Военно-патриотическое воспитание молодёжи как фактор формирования гражданина России

 
 

Ющенко Наталья Витальевна,

преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ НСО «НКПиИТ»

 

Военно-патриотическое воспитание молодёжи как фактор формирования гражданина России

На современном этапе развития России существует необходимость в формировании молодого поколения с крепким патриотическим сознанием. Актуальными остаются традиционные методы воспитания, направленные на привитие молодежи гордости за свою нацию и её достижения, а также на развитие уважения к национальным символам и святыням, историческому и культурному и наследию страны и её славным традициям. Важным аспектом этой работы является готовность молодежи служить обществу и государству.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования уникальных духовно-нравственных ценностей у молодых граждан, отражающих особенности нашего общества и государства. Оно связано с развитием национального самосознания, мировоззрения и судьбы россиян.

В Новосибирском колледже печати и информационных технологий значительное внимание уделяется учебной дисциплине «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР). Основная цель военно-патриотического воспитания в рамках данной дисциплины – реализация системы патриотического образования, формирование у студентов высокого уровня патриотического сознания, верности своей стране и готовности исполнять свои конституционные обязанности.

Для меня, как преподавателя данного предмета, важно осознание студентом целевой установки при изучении предмета, а именно изучение предмета ОБЗР поможет подготовиться студентам к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную социальную обстановку, жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор.

Во время занятий студенты знакомятся с различными аспектами Вооруженных Сил РФ, их воинскими обязанностями, а также изучают такие важные темы, как воинский учет, призыв на службу, прохождение военной службы и обучение как в мирное, так и в военное время. Разнообразные формы патриотического воспитания в учебном процессе дают возможность заметить особенности формирования патриотических чувств у студентов и способствуют укреплению традиционных моральных ценностей, формируя социально-активную личность.

Военно-патриотическое воспитание реализуется мной в комплексе форм:

1. Формы патриотического воспитания. Урочная деятельность.

2. Военно-прикладная направленность. Внеурочная деятельность.

3. Оборонно-спортивная направленность.

Представляю опыт своей работы последовательно по всем вышеперечисленным формам урочной и внеурочной деятельности.

1. Различные формы патриотического воспитания в урочной деятельности позволяют мне выявлять особенности формирования патриотических чувств и сознания студентов; совершенствовать у молодого поколения традиционные моральные ценности; воспитывать социально активную личность.

Считаю, что развитие патриотического сознания необходимо начинать еще с дошкольного возраста. Следуя принципу преемственности, продолжаю эту работу, начиная с первого курса, использую разнообразные методы обучения и воспитания, применяю различные виды деятельности студентов. Например, при изучении темы «Автономное существование человека в природных условиях» мной используются межпредметные связи. Исследуя отрывки из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, мной ставятся перед студентами актуальные тематические вопросы. Таким образом, это одновременно помогает создать образ настоящего героя и решает задачи урока.

При изучении раздела программы «Чрезвычайные ситуации природного характера» студентам демонстрируется патриотизм через любовь к своему народу. Урок на эту тему называется «Люди, призванные спасать». Студенты приводят примеры из жизни спасателей и обсуждают:

– Что мотивирует людей выбирать профессию спасателя?

– Какие риски связаны с этой работой?

– Каков портрет настоящего спасателя?

Основной целью урока является формирование у студентов стремления быть полезным обществу и стремиться к идеалам спасателей.

2. Приоритетными задачами военно-патриотического воспитания считаю развитие у студентов морально-психологических качеств, присущих защитнику Отечества, формирование гордости за службу в Вооруженных силах и профессиональную самореализацию. Изучение раздела «Основы военной службы» нацелено на подготовку молодежи к выполнению гражданского долга по защите Родины. Разнообразие форм и методов обучения помогает наиболее эффективно воздействовать на студентов, позволяя раскрыть материал в его многообразии и взаимосвязях. Это создает внутреннюю мотивацию к обучению и повышает познавательную активность.

Для дополнительной мотивации на уроках мной демонстрируются видеофильмы на такие темы, как «Размещение и быт военнослужащих», «Воинские уставы», «Виды вооруженных сил» и другие. Визуализация учебного материала содействует учебно-познавательной активности студентов, развитию образного мышления, создаёт возможность для изучения ряда процессов и явлений.

Также важной частью внеурочной деятельности является военно-прикладная физическая подготовка граждан к защите Отечества.

Учебная дисциплина ОБЗР включает проведение ежегодных военных сборов в количестве 35 часов, в рамках которых мы с обучающимися занимаемся строевой подготовкой, выполняем нормативы по физической подготовке, проходим медицинскую подготовку, изучаем средства радиационной, химической и биологической защиты, ребята получают навыки стрельбы из пневматического оружия в электронном тире, занимаются разборкой-сборкой автомата Калашникова АК74. В 2024/2025 учебном году 4 группы 2 курса колледжа прошли военно-учебные сборы на базе Городского гражданско-патриотического «Витязь».

Добиться реализации поставленных задач в направлении военно-патриотического воспитания невозможно без внеурочной деятельности, имеющей, прежде всего, военно-прикладную направленность.

Какое-либо направление в воспитании студентов только тогда даст результат, когда оно проводится в системе. В нашем колледже сложилась определенная система военно-патриотического воспитания, которая базируется на сохранении и развитии традиций.

Мной, как куратором правоохранительного отряда колледжа «Молодая гвардия», с 2019 года организуется ежегодное участие ребят в военно-патриотическом конкурсе «День защитника Отечества», в комплексных соревнованиях «Полигон -23», в соревнованиях «Инфо-квиз».

Неоднократно мои студенты становились победителями и призерами различных соревнований по военно-прикладным видам спорта и стрельбе. В 2023 году мои обучающиеся заняли 3 место в конкурсе «Лучшее молодежное общественное объединение правоохранительной направленности города Новосибирска».

Студенты принимали участие в Форуме Молодёжного центра «Твоё право», а в августе 2024 года обучающийся колледжа принимал участие в летней военно-патриотической профильной смене на базе лагеря отдыха «Дзержинец» (г. Бердск). Глубоко убеждена, что оборонно-спортивная работа обеспечивает связь нравственного, гражданского и физического воспитания обучающихся.

3. Оборонно-спортивная направленность как внеурочная деятельность. Одним из важных аспектов военно-патриотического воспитания является военно-прикладная физическая подготовка граждан к защите Отечества.

Для развития выносливости, ловкости, силы, то есть качеств, необходимых будущему защитнику Родины, колледж ежегодно проводит соревнования по военно-прикладным видам спорта, при подготовке к которым основная роль отводится урокам физической культуры, но и мной, как преподавателем дисциплины ОБЗР, принимается активное участие: отработка со студентами навыков преодоления элементов полосы препятствия, подготовка к соревнованиям по пулевой стрельбе из пневматической винтовки, военизированные эстафеты.

Рекомендуя свой опыт работы в рамках учебной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» педагогическому сообществу, смело могу выделить следующие положительные результаты:

– Военная служба становится более престижной в глазах студентов.

– Юноши не боятся проходить службу в рядах Российской армии.

– Обучающиеся гордятся боевым прошлым страны и испытывают чувство уважения к офицерскому корпусу России.

– Обучающиеся знают и с уважением относятся к государственной символике России, знакомы с воинскими ритуалами.

– Повышается интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств.

Также считаю показателями результативности своей работы то, что выпускники колледжа зачастую выбирают прохождение воинской службы, а некоторые из них идут в армию на контрактной основе, мотивируя свой выбор хорошими знаниями предмета, которые им пригодятся и в службе, и в жизни.

В заключение хочу подчеркнуть, что дети – это наше будущее и настоящее. От того, какими вырастут наши дети, зависит их благополучие и состояние нашего общества. Мы, педагоги, должны помнить, что военно-патриотическое воспитание – это не только формирование гражданина, знающего свои права и обязанности, но и создание личности, способной сопереживать, любить и знать свою Родину, ощущая себя частью её истории и будущего.

Список литературы

1. Арутюнян Т. Г. Правовые основы взаимосвязи физического, патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения / Т.Г. Арутюнян, В.А. Власов // Право и государство: теория и практика. 2020. № 5 (185). С. 26-28.

3. Арзамаскин Ю. Н., Бублик Л. А., Петров В. Д. Воинская дисциплина в Вооруженных Силах России (ХУШ-ХХ вв.): Учебное пособие / Под общ. ред. генерал-полковника И.И. Ефремова. М.: ВУ, 2000. – 308 с.

Количество просмотров: 445  

Добавить комментарий

1. Формы патриотического воспитания младших школьников
2. «Богата и привольна Родина моя, и промыслом народным славится она»: приобщение дошкольников к истокам русской культуры
3. Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
4. Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска
5. Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы»
6. Военно-патриотическое воспитание молодёжи как фактор формирования гражданина России
7. Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста
8. Наследие русской народной культуры в образовательных практиках
9. «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами
10. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров
11. Краеведение в детском саду
1. Краеведение в детском саду ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Наследие русской народной культуры в образовательных практиках ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Военно-патриотическое воспитание молодёжи как фактор формирования гражданина России ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. «Богата и привольна Родина моя, и промыслом народным славится она»: приобщение дошкольников к истокам русской культуры ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Формы патриотического воспитания младших школьников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Году юбилея Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества посвящается… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Дети блокадного Ленинграда. Помним! ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на примере дошкольной группы «Золушка» МКОУ Чикская СОШ № 6 имени Д. К. Потапова ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. «Я другой такой страны не знаю»: приобщение дошкольников к национальной культуре как приоритетное направление современного образования ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Память о тех, кто «живёт» в наших сердцах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Патриотическое воспитание младших школьников через организацию и проведение встреч с участниками боевых действий СВО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы