Патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с творчеством сибирских писателей

 
 

Некрасова Жанна Николаевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с творчеством сибирских писателей

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, требующий системного подхода. В условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО педагоги дошкольных образовательных организаций активно используют разнообразные педагогические методы и технологии, направленные на создание благоприятной эмоциональной атмосферы, формирование у детей уважения к своей Родине, ее культуре и истории.

Одним из важных элементов работы по патриотическому воспитанию является формирование любви и уважения к своей малой родине, чувства гордости за ее историю и культуру, стремление бережно относиться к уникальной природе родного региона – все это становится возможным благодаря знакомству детей с творчеством сибирских писателей. Ведь художественная литература обладает огромной силой воздействия на сознание и эмоции подрастающего поколения, способствуя глубокому пониманию и осознанию ценностей своего народа, традиций и природы родного края. Она помогает воспитывать патриотов, обладающих высоким уровнем гражданской ответственности и осознающих важность сохранения культурного наследия и природных богатств Сибири. Именно поэтому произведения местных авторов играют ключевую роль в процессе формирования патриотизма среди молодого поколения россиян.

Сибирь славится своими выдающимися писателями, чьи творения раскрывают перед детьми многообразие культур и уклад жизни коренных жителей нашего региона. Произведения сибирских авторов позволяют юному читателю окунуться в атмосферу самобытных традиций, обычаев и быта сибиряков, передавая дух настоящей сибирской жизни. Благодаря этому дети начинают глубже чувствовать красоту окружающей природы: величественность рек, богатство лесов, бескрайность полей и таинственность лесных тропинок приобретают особый смысл и значение. Писатели словно оживляют природу, делая каждую деталь живой частью детского восприятия мира, формируя бережное отношение к родным местам и пробуждая любовь к своей земле. Поэтому мы можем утверждать, что творчество сибирских авторов играет важную роль в формировании экологического сознания и нравственных ориентиров подрастающего поколения, укрепляя связь поколений и приобщая детей к сокровищнице культуры родного края.

Тему «Писатели Сибири» вполне возможно интегрировать в календарный план изучения лексики старших дошкольников либо включить ее в раздел «Моя Родина, мой город». Такой подход позволит успешно решать целый ряд образовательных задач: способствовать формированию нравственности и патриотизма, стимулировать интерес к познанию нового и развивать творческие способности ребят, расширять и углублять детский словарь, а главное – воспитать грамотного читателя.

Отметим, что родоначальником детской литературы в Сибири можно считать автора сказочной поэмы «Конек-горбунок» П. Ершова. Но как полноценная область художественной словесности она начинает формироваться только через столетие, на рубеже 1930-х. 

В это время получила развитие поэзия для детей. С нее начинала творческий путь Елизавета Стюарт, выпустившая более тридцати книг для юных читателей. В ее стихах много света, доброты, мягкого юмора. Они очень созвучны детскому восприятию.

Более двадцати поэтических книг для детей создал Иван Молчанов-Сибирский. Его настоящая фамилия – Молчанов, а именоваться Сибирским он стал потому, что очень любил Сибирь, ее природу, людей и писал о них. Больше всего Молчанов-Сибирский писал для детей, которыхон очень любил и хорошо понимал: «Мне думы ребячьи понятны, их жаркие чувства близки…». У него есть книжки и для малышей. Первые стихи для самых маленьких – «Милая картошка», «Лисенок Тумай», «Шишкари». Потом были «Лыженята», «Таежная тропинка», «Лодка-мореходка», «Белкин дом», «Малыши», сборник маленьких рассказов «Медвежонок на палубе», «Иринка», «Елка – зеленая иголка». Многочисленные стихи о природе, зверях и птицах привлекают ко всему живому, учат понимать добро и красоту.

Настоящий расцвет литературы для детей в Сибири начался уже во второй половине XX века, которая была отмечена появлением целой плеяды талантливых авторов и наметились дальнейшие ее перспективы.

В 1950-х получил развитие жанр литературные сказки. В 1958 свою первую сказку – «Приключения Жакони» – опубликовал Ю. Магалиф. Его перу принадлежит еще ряд сказочных повестей, но именно приключения тряпичной обезьянки Жакони сделали ее автора популярным.

Юрий Михайлович Магалиф (1918-2001) – новосибирский писатель, поэт, артист. И еще – настоящий Сказочник! Для детей он написал более десятка сказочных произведений: от небольших сказок до сказочных повестей. Сказка «Приключения Жакони» была написана в 1957 году. В это время артист Юрий Магалиф вел на новосибирском радиопередачу о природе. Юные слушатели попросили его прочитать сказку. И тогда он прочитал сказку собственного сочинения. Гармонично соединены в этой сказке реальное и фантастическое, озорство и грусть, азарт и рассудительная назидательность. Магалиф стал одним из первопроходцев жанра литературной сказки, но далеко не единственным ее представителем.

Одним из самых доступных способов познакомить детей с творчеством сибирских писателей является приобщение их к чтению журнала «Сибирячок», который учит детей человечности, заботе о других. Этот журнал до сих пор издается и пользуется популярностью. Обращаясь к журналу, мы можем рассказать ребятам, откуда пришло это название журнала, что в свою очередь побуждает к знакомству с творчеством иркутского писателя Марка Сергеева. Он выпустил более трехсот книг для детей. В своих произведениях автор ведет серьезный разговор о жизни, о явлениях природы, о красоте и богатстве родной сибирской земли. Он и придумал сказку о рождении Сибирячка, имя которого в последствии и стало названием журнала.

Рассказ Сергеева «Глоток океана» поможет детям понять значение слов друг и дружба, смелость и отвага. Из этого рассказа дети узнают о нерпе и ее детенышах, об их жизни, о том, что дружба бывает не только среди людей, ни и среди обитателей леса, тайги, рек и озер.

«Сказка о нетающей снежинке» учит детей не только доброте, но и умению прощать. Это тоже ценное нравственное качество. Прощать иногда трудно, но это говорит о добром сердце человека. Марк Сергеев в своих произведениях доносит до ребят чувство уважения ко всему, что их окружает, углубляя понятие о добре и зле, о правде, о мире.

Обязательно надо познакомить детей с творчеством сибирского поэта Михаила Трофимова. Он выпустил четыре книги. Стихи Трофимова посвящены лесному царству и его обитателям. Стихи, как серьезные, так и шуточные, песенки, потешки, байки, приговорки – именно эти жанры развивают речь детей, приучают к ритмам народного поэтического слова.

Не менее интересными и полезным в образовательном и воспитательном плане является творчество С. Устинова. «Любовь к природе, ко всему живомунеобходимо прививать с детства». Он пишет интересные рассказы о животных нашей сибирской тайги.

Владимир Викторович Шамов – известный новосибирский писатель, создающий мифологию города на Оби, автор книг в жанре сибирских сказов для семейного чтения – является автором многих историй, сказок и легенд о Новосибирске и его жителях. В новосибирскую городскую жизнь прочно входят образы Городовичка и Владычицы речной – Обинушки, придуманные Владимиром Викторовичем. У писателя выходят три книги «Обская легенда», «Катеринина тайна», «Легендные россыпи». Эти книги создают рассказывают об истории города, названиях площадей и улиц, людях и их творениях.

 Список талантливых авторов, пишущих о жизни и природе Сибири, поистине огромен. Хочется подчеркнуть важность поэтапного подхода при знакомстве детей с писателями Сибири. Процесс освоения творчества каждого автора включает несколько ключевых этапов:

– Знакомство с биографией. Дети узнают основные факты из жизни писателя, видят его портрет, формируют первое представление о нем.

– Чтение произведений. Педагоги или родители вслух читают выбранные рассказы, стихи или отрывки из книг, привлекая внимание детей к языку и стилю повествования.

– Обсуждение прочитанного. После чтения проводится обсуждение сюжета, образов героев, смысла произведения. Разбираются незнакомые слова, формируется понимание текста.

– Домашнее чтение. Если произведение требует дополнительного погружения, рекомендуется продолжить читать книгу вместе с семьей, завершить ее дома самостоятельно.

– Досуговые мероприятия. Конкурсы чтецов, тематические викторины, создание рисунков по мотивам прочитанных произведений помогают закрепить полученные знания и вовлекают детей в активное участие.

– Создание мини-библиотек в группе. Для поддержания интереса и удобства повторного обращения создаются небольшие библиотеки группы, куда включаются лучшие издания любимых авторов.

Такой комплексный подход способствует развитию у детей глубокого понимания и привязанности к литературе, формирует основы читательской компетенции и прививает любовь к чтению и родному краю, позволяя детям проникнуться уникальностью сибирского края, осознать богатство культурного наследия Сибири и сформировать чувство гордости за свою малую родину. Такое чтение способно обеспечить гармоничное формирование нравственных ориентиров и патриотических чувств у современных дошкольников.

 

Список литературы:

 

  1. ВикиСибириада. Электронный ресурс: https://wiki-sibiriada.ru/Шамов,_Владимир_Викторович.
  2. Карпова Е. И. Консультация для воспитателей «Знакомим детей с творчеством сибирских писателей». Электронный ресурс:https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2024/04/20/konsultatsiya-dlya-roditeley-znakomim-detey-s.
  3. Комагорцева Е. Знакомим детей с творчеством сибирских писателей. Электронный ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-znakomim-detei-s-tvorchestvom-sibirskih-pisatelei.html.
Количество просмотров: 17  

Добавить комментарий

1. Историческое просвещение на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Родительский ресурс: как вовлечь семьи в программу «Орлята России» и создать сообщество единомышленников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с творчеством сибирских писателей Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Использование современных технологий в организации патриотического воспитания в условиях детского сада ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Организация патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: современные подходы и практические рекомендации ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Кубик Блума как средство патриотического развития ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Технология «Лаборатория историй»: патриотическое воспитание через развитие читательской грамотности дошкольников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Развитие межличностных и командных навыков через участие в патриотических проектах ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
11. Сетевой проект нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников с детскими садами России «Калейдоскоп культур России» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
12. Краеведение в детском саду ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Наследие русской народной культуры в образовательных практиках ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Военно-патриотическое воспитание молодёжи как фактор формирования гражданина России ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы