанности, но и создание личности, способной сопереживать, любить и знать свою Родину, ощущая себя частью её истории и будущего.
Список литературы
1. Арутюнян Т. Г. Правовые основы взаимосвязи физического, патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения / Т.Г. Арутюнян, В.А. Власов // Право и государство: теория и практика. 2020. № 5 (185). С. 26-28.
3. Арзамаскин Ю. Н., Бублик Л. А., Петров В. Д. Воинская дисциплина в Вооруженных Силах России (ХУШ-ХХ вв.): Учебное пособие / Под общ. ред. генерал-полковника И.И. Ефремова. М.: ВУ, 2000. – 308 с.
Количество просмотров: 445 |
Добавить комментарий