Дети блокадного Ленинграда. Помним!

 
 

Самойло Лилия Николаевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 100 г. Новосибирска

 
 
 

Сальникова Татьяна Васильевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 100 г. Новосибирска

 

Дети блокадного Ленинграда. Помним!

Уйдут блокадники последние,

Кто эстафету передаст?

Пусть молодое поколение

Святую память не предаст!

Н. Вайвод

Исторически сложилось так, что во все времена в Российском государстве любовь к Родине была чертой национального характера. Чувство патриотизма можно привить с опорой на историческую память, сочетающуюся с чувством гордости за историю. Память истории – основа достоинства нации и ее способности к будущетворению.

Есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война – это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек.

27 января 1944 года город Ленинград был полностью освобожден от фашисткой блокады. 872 дня и ночи советский город непрерывно терзали бомбардировками и артиллерийскими обстрелами, морили голодом и проверяли на прочность непрекращающимися атаками. Но Ленинград выстоял. Он остался непокоренным, непобежденным. Говоря блокадный Ленинград, мы прежде всего имеем ввиду его жителей, а не только дома и улицы.

Сколько бы ни прошло времени, значение подвига нашего народа, наших земляков в этой войне никогда не уменьшится, и слава героев тех времен тоже не померкнет. Уходят участники тех далеких событий. Все меньше остается ветеранов, которые могут передать свои воспоминания и яркие впечатления. И наша задача, как педагогов, стараться сохранить память о тех героических днях и людях.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Знание истории свой страны – один их основных этапов становления личности ребенка. Зрительное восприятие и участие живого свидетеля тех страшных событий усиливает понимание героического подвига страны.

В детском саду к памятной дате 80-летия снятия полной блокады Ленинграда был разработан сценарий тематического занятия «Дети блокадного Ленинграда. Помним!» из цикла занятий, посвященных ознакомлению дошкольников с историей Великой Отечественной войны. В цикл также входят тематические занятия: «Наше отечество», «Дороги войны», «Дети военных лет», «Бронзовый солдат», «Песни фронтовые», «Славный день Победы». Содержание разработки обеспечивает возможность получения ответов на вопросы: что такое мужество, героизм, отвага народа, значение Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Особенность организации данного мероприятия в том, что оно основано на воспоминаниях реального свидетеля, пережившего страшные события блокады Ленинграда, результатах совместной исследовательской работы детей и родителей: поиск и отбор необходимой информации. На мероприятие приглашена Тимофеева Людмила Павловна, живой свидетель тех страшных событий, блокады Ленинграда.

Организаторы: педагог-психолог Самойло Лилия Николаевна, воспитатели: Сальникова Татьяна Васильевна, Васильева Наталья Юрьевна, Чуркина Лилия Александровна. Участники: воспитанники старших и подготовительных групп ДОУ.

Цель тематического занятия: воспитание чувства гордости за свою Родину, благодарной памяти к ветеранам.

Задачи:

– познакомить воспитанников с понятием блокада;

– дать представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады;

– пробудить чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;

– продолжать знакомить детей с историей Великой Отечественной войны;

– воспитывать уважение к подвигу героев на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов.

Реализация мероприятия проходила в три этапа:

1 этап:

– исследовательская работа детей и родителей по темам: «Блокада Ленинграда», «Города-герои», «Подвиг ленинградцев», «Дети блокадного Ленинграда», «Блокадный хлеб», «Ветераны»;

– представление результатов исследовательской деятельности в виде альбомов, папки-раскладушки, выставки.

2 этап:

– обобщение собранного материала, разработка сценария открытого занятия;

– приглашение ветерана-ленинградца;

– подбор фильма для совместного просмотра с детьми;

– разучивание стихов, песен;

– приглашение детей подготовительных групп на занятие;

– утверждение окончательного варианта сценария.

3 этап: проведение тематического занятия по заданному сценарию.

Ход мероприятия

Занятие начинается под музыку «Седьмой симфонии» Д.Д. Шостаковича.

Представление и приветствие ветерана-ленинградца.

Просмотр и обсуждение фильма «Детям о детях блокадного Ленинграда».

Живой свидетель тех страшных событий, блокады Ленинграда Тимофеева Людмила Павловна поделилась воспоминаниями о том, что ее семье пришлось пережить, читала стихи, отвечала на вопросы детей.

Дети читают стихи и исполняют песню.

В завершение мероприятия Людмила Павловна подарила детям книги.

Разработка будет полезна работникам дошкольных образовательных учреждений: старшим воспитателям, методистам, воспитателям.

27 января мы преклоняем колени перед каждым жителем Ленинграда. Перед теми, кто пережил эту страшную блокаду, и перед теми, кто пережить ее не смог. Перед женщинами, детьми, мужчинами и стариками, перед павшими на передовой. Мы преклоняем колени перед всеми, кому довелось пережить ужасы той страшной, бесчеловечной войны. Мы помним о Вашем подвиге. Помним и не позволим забыть ни своим детям, ни своим внукам.

Список литературы

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод. пособие / Н. В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2008. – 252 с.

2. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе. – Гном, 2023. – 48 с.

3. Ковальчук В. М., Чистиков А. И. Ленинград и ленинградцы в годы блокады. – СПб.: Лики России, 2012. – 260 с.

4. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /под. Ред Е. Ю. Александровой. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.

Количество просмотров: 187  

Добавить комментарий

1. Году юбилея Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества посвящается… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Дети блокадного Ленинграда. Помним! ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на примере дошкольной группы «Золушка» МКОУ Чикская СОШ № 6 имени Д. К. Потапова ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. «Я другой такой страны не знаю»: приобщение дошкольников к национальной культуре как приоритетное направление современного образования ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Память о тех, кто «живёт» в наших сердцах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Патриотическое воспитание младших школьников через организацию и проведение встреч с участниками боевых действий СВО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Взаимосвязь между духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием младших школьников с ОВЗ на внеурочных занятиях ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в форме устного журнала с использованием электронного контента ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Сказкотерапия как средство нравственного воспитания ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Краткосрочный курс по истории как способ формирования патриотизма у обучающихся основной школы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
15. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Гимназическое сообщество как условие и средство гражданского воспитания школьников ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Семейные традиции как способ формирования профессиональных и трудовых династий ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы