Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров

 
 

Гончарова Наталья Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Угрина Ольга Игоревна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров

Патриотическое воспитание детей становится сейчас одной из главных задач воспитания дошкольников. Согласно п. 2.6. Федерального государственного образовательного стандарта: «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.».

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под воздействием среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в дошкольном учреждении, в школе, в семье.

Любовь к Родине, русской культуре не мыслится без народных художественных промыслов. Декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурную ценность.

Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда дети будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Знакомство с народным творчеством в ДОУ начинается с самого раннего возраста, когда ребёнок нуждается в образах, звуках, красках. Всё это несут в себе народное творчество и быт русского народа. Это игрушки и сказки, загадки и поговорки, пословицы. Они являются настоящей сокровищницей народной мудрости. Через родную колыбельную песню, сказку, традиции и обычаи ребёнок получает первые представления о культуре русского народа. Любовь к Родине зарождается в самом раннем детстве, именно в этот период ребёнок отличается особой восприимчивостью.

Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. С помощью народных песенок, потешек у детей формируется положительное отношение к режимным моментам: «Расти коса до пояса…», «Водичка, водичка, умой мое личико…»

Пословицы и поговорки – это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающими, которые понятны детям более старшего возраста. Сложились поговорки и пословицы на основе огромного жизненного опыта. Обращенные к детям, они открывают правила поведения, моральные нормы, например, «Поспешишь – людей насмешишь!», «Жизнь дана на добрые дела!», «Нет друга – ищи, а нашёл – береги!»

Загадки – ещё одна форма словесного народного творчества. Дело не просто в том, чтобы ребёнок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы его ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответ. «Пришла из леса птичница в рыжей шубке – кур посчитать», «Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой», «Барыня – княгиня весь мир нарядила, а сама нагая ходит».

 

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказка способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси лебеди»). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.

Таким образом через использование таких малых форм, как сказки, песни, потешки, пословицы и поговорки мы развиваем речь ребёнка, воспитываем любовь к родному краю и даём первые представления о культуре русского народа.

В младшем дошкольном возрасте начинаем знакомить детей с дымковской игрушкой. Для этого создаём в группе уголок творчества в русском народном стиле, пополняем книжный уголок. В уголок изо-деятельности вносим иллюстрации с изображением дымковской игрушки, элементов росписи, предметы народного творчества, матрешки, народные деревянные игрушки – ваньки-встаньки и др.

Дети учатся взаимодействовать с игрушками, воспроизводить простые элементы и узоры дымковской росписи (полоски, клетка, пятнышки и т. д.).

В средней группе воспитатели продолжают знакомить детей с произведениями устного народного творчества и прежде всего со сказками. А также воспитатель учит детей рассматривать и описывать ярких матрёшек, разноцветные башенки, грибочки, забавные богородские игрушки.

В старшей группе воспитатель планирует занятия, специально посвящённые русскому народному творчеству. Это могут быть беседы о русской вышивке и кружевах, рассматривание и описание изделий с хохломской росписью, городецкой, дымковской и богородской.

В подготовительной группе педагоги уже более подробно рассказывают о хохломской росписи, знакомят с жостовской и гжельской росписью, углубляют знания о дымковской, богородской и городецкой росписи. Чаще занятия строятся в виде беседы, в течение которой расширяются знания детей и обогащается их словарь.

Народное творчество проникает во все уголки нашей жизни. Изобразительное народное искусство, сильное образами, красками, простотой, воспитывает в детях чувство прекрасного. Народные мастера в своём творчестве использовали наблюдение за миром животных и растений, поэтому это интересно и близко малышам. Кстати, сейчас мастера новосибирской области регистрируют свою, уникальную роспись.

В своей работе мы знакомим ребят с народными игрушками, которые мастера издавна делали своими руками. Это тряпичные куклы, обереги, глиняные и деревянные игрушки. Особой популярностью пользуются у детей матрёшки.

Вместе с детьми мы рассматриваем иллюстрации к народным сказкам, знакомим с творчеством русских художников. Например, с работами художника-сказочника В. Васнецова «Алёнушка», «Три богатыря», «Иван царевич на сером волке».

У детей с малых лет необходимо развивать любовь к Родине и воспитывать духовно-нравственные чувства. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволит детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Именно народное творчество, фольклор, прикладное искусство дает возможность приобщить детей к основам гражданственности. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Кроме прочего, вместе с детьми ходим на экскурсии в ДК имени Гайдара в музей народной игрушки. В музее дети сами мастерили кукол – ангелочков. Ещё мы посещали музей «Русская изба» в ближайшей к нашему саду школе. Обязательно советуем родителям посещать выставки народных промыслов вместе с детьми, тем самым развивать интерес к народному искусству, воспитывать любовь к своему народу и своей стране. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Количество просмотров: 219  

Добавить комментарий

1. Формы патриотического воспитания младших школьников
2. «Богата и привольна Родина моя, и промыслом народным славится она»: приобщение дошкольников к истокам русской культуры
3. Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
4. Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска
5. Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы»
6. Военно-патриотическое воспитание молодёжи как фактор формирования гражданина России
7. Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста
8. Наследие русской народной культуры в образовательных практиках
9. «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами
10. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров
11. Краеведение в детском саду
1. Краеведение в детском саду ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Наследие русской народной культуры в образовательных практиках ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Военно-патриотическое воспитание молодёжи как фактор формирования гражданина России ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. «Богата и привольна Родина моя, и промыслом народным славится она»: приобщение дошкольников к истокам русской культуры ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Формы патриотического воспитания младших школьников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Году юбилея Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества посвящается… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Дети блокадного Ленинграда. Помним! ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на примере дошкольной группы «Золушка» МКОУ Чикская СОШ № 6 имени Д. К. Потапова ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. «Я другой такой страны не знаю»: приобщение дошкольников к национальной культуре как приоритетное направление современного образования ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Память о тех, кто «живёт» в наших сердцах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Патриотическое воспитание младших школьников через организацию и проведение встреч с участниками боевых действий СВО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы