Формы патриотического воспитания младших школьников

 
 

Лыкова Лариса Анатольевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МАОУ ОЦ «Горностай» г. Новосибирска

 

Формы патриотического воспитания младших школьников

Патриот – это человек, служащий своей Родине.

Н. Г. Чернышевский

Патриотическое воспитание – фундамент гражданской идентичности, закладываемый с раннего возраста. Патриотическое воспитание является главным аспектом образовательного процесса, который направлен на формирование у детей чувства любви к Родине, гражданской идентичности, уважения к её истории, культуре и традициям. В начальной школе оно базируется на любви к семье, родному дому, школе и ближайшему окружению.

Так как патриотическое воспитание младших школьников – это фундамент будущего нашей страны, мероприятия, направленные на формирование этих качеств, должны быть разнообразными и познавательными.

1. Использование игр, викторин и конкурсов, которые помогают детям узнать больше о своей стране в увлекательной форме.

Например, игра-викторина «Моя страна», цель которой заключается в обобщении и систематизации знаний детей о России. Игра-викторина «Моя Родина – Россия», целью которой является закрепить знания учеников о нашей стране и родном городе, о символах и символиках России.

2. Организация совместных проектов, в которых дети могут исследовать различные аспекты истории и культуры своей страны.

Например, проект «Родной свой край люби и знай». Цель проекта: формирование любви и привязанности к «малой» и «большой» Родине. Направлен на ознакомление школьников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

Проект «По дорогам Великой Отечественной войны», целью которого является воспитание чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Проект «Россия – страна героев». Цель данного проекта: познакомиться и изучить биографию Героев Отечества, которыми мы гордимся. Важно рассказывать о героях прошлого и настоящего, об их подвигах и достижениях.

3. Создание стендов, презентаций, театрализованных постановок, что способствует более глубокому пониманию и осмыслению изученного материала.

4. Проведение экскурсий в исторические памятные места, музеи, которые имеют значение для формирования национальной идентичности.

Например, отличным решением будет посетить музей геологии, принять участие в веселом празднике «Масленица», посетить тематические спектакли в театре, принять участие в мастер-классе.

Памятник А. Демакову

Экскурсия в музей геологии

Веселая масленица

Народные игры

5. Вовлечение детей в художественную деятельность, такую как рисование, создание поделок или написание стихов и рассказов на патриотическую тематику.

Например, участие в смотре чтецов «Строки, опаленные войной», изготовление открыток людям пожилого возраста и инвалидам, участие в несении Почетной Вахты Памяти у Вечного огня на Мемориальном ансамбле «Монумент Славы воинам-сибирякам», участие в фестивале «Поем о славе России», «Славянском фестивале», посвященном Дням Славянской письменности, участие в шахматном турнире, посвященном Дню защитника Отечества, участие в акции «Дети вместо цветов», написание писем и сбор посылок участникам СВО.

Поделка для бойца СВО

Письмо

Очень важную роль занимает вовлечение родителей в воспитательный процесс по патриотическому воспитанию детей.

Например, участие в проекте «Крепкая семья», организация совместных тематических мероприятий, встреч с интересными людьми, семейных праздников, конкурсов, выездов на природу, посещение памятных мест.

Ученикам МАОУ ОЦ «Горностай» повезло, так как они живут в городе Трудовой Славы Новосибирске. У нашего города своя история, много исторических памятников, музеев. У учеников есть огромные возможности посетить экскурсии, окунуться и почувствовать себя частицей этого замечательного города.

Например, посетить музей авиации им. А. И. Покрышкина, музей боевой славы воинов-сибиряков, сходить на экскурсии «Новосибирск – город трудовой доблести», «Закаменский военный городок», «Патриотический Новосибирск».

Наш образовательный центр «Горностай» находится в Академгородке – объекте культурного наследия России регионального значения. Ученики имеют возможность посетить около 30 институтов, побывать в НГУ. Посетить экскурсии в таких музеях, как Центральный Сибирский геологический музей, музей истории генетики в Сибири, музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока, интегральный музей-квартиру Академгородка, АкадемВЦентре (музей вычислительной техники Дмитрия Бачило, музей фототехники Владислава Кукарина), Центральный Сибирский Ботанический сад СО РАН, Выставочный центр железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина, музей «Землянка».

На протяжении многих лет мы с учениками младшей и старшей школы посещаем Новосибирское высшее военное командное училище. Курсанты проводят экскурсии по училищу, в роты героев России, ученики посещают музей и знакомятся с жизнью курсантов. Каждый год мы приглашаем курсантов на проведение «Урока мужества», посвященного Дню защитника Отечества, на котором дети узнают о подвигах наших ребят. Знакомятся с новыми достижениями наших военных, узнают новое о том, как курсанты готовятся к военной службе. Смотрят короткие видеофильмы, в которых рассказывается о жизни, учебе, тренировках курсантов.

Перед 9 Мая ученики младшей и старшей школы посещают «Аллею героев», которая находится на территории НВВКУ. Проводится митинг, на котором поименно вспоминаем всех, кто отдал свою жизнь за нашу Родину. После минуты молчания, ребята возлагают цветы к памятникам героев России.

Митинг

Возложение цветов

В музее НВВКУ 

На территории НВВКУ

Вместе с родителями и детьми мы организуем перед 9 Мая выезд к историческому памятнику «Монумент славы» в честь подвига сибиряков в годы Великой Отечественной войны. Возлагаем цветы у Вечного огня и памятника скорбящей женщины – матери. Посещаем «Аллею Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена славы Новосибирска и Новосибирской области». Там же ученики знакомятся с военной техникой ВОВ.

В нашей гимназии помнят о героях, учениках нашей гимназии, выпускниках НВВКУ, которые отдали свою жизнь за Родину, за наше светлое будущее. Им открыты мемориальные доски. Каждый из них навсегда останется в наших сердцах.

Патриотическое воспитание – это не только любовь к своей Родине, это ответственность за ее будущее. Воспитывая в детях активную гражданскую позицию, готовность защищать интересы своей страны и проявлять заботу о ее процветании, мы прививаем у детей понятие своей роли в обществе и ответственности за будущее страны.

Количество просмотров: 163  

Добавить комментарий

1. Формы патриотического воспитания младших школьников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Году юбилея Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества посвящается… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Дети блокадного Ленинграда. Помним! ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на примере дошкольной группы «Золушка» МКОУ Чикская СОШ № 6 имени Д. К. Потапова ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. «Я другой такой страны не знаю»: приобщение дошкольников к национальной культуре как приоритетное направление современного образования ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Память о тех, кто «живёт» в наших сердцах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Патриотическое воспитание младших школьников через организацию и проведение встреч с участниками боевых действий СВО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Взаимосвязь между духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием младших школьников с ОВЗ на внеурочных занятиях ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в форме устного журнала с использованием электронного контента ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Сказкотерапия как средство нравственного воспитания ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
15. Краткосрочный курс по истории как способ формирования патриотизма у обучающихся основной школы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Гимназическое сообщество как условие и средство гражданского воспитания школьников ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Семейные традиции как способ формирования профессиональных и трудовых династий ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы