Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска

 
 

Синякова Людмила Николаевна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 15 «Содружество»

г. Новосибирска

 

Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска

Любить свою Родину – значит знать ее.

В. Г. Белинский

Предметы естественно-научного цикла, в том числе география, в полной мере реализуют поставленную президентом РФ задачу: строить будущее страны на прочном фундаменте. Такой фундамент – патриотизм.

Система патриотического воспитания достаточно многогранна, но мне хотелось бы поделиться одним из вариантов ее реализации. Опыт работы в гимназии показывает, что наиболее продуктивным, запоминающимся и «живым» является образовательный туризм, который как элемент воспитания использую в рамках своего предмета «География».

Наша гимназия расположена в Дзержинском районе в удивительном месте, на пересечении улиц, хранящих историю трагических событий ВОВ. В эпиграфе к своему выступлению я уже говорила, что любить свою Родину – значит знать и любить свою, прежде всего, малую Родину, город, район, улицы, на которых живешь. Именно поэтому я разработала и реализую на параллелях разных возрастных групп экскурсионные образовательные маршруты «По страницам военных лет Дзержинского района» и «Вклад Дзержинского района в дело Великой Победы».

«Главная улица района проспект Дзержинского – это, можно сказать, кузница победы», – говорю я ребятам, начиная нашу пешую экскурсию. Как правило, вместе со мной экскурсию ведут активисты школьного музея, рассказывающие самые интересные факты о каждом объекте нашего маршрута, приводя достоверные факты о людях, родственниках наших учеников.

«На протяжении всего нескольких километров мы увидим с вами:

– Авиационный завод имени Чкалова, который за годы войны вырос в крупнейшее предприятие авиапромышленности, он был одним из четырех заводов страны, поставляющих фронту авиационную технику, специализируясь на самолетах-истребителях. За годы войны завод выпустил 15797 самолетов.

– Завод «Электроагрегат» (часть Союзного Московского прожекторного завода). Основная продукция того времени – противосамолетные автомобильные зенитные прожекторные станции. Луч таких прожекторов достигал 20 километров в длину и позволял советским зенитчикам обнаруживать вражеские самолёты на большом расстоянии от своих позиций. Всего за военные годы завод изготовил 3000 прожекторов и прожекторных станций, свыше 2000 мощных зенитных и посадочных станций. За выполнение заказов по поставке военной продукции в 1941–1945 годах предприятие наградили Красным знаменем Государственного Комитета Обороны.

– Памятник труженикам тыла. В 2020 году Новосибирску было присвоено звание «Город трудовой доблести» за бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и за массовый трудовой героизм. На проспекте Дзержинского у школы № 178 мы можем увидеть достойный этого звания символ.

К концу войны в Новосибирске работали 35 госпиталей, в основном их размещали в зданиях школ. На улице Гоголя бывшая школа № 82, а ныне центр образования № 82 «Развитие», хранит отголоски тех времен, ведь в ее стенах на протяжении нескольких лет работал один из самых крупных госпиталей.

Заканчиваем мы маршрут на территории парка культуры и отдыха «Березовая роща», где 45 лет назад в 1977 году был открыт мемориал воинам, скончавшимся от ран в госпиталях в годы Великой Отечественной войны. Ежегодно в памятные для страны и города даты к этому мемориалу ученики возлагают цветы, отдавая дань памяти героям.

Экскурсии по району вдохновили ребят на идею конкурса творческих работ и защиту проектов.

В течение нескольких лет организуются:

– экскурсии в музеи этих предприятий;

– в гимназию приглашается Совет ветеранов Дзержинского района на тематические встречи в формате «Разговор о важном»;

– проводится районный конкурс роликов «Моя любимая Дзержинка»;

– пополняется фонд школьного музея экспонатами, принесенными учениками от родственников, чья жизнь и трудовые будни были связаны с предприятиями нашего района;

– в холле гимназии оформляется сменная экспозиция, рассказывающая о людях, работавших на предприятиях района, о продукции, выпускаемой в военные годы на заводах, о современной роли предприятий в жизни города и страны в целом.

Количество просмотров: 152  

Добавить комментарий

1. Формы патриотического воспитания младших школьников
2. «Богата и привольна Родина моя, и промыслом народным славится она»: приобщение дошкольников к истокам русской культуры
3. Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
4. Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска
5. Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы»
6. Военно-патриотическое воспитание молодёжи как фактор формирования гражданина России
7. Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста
8. Наследие русской народной культуры в образовательных практиках
9. «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами
10. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров
11. Краеведение в детском саду
1. Краеведение в детском саду ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Наследие русской народной культуры в образовательных практиках ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Военно-патриотическое воспитание молодёжи как фактор формирования гражданина России ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. «Богата и привольна Родина моя, и промыслом народным славится она»: приобщение дошкольников к истокам русской культуры ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Формы патриотического воспитания младших школьников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Году юбилея Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества посвящается… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Дети блокадного Ленинграда. Помним! ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на примере дошкольной группы «Золушка» МКОУ Чикская СОШ № 6 имени Д. К. Потапова ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. «Я другой такой страны не знаю»: приобщение дошкольников к национальной культуре как приоритетное направление современного образования ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Память о тех, кто «живёт» в наших сердцах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Патриотическое воспитание младших школьников через организацию и проведение встреч с участниками боевых действий СВО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы