Развитие межличностных и командных навыков через участие в патриотических проектах

 
 

Маргус Марина Александровна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства»

 

Развитие межличностных и командных навыков через участие в патриотических проектах

Современная система среднего профессионального образования должна формировать не только профессиональные компетенции, но и активную жизненную позицию молодежи России. Такая позиция невозможна без патриотического воспитания, которое включает в себя гражданскую зрелость, высокие моральные стандарты, активную гражданскую позицию, стремление к духовному росту, уважение к традициям своего народа и семьи, чувство патриотизма, гуманизма и толерантности.

Развитие межличностных и командных навыков через участие в патриотических проектах является важным направлением личностного и профессионального роста. Такие проекты помогают укреплять чувство ответственности и патриотизма, а также совершенствуют навыки командной работы, коммуникации и совместного решения задач. Такой опыт формирует активных граждан и ответственных специалистов, готовых к совместному созиданию и развитию общества.

Межличностные навыки развиваются через активное участие в различных совместных проектах. Этот процесс включает несколько ключевых аспектов:

1. Укрепление чувства ответственности: патриотические проекты часто требуют личной вовлеченности каждого участника – будь то уборка территории, волонтерская помощь ветеранам или организация мероприятий. Это учит брать ответственность за порученные дела и осознавать свою роль в общем деле.

2. Формирование ценностей и идеалов: осознавая значимость своей деятельности для страны и окружающих, участники начинают ценить коллективизм, взаимовыручку и уважение друг к другу. Они учатся сопереживать и проявлять заботу о людях разных поколений и социальных групп.

3. Коммуникационные способности: работая над проектами вместе, люди развивают умение эффективно общаться, ясно выражать мысли и договариваться. Особенно полезно это для молодых людей, которые таким образом получают практический опыт общения вне привычных кругов друзей и семьи.

Развитие командных навыков важно по нескольким причинам:

1. Совместное решение сложных задач – командная работа позволяет участникам учиться действовать сообща, преодолевать трудности и достигать общих целей. Это способствует развитию навыков сотрудничества, учета мнений других, распределения обязанностей.

2. Улучшение взаимодействия – участие в командных проектах помогает приобретать опыт работы с разными людьми, что повышает социальную адаптацию и развитие эмоционального интеллекта, умение правильно реагировать в разнообразных ситуациях.

3. Развитие лидерских качеств – в процессе командной деятельности часто возникает необходимость проявить инициативу и стать лидером. Это помогает развивать навыки организации, планирования и координации, что важно как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

Основные способы и механизмы развития межличностных и командных навыков:

1. Совместное достижение целей

Совместное достижение целей способствует развитию у участников навыков кооперации, планирования и распределения ролей. Работая над общими проектами, участники учатся эффективно взаимодействовать, делиться задачами и поддерживать друг друга. Такой опыт помогает укрепить доверие внутри команды и способствует формированию уважения к мнениям и взглядам других участников, что важно для успешной совместной работы и достижения общих результатов.

2. Улучшение коммуникативных навыков

Улучшение коммуникативных навыков достигается через практику обсуждения идей, проведения презентаций и организации мероприятий. Эти виды деятельности помогают участникам научиться ясно и точно формулировать свои мысли, что повышает эффективность их коммуникации. Кроме того, развитие навыков активного слушания и умения давать конструктивную критику способствует улучшению взаимодействия с разными людьми, укреплению взаимопонимания и созданию позитивной рабочей атмосферы.

3. Формирование лидерских качеств

Формирование лидерских качеств происходит через участие в проектах, где некоторые участники имеют возможность проявлять инициативу, руководить группой и мотивировать других. Такой опыт помогает развивать уверенность в своих силах и укреплять чувство ответственности, что способствует становлению уверенных и инициативных лидеров.

4. Решение конфликтных ситуаций

Решение конфликтных ситуаций осуществляется через работу в команде, которая зачастую сопровождается разногласиями. Такой опыт предоставляет возможность учиться дипломатии, развитию навыков поиска компромиссов и конструктивного взаимодействия. Это способствует укреплению командного духа и повышению способности эффективного разрешения конфликтов.

5. Развитие чувства единства и патриотизма

Развитие чувства единства и патриотизма достигается через участие в общих целях и ценностях проекта, которые укрепляют ощущение принадлежности к сообществу. Такой опыт способствует формированию прочных межличностных связей, развитию командного духа и гордости за свою роль в общем деле.

6. Практическое применение знаний и навыков

Практическое применение знаний и навыков осуществляется через выполнение реальных задач, что способствует закреплению приобретённых умений. Такой подход делает обучение более осознанным, повышает мотивацию и помогает лучше понять практическую ценность полученных знаний.

Примеры патриотических проектов, способствующих развитию межличностных и командных навыков:

– организация мероприятий по патриотическому воспитанию, таких как экскурсии, лекции, тематические фестивали, что способствует развитию командной работы и коммуникативных навыков;

– участие в социальных и добровольческих акциях, например, помощь в благоустройстве территории или благотворительных мероприятиях, что укрепляет чувство ответственности, сотрудничества и эмпатии;

– создание и продвижение памятных мемориалов или выставок, включающих работу в команде, планирование и координацию действий;

– взаимодействие с молодёжными и школьными объединениями позволяет обмениваться опытом, учиться уважению и доверию, развивать лидерские и организаторские способности.

Участие в патриотических проектах играет важную роль в формировании у молодёжи гражданской ответственности, а также способствует развитию ключевых коммуникативных и командных навыков. Эти компетенции успешно применимы как в процессе социальной адаптации, так и в профессиональной сфере, и укрепляют чувство принадлежности и инициативу молодого поколения.

Список литературы

1. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе [Текст]. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.

2. Пономарѐва, И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика [Текст] / И.А. Пономарева – СПб.: АСТЕРИОН, 2011. – 308-311 с.

3. Распоряжение правительства «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», [Электронный ресурс] // – URL:http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB... (Дата обращения: 17.05.2021).

4. Шилова, В.С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи [Текст] / В.С.Шилова // Сетевой научно-практический журнал. – 2015. – №1. – С. 75-78.

Количество просмотров: 267  

Добавить комментарий

1. Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. Использование современных технологий в организации патриотического воспитания в условиях детского сада ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Организация патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: современные подходы и практические рекомендации ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Кубик Блума как средство патриотического развития ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Технология «Лаборатория историй»: патриотическое воспитание через развитие читательской грамотности дошкольников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Развитие межличностных и командных навыков через участие в патриотических проектах ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Сетевой проект нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников с детскими садами России «Калейдоскоп культур России» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Краеведение в детском саду ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Наследие русской народной культуры в образовательных практиках ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Военно-патриотическое воспитание молодёжи как фактор формирования гражданина России ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. «Богата и привольна Родина моя, и промыслом народным славится она»: приобщение дошкольников к истокам русской культуры ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Формы патриотического воспитания младших школьников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Году юбилея Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества посвящается… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы