Году юбилея Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества посвящается…

 
 

Каночкина Ольга Евгеньевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 465 г. Новосибирска

 

Году юбилея Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества посвящается…

Все знают, какие сильные патриотические чувства вызывают у нас победы

наших спортсменов на Олимпиадах, на Параолимпийских играх

и на других крупнейших соревнованиях. В этом смысле спорт, безусловно,

является одним из важнейших факторов, способствующих воспитанию патриотизма.

В.В. Путин

Эпоха космополитизма закончилась! Перед экзистенциальными угрозами, нависшими над нашей страной, уже не может устоять «человек мира», «не помнящий своего родства», обществу остро необходим патриот!

Но ведь патриотизм – это не назидательная эфемера, его не воспитаешь в одночасье. Помните, как в знаменитой притче говорится: «Пришла мать к мудрецу с грудным младенцем и спросила: «Скажи, мудрец, когда нужно начать заниматься воспитанием?» «А сколько ребенку?» – спросил старец. «Три месяца», – ответила женщина. «Так вот на три месяца ты уже опоздала». Так же и с патриотизмом, им надо заниматься с «молодых ногтей». Для маленького ребенка Родина – это его семья, его близкие, его отец и мать! А потому без взаимодействия с семьей воспитание патриотизма, увы, сизифов труд.

Но и это еще не все! В эпоху глобального переустройства миропорядка и серьезных вызовов со стороны Запада одного патриотизма мало, необходим человек, способный отстоять ценности «русского мира» не только идеологически, но и с оружием в руках. А потому воспитание патриотизма нельзя оторвать от физической подготовки, ты, как и много лет назад, должен быть «готов к труду и обороне». Вот и получается, что триада «семья, детский сад и спорт» в связке могут воспитать патриота своей страны.

Таким образом, социум через государство формулирует запрос к образовательным организациям страны на воспитание патриотического, физически развитого подрастающего поколения. А какова реальная ситуация в дошкольной системе в целом и в конкретном ДОУ в частности? Хотя бы по вопросам физической составляющей патриотического воспитания?

Анализ информации, полученной из различных источников и внутренних мониторинговых мероприятий, которые проводились в сентябре 2023 года, четко указали на общую тенденцию: увеличение числа детей с серьезными хроническими заболеваниями (III-IV гр. здоровья) и инвалидностью (V гр. здоровья).

Почему это происходит?! Изучение этого вопроса привело к выводам, что существуют как объективные, так и субъективные причины этой проблемы:

– низкий уровень здоровья детей при поступлении в ДОУ;

– нестабильный тепловой режим в ДОУ в межсезонье, не позволяющий систематически осуществлять закаливающие мероприятия;

– рост числа воспитанников, законные представители которых не придерживаются графика профилактических прививок;

– снижение уровня компетентности родителей (законных представителей) по вопросам современных и своевременных способов укрепления общего соматического здоровья детей (в том числе среди родителей инофонов);

– низкая популяризация здорового образа жизни и активного отдыха (отсутствие подобных культурных практик в семейном воспитании, в том числе в семьях инофонов).

Проблемная ситуация в области здоровьесбережения в ДОУ проиллюстрировала лишь общую тенденцию по данному вопросу в современной России. Здоровьесберегающий нигилизм последних тридцати лет способствовал тому, что выросло поколение родителей, которым необходим элементарный «ликбез» по вопросам ЗОЖ, а далее включается правило кумуляции: нездоровый родитель не может вырастить здорового ребёнка, а следовательно, проблема будет множиться и расти как снежный ком.

Именно «родом из детства» большинство психологических и даже физических проблем взрослых. Так, согласно исследованиям специалистов «Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей» России, 75 % болезней взрослых были заложены еще в детстве. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми, 70 % детей имеют ряд различных нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, сердечно-сосудистой системы и т.д. В школе многие дети не справляются со школьной программой по причине плохого состояния физического здоровья.

Ситуация усугубляется еще и тем, что в дошкольные учреждения страны, согласно выполнению «Конвенции о правах детей» и «Саламанкской декларации», пришли дети с ограниченными возможностями здоровья.

Само собой разумеется, что та или иная немощь: физическая, духовная или их сочетание не способствуют патриотическому подъему. Таким образом, мы наблюдаем необходимость работы над слиянием физической и идеологической составляющей патриотического воспитания через непосредственное взаимодействие с семьей.

Ликвидацию «резус-конфликта» между запросом государства и реальной ситуацией в ДОУ мы видим в создании эффективной системы работы со всеми участниками образовательных отношений по вопросам физического и патриотического воспитания.

С чего мы начали? В ДОУ функционируют творческие группы педагогов по различным направлениям деятельности, например, «Здоровьесбережение», «Патриотическое воспитание», каждая из этих групп имеют план работы на учебный год, комплекс запланированных и разработанных мероприятий. Но, подумали мы, стоит ли уподобляться «лебедю, раку и щуке» и тянуть каждому в свою сторону! Что мешает нам объединить усилия двух творческих коллективов и для повышения эффективности работы разработать совместные мероприятия.

Вот лишь некоторые из них, рожденные успешной коллаборацией: сентябрь – слет «Туристёнок» (с привлечением родительского сообщества и всех категорий детей, в том числе с ОВЗ и инвалидностью), январь – «Малые Зимние Олимпийские игры», февраль – «Аты-баты, шли солдаты», смотр строя-песни, март – сдача норм ГТО сотрудниками ДОУ, апрель – участие в акции «Зарядка бодрости, приуроченной к Всемирному дню здоровья», май – участие в акциях «Семейный велопробег к Дню Победы», «Бессмертный полк» и т.д. (https://cloud.mail.ru/public/gRPX/AWaEKvFBZ).

Совместные усилия всех участников образовательных отношений не заставили себя ждать. Уже промежуточные мониторинговые мероприятия, проведенные в январе 2024 года, через аналитическую справку старшего воспитателя об уровне заболеваемости за полугодие, анкету-опросник педагогов по ЗОЖ и патриотическому воспитанию, а также в качестве внешней экспертизы через опрос (отзывы) родителей о степени удовлетворенности оздоровительно-патриотической работой в ДОУ выявили четкую тенденцию к стойкой положительной динамике по всем заданным направлениям. А итоговый мониторинг мая 2024 года лишь подтвердил безошибочность промежуточных выводов и укрепил педагогов в понимании дальнейших действий. Именно вселённая уверенность способствовала написанию педагогами одноименного проекта: «Детский сад, семья и спорт – вот и вырос патриот» (https://cloud.mail.ru/public/ABy3/MZfKBhxcB), который в качестве внешней экспертизы эффективности проделанной работы получил Большую Золотую медаль конкурса «УЧСИБ-2024».

Впереди юбилейный год Великой Победы, а значит, работа продолжается…

Список литературы:

1. Жданова Д.Р. Гиподинамия – болезнь 21 века / Д.Р. Жданова, А.А. Рубизова // Bulletin of Medical Internet Conferences. – 2019. – Volume 9. – Issue 12. – С. 550-554.

2. Федеральная служба государственной статистики.

3. Патриотическое воспитание дошкольников в наше время / Н. М. Гриценко, Н. Г. Рецер, С. В. Мурачева [и др.]. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2023. – № 36 (483). – С. 40-43.

4. Горячая линия президента (19.12.2024).

Количество просмотров: 68  

Добавить комментарий

1. Году юбилея Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества посвящается… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Дети блокадного Ленинграда. Помним! ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на примере дошкольной группы «Золушка» МКОУ Чикская СОШ № 6 имени Д. К. Потапова ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. «Я другой такой страны не знаю»: приобщение дошкольников к национальной культуре как приоритетное направление современного образования ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Память о тех, кто «живёт» в наших сердцах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Патриотическое воспитание младших школьников через организацию и проведение встреч с участниками боевых действий СВО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Взаимосвязь между духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием младших школьников с ОВЗ на внеурочных занятиях ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в форме устного журнала с использованием электронного контента ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Сказкотерапия как средство нравственного воспитания ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Краткосрочный курс по истории как способ формирования патриотизма у обучающихся основной школы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
15. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Гимназическое сообщество как условие и средство гражданского воспитания школьников ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Семейные традиции как способ формирования профессиональных и трудовых династий ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы